[500x375]

Много городов и сел родилось на земле российской за её тысячелетнюю историю. Созданные руками мастеровых, чьи имена давно забыты, стоят они, будто одушевленные памятники, мосты из прошлого в настоящее. Выкса – один из таких городов. Если смотреть на наш город с высоты птичьего полета, то картина представляется взору необыкновенная. Город лежит окруженный бархатом дремучих лесов и в ожерелье прудов. Пожалуй, нет в нашей Нижегородской области города, где так переплетены история и современность, прошлое и настоящее, поэзия легенд и реализм индустриальных буден. Современные жилые кварталы соседствуют с тихими провинциальными улочками. Старое и новое живут в нашем городе рядом.
История Выксы – история развития металлургического производства.
Это было два с половиной века назад. Тогда-то в Приокский металлургический центр вместе с другими заводами вошла и группа выксунских заводов.
Основание Приокского железорудного промышленного района связано с именами братьев Андрея и Ивана Баташовых, бывших владельцев Тульского и Медынского металлургических заводов.
Баташовы – семья горнозаводчиков. Родоначальником её считают кузнеца Тульской оружейной слободы Ивана Тимофеевича Баташова. Андрей и Иван дети Родиона – младшего сына Ивана Тимофеевича.
Датой основания Выксунских заводов принято считать 1757 год. Верхне-Выксунский завод вступил в строй действующих в 1766 году. Завод имел две чугуноплавленные домны, две молотовые фабрики для ковки железа, фабрики по производству суконных машин и ручной отделке кос, кузницу, столярную, модельную и слесарную мастерские.
Верхне-Выксунский завод производил чугун, отливал пушки разных калибров, ядра и гранаты к ним, изготовлял суконные и полотняные машины, серпы, косы, котлы, горшки, ломы, молоты, топоры, выковывая железо полосовое, связное, сортовое, шинное, листовое.
В 1767 году в километре от Верхнего завода Баташовы построили Средний завод. Он выпускал кастрюли, ковши, ложки, вилки, серпы, гвозди, косы. В 1768 году у нижней плотины реки Выксунки был основан Нижний завод для выделки сортового, полосового и листового железа.
К моменту основания Верхне-, Средне- и Нижне-Выксунских заводов поселений на месте постройки предприятий не имелось. Но скоро на берегах реки Выксунки, потеснив лесные массивы, вырос новый населенный пункт Выкса.
«Выкса» - слово угро-финского происхождения. В переводе означает «Поток», «Течение». До 10-11 веков здесь проживали племена угро-финской группы.
После смерти Ивана Баташова в 1821 году заводы переходят его внукам и правнукам под опекунское управление генерал-лейтенанта Д.Д.Шепелева.
В тот период Выксунские заводы были наиболее крупными предприятиями не только в Нижегородской губернии, но и в стране. На долю Выксунских заводов приходилось 40% всех фабрично-заводских рабочих Нижегородской губернии, что в 4 раза превышало количество рабочих Нижнего Новгорода.
В связи с повышающимся спросом на металлургическую продукцию на заводах происходит дальнейшее развитие техники и усовершенствование производства.
В этом отношении Выксунские заводы следует считать передовыми в металлургической промышленности всей страны. Выксунский завод явился одним из первых в России, где для производства была применена паровая машина. Мастеровые Лукин и Ястребов построили её на 9 лет раньше, чем механик Нижне-Тагильского завода Черепанов.
Заводы выпускали продукцию высокого качества, и она славилась на весь мир. На международных выставках в Лейпциге и Париже, в Турине и Милане, Москве и Казани продукция заводов получала дипломы первой степени.
После смерти Д.Д.Шепелева в 1841 на фоне общего социально-экономического кризиса в России в связи с использованием крепостного труда усугубляется упадок производства на Выксунских заводах. Да и новый владелец заводов И.Д.Шепелев не проявлял большой энергии в делах, не стремился поддерживать на прежнем уровне, вел расточительную жизнь. Выксунские заводы попадают в зависимость от торгового капитала. По просьбе сестер и младшего брата Николая правительство отстраняет от управления заводами Ивана Шепелева и назначает опекунский совет. С 1846 года полновластным распорядителем дела стал назначенный опекуном находившийся в родственных связях с Шепелевыми артиллерийский полковник В.А.Сухово-Кобылин.
Состояние дел на заводе становилось все более тяжелым, производство сокращалось. Опекунство переходило из рук в руки.
К 1826 году заводы попали в полную зависимость к купцам Пастухову, Баркову и Рукавишникову. В это время появилось правительственное распоряжение об оценке Выксунских заводов и продаже их с публичных торгов. В июле 1865 заводы переходят к английским акционерам.
