[500x419]

4 ноября 2004 года в столице Республики Удмуртия городе Ижевске открылся музей знаменитого конструктора-оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова (в 2005 году переименован в Музейно-выставочный комплекс им. М.Т.Калашникова). Экспозиция музея состоит из центрального зала, мемориально-исторической экспозиции и временных выставок, посвященных ижевскому оружейному производству.
Центральный зал по своей архитектуре относится к типу храмовых пространств, отсюда его торжественное звучание. Экспозиция интерпретирует оружейный мир, как мир человеческой мысли, знания, поиска. Экспозиция зала открывает посетителю истоки "Феномена Калашникова, Человека и его Изобретения". М.Т.Калашников "стоит на плечах титанов", поэтому в зале появляются образы гениев технической мысли от Архимеда и Леонардо да Винчи до русских изобретателей оружейников. Возникает галерея, в которой М.Т.Калашникову отведено достойное место. Но это лишь один из трех источников феномена Калашникова. Другой источник - русское оружейное производство, прежде всего ижевское. История Ижевского завода и заводов формирует вторую тему вводного зала. Наконец, третья тема - это тема "Защиты Отчизны". Она переходит в тему "Мироустроения, культуры мира, ценностей мира, дома и семьи", которые защищает человек. Торжественный зал, скорее "сокровищница", чем арсенал, здесь много исторического оружия, которое показывается как драгоценность.
Основная экспозиция строится вокруг биографии знаменитого конструктора-оружейника и состоит из трех разделов:
Пространство жизни
Пространство творчества
Пространство славы
Эффект музея, "говорящего от первого лица", достигается за счет соединения предметной и электронной экспозиций. В динамической экспозиции на плазменных панелях представлены видеоматериалы - документальные фильмы об М.Т.Калашникове и хроника. Авторский комментарий перекликается с кинолетописью времен коллективизации, Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий. Через личность М.Т.Калашникова мы видим и воспринимаем время и события.
Экспозиция в целом представляет собой музейное прочтение воспоминаний М.Т.Калашникова. Все сюжетные линии сходятся в образе одного человека - героя своего времени и национального героя. Именно личность М.Т.Калашникова связывает столь различные миры как Россия, США, Китай и Ближний Восток. Расположенные по дуге экспозиционные залы как бы стремятся, в конечном счете, сомкнуться. "Пространство жизни" не только начинает, но и завершает экспозицию, символизируя возвращение человека к самому себе, к своим истокам. Предметно эта идея воплощается в комплексах дома в Курье и дома в Ижевске, семьи Калашниковых и семьи М.Т.Калашникова.
Особый вопрос - соотношение в экспозиции тематических линий человека и его творения. Оружие во все времена персонифицировалось, наделялось разумом, имело свою судьбу. В данном случае качества человека - простота, надежность, верность - перешли на созданный им автомат. Основная экспозиция открывается историей жизни человека. Затем появляется "второй герой", и начинается история автомата. В "Пространстве славы" жизнь человека обретает новый, мировой контекст. Имя "Калашников" становится достоянием цивилизации и начинает жить самостоятельно. В экспозиции появляется третий герой.
Сложности в подборе материала были обусловлены судьбой и характером профессиональной деятельности меморируемой личности:
М.Т.Калашников родился в крестьянской семье, которая в конце 1920-х годов была раскулачена и сослана, а родной дом будущего изобретателя сожжен. Никаких материальных свидетельств, относящихся к периоду детства и юности Калашникова не сохранилось.
Большую часть жизни М.Т.Калашников был засекречен, не со всех его разработок этот гриф снят и сегодня.
Несекретный материал давно разошелся по музейным коллекциям (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Петербург; Музей Ижевского машиностроительного завода; Тульский государственный музей оружия; и др.), экспонируется, и музеи не собираются с ним расставаться.
В этой связи было принято решения главными средствами организации экспозиционного пространства сделать 17 видео и мультимедийных программ, которые демонстрируются в информационных киосках, на плазменных панелях и проецируются на стены залов (посмотреть скриншоты). С их помощью удалось реализовать концепцию музея "от первого лица", когда сам герой рассказывает посетителю о своей жизни. Отрывки из мемуаров Калашникова и видеозаписи его рассказов чередуются с кадрами кинохроники, показывающими самого Калашникова, его изобретения и исторические события, на фоне которых разворачивалась его деятельность.
В данном случае видео и мультимедийные программы оказались в экспозиции едва ли не единственными аутентичными объектами. Все остальное (средовой материал, муляжи оружия, дизайнерские инсталляции), скорее создают фон, среду, в которой предъявляются электронные экспонаты.
текст и фото
НА КАРТЕ