В 1881 году заводы правительством были переданы баварскому подданному – Лессингу. Было образовано акционерное общество «Выксунских горных заводов».
Располагая крупным капиталом, Лессинг вкладывает в предприятие 2 млн. рублей. По его приказу меняют устаревшее оборудование, вносят новое в технологический процесс, строят заводские корпуса, устанавливают новые машины. Неходовые виды продукции заменили имеющими широкий сбыт. Стали выпускать котельное железо, гвозди, рельсы, стальные болванки. Заводы получали большие заказы, особенно на котельное железо и прокат для железнодорожного строительства.
Заводы Выксы, Вили, Досчатого в 1894 году были соединены между собой железной дорогой на конной тяге, что улучшило транспортировку сырья и готовой продукции.
С 1892 года на Нижне-Выксунском заводе началось мартеновское производство стали, в 1898-99 годах строится корпус для прокатного цеха, механическая мастерская, мартеновская печь, пудинговая и сварочная печи и другое. На Верхне-Выксунском заводе полностью реконструированы доменные печи. С началом первой мировой войны правительство наложило на владение Выксунскими заводами государственный запрет. Заводы передали управлению шоссейных дорог Министерства путей сообщения.
В 1918 году для управления заводами создается коллегиальное управление Выксунского горного округа. С 1921 года введено единоначалие в лице директора.
В 1922-23 годах началось строительство мелкосортного и вилопрокатного цехов. С 1921 по 1925 годы построено 110 километров железной дороги.
Серьезное внимание уделяется вопросам подготовки квалифицированных кадров.
В 1925 году на базе металлургического завода школа фабрично-заводского ученичества – ФЗУ № 1 (в настоящее время профессиональное училище № 2). В 1928 году открывается ФЗУ на базе Шиморского судоремонтного завода.
Для подготовки инжерно-технических кадров в 1929 году открывается металлургический техникум.
В эти годы начинается большое строительство жилья. Построены жилые массивы из 2-х этажных деревянных домов, так называемые – поселки Кирова, Семи расстрелянных коммунаров, 11-ой годовщины Октября, а также баня, пекарня, больница, клуб Верхнего завода. Начинается организация детских садов. В конце 20-х годов в домах выксунцев заговорило радио, была проложена первая линия городского водопровода. Решаются вопросы электроснабжения.
Создается горпромкомбинат, который осваивает выпуск более 30 видов продукции: мебели, жестяных изделий для домашнего обихода, кирпича, организуются пункты пошива и ремонта верхней одежды, белья, головных уборов. Продолжается застройка многоквартирными кирпичными домами главной улицы города – Красные Зори, улиц Пирогова, 8-е Марта, Нахимова. Построены здания банка, пожарной охраны на ул. Ленина. Сдан в эксплуатацию стадион «Металлург».
1 мая 1930 года произведена торжественная закладка завода дробильно-размольного оборудования. Для подготовки кадров рабочих на строящийся завод открывается ФЗУ № 2 впоследствии профессиональное училище № 3. Первая отечественная дробилка была изготовлена 30 марта 1933 года.
В 1927 начали функционировать судоремонтные мастерские в р.п. Шиморское. К 1935 мастерские, по сути, превратились в завод. Здесь строились буксирные газоходы, баржи грузоподъемностью 100-600 тонн.
С 1937 года начинает выпускать продукцию Досчатинский завод медицинского оборудования. Это единственное в стране предприятие, выпускающее специальные механизированные кровати, различные тележки, столы ортопедические, механотерапевтические для вытяжки позвоночника, кресла гинекологические и зубоврачебные, подъемники, коляски, стерилизационное оборудование и др. изделия, облегчающие не только лечение больных, но труд младшего и среднего медицинского персонала.
В 1935 году был принят план застройки будущей Выксы.
Построена школа № 8, хирургический корпус городской больницы, строятся жилые дома, магазины. Начинается реконструкция городского парка, открывается филиал политехнического института.
Великая Отечественная война прервала созидательный труд выксунцев. Но уже в первые дни была осуществлена перестройка экономики на военный лад.
Размещение беженцев, организация госпиталей, выполнение военных заказов. В городе были организованы учебные пункты военного всеобуча. После работы на этих пунктах люди учились владеть оружием – винтовкой, гранатой, пулеметом. Здесь же готовили группы истребителей танков, минометчиков, механиков-водителей, связистов, сандружинниц. На заводах были сформированы команды местной противовоздушной обороны.
17 октября 1941 года областной комитет обороны отдал приказ о сооружении оборонительных рубежей. Горисполком мобилизует на сооружение этих рубежей рабочих заводов, служащих, учащихся техникума и ремесленных училищ, домохозяек. Работа была закончена к январю 1942 года. Город жил тревожной жизнью войны.
После войны выксунцы вернулись к мирному созидательному труду. Уже в 1947 году металлурги достигли довоенного уровня производства труб и проката, а в 1948 году – производства стали.
В 1947 году отменяется карточная система обеспечения населения хлебом, продуктами питания. Но обстановка оставалась очень сложной: трудовое и бытовое устройство инвалидов войны и труда, семей погибших воинов. Более шести тысяч выксунцев погибли на фронтах.
В 50-е годы население Выксы стало быстро увеличиваться за счет притока жителей из сел и деревень, которым стали выдавать паспорта, а рабочих мест на предприятиях не было. Большинство выпускников Выксунского металлургического техникума было вынуждено уезжать из города. Для трудоустройства населения создавались участки и артели по производству металлических кроватей, мебели, пошиву обуви, изготовлению плетеных изделий. Сложно решались вопросы строительства жилья и объектов соцкультбыта. Средства из областного бюджета не выделялись. Строительство велось в основном методом народных строек. Кирпичный завод увеличивает выпуск кирпича до 2,5 миллионов штук в год. Это позволило вести строительство двухэтажных кирпичных домов на улицах Островского, Чкалова, Кутузова и других, разработать программу по сносу бараков и ветхого жилья. Большой размах получило строительство домов путем создания кооперативов и методом «самстроя». Предприятия выдавали своим работникам материалы, и они своими силами строили дома. Организовывались воскресники по благоустройству города, прокладке водопроводных линий, посадке деревьев. Дорог с твердым покрытием в городе почти не было. С большим трудом в поселке Шиморское был построен асфальтовый завод. В 1954 году открывается автобусное движение. В 1957 году завод дробильно-размольного оборудования первым в Советском Союзе освоил изготовление комплектов оборудования для полигонного выпуска элементов крупнопанельных бескаркасных жилых домов. В этом же году построен опытный шестидесятичетырех квартирный панельный дом по улице Красные Зори. В 1960 году введена в эксплуатацию школа № 11, в 1962 году – дворец культуры имени В.И.Ленина. Образуются садоводческие товарищества «Труд» (Выксунского металлургического завода), «Мир» (завода дробильно-размольного оборудования).
В 1963 году началась газификация города, построен ретранслятор. В 1964 введена в эксплуатацию школа № 12. Но не все шло гладко. Градообразующее предприятие города – металлургический завод старел. Продукция выпускалась с низким качеством, не соответствовала современным требованиям. Новые производства и дополнительные рабочие места на заводе не создавались. Руководители всех уровней понимали, что без крупных капитальных вложений в развитие города и заводов из тупиковой ситуации выйти не возможно. Вопросы реконструкции металлургического завода решались очень сложно. В министерстве черной металлургии СССР было мнение, что Выксунский металлургический завод – бесперспективное предприятие, так как не имеет сырьевой базы и площадей для расширения завода, а город не имеет строительной базы. Благодаря большим усилиям и настойчивости руководителей города и завода удалось решить вопрос реконструкции и расширения металлургического производства.
Создание строительного треста № 10 «Металлургстрой» с его субподрядными организациями – монтажными, транспортными и другими дает городу второе рождение. Вместе с промышленными объектами строятся объекты социально-культурного, бытового назначения и жилье. В связи с бурным строительством возникла острая потребность в рабочих строительных специальностей. В 1966 году открывается строительное училище № 57 (в 1996 году профессиональное училище № 3 (машиностроителей) и № 57 объединены в одно, получившее № 35).
За прошедшие 30 лет металлургический завод и город неузнаваемо изменились. Сегодня завод располагает крупнейшим в Европе комплексом по изготовлению железнодорожных колес, современным трубным производством, уникальным производством пористого проката, широкой номенклатурой товаров народного потребления.
Именно в эти годы город приобретает современный облик. Построены четыре жилых микрорайона, множество объектов социально-культурного назначения: узел связи, телевизионный ретранслятор, больница с поликлиникой, аптека, универмаг, административные здания исполкома городского совета народных депутатов, милиции, суда, кинотеатр «Родина», гостиница «Россия», мемориальный комплекс с Вечным огнем, школы, детские сады. Велось большое строительство в сфере коммунальной инфраструктуры.
Золотым фондом города являются его жители. Выксунцы известны во многих отраслях, в разных уголках России, её ближнего и дальнего зарубежья. Только благодаря добросовестному труду многих поколений на протяжении всей своей истории Выкса строилась и комплексно развивалась.
Источник:
http://raion.wyksa.ru/?do=Town_history
Фото с сайта:
http://nnovgorod.travel-gid.ru/muse/f20b.jpg
Место на карте