• Авторизация


Город Оренбург. Здание Краеведческого музея 07-06-2008 07:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!




[700x685]
Здание Краеведческого музея (Советская. 28) было выстроено в 1836 году как особняк для богатого винного откупщика А.И.Еникуцева. Приобретённое затем В.А.Перовским под канцелярию оренбургских генерал-губернаторов, здание к 1852 году было радикально перестроено в стиле “русский ампир”. Позднее сюда вселилась Контрольная палата.

В центре главного фасада, над рустованным (горизонтальная рустика) первым этажом, возвышается шестиколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Колонны портика с ионическими капителями. Блестяще решены торцовые фасады здания (один торец выходил в то время на центральную площадь), где скучная: двускатная крыша превращена в еще один портик с шестью полуколоннами и с фронтоном. Торцевой портик изящно связан с боковыми ризалитами главного фасада. Этот довольно редкий для русского классицизма прием оформления был обусловлен градостроительной ситуацией и свидетельствует о незаурядном мастерстве автора проекта. Кроме того, такой прием отражает типичное для классицизма стремление к абсолютной законченности архитектурной композиции здания.

Фасады украшены скупыми, тщательно прорисованными лепными деталями с характерными для ампира изображениями античных факелов, цветочных розеток, масок, изысканного растительного орнамента. Красивая литая решетка украшает ограждение галереи центрального портика. Проста, но изысканна парапетная решетка.

В целом архитектуре Краеведческого музея свойственны черты уютных городских особняков ампирной Москвы - известных памятников русского зодчества. В качестве аналогов можно назвать б. дом Демидова (1790-е годы) и б. дом Губина (1790-е годы) архитектора М.Ф.Казакова; б. ом Лунина (1823 г.) и главный дом б. усадьбы Найденовых (1829-1831 гг.) архитектора Д.И .Жилярди. В первой половине XIX века для строительства в провинции привлекались крупные столичные архитекторы. Этим можно объяснить высокие архитектурные качества ампирных построек Оренбурга. Простые и привлекательные здания, выстроенные при первом правлении генерал-губернатора В.А.Перовского (1833-1842), были возведены после утверждения проектов в столичном департаменте военных поселении, где, кстати, с 1837 года вел большую работу виднейший архитектор императорского двора А.П.Брюллов.

К числу домов, построенных в это время, относятся: Краеведческий музей (бывший дом купца Еникуцева), Дом учителя (бывшее Дворянское собрание), Институт усовершенствования учителей (бывшая канцелярия оренбургских генерал-губернаторов). По проекту самого А. П.Брюллова был возведен Караван-Сарай (1842), ныне памятник мирового значения.

Наиболее старинные из сохранившихся построек Оренбурга относятся русскому классицизму и ампиру. Классицизм - стиль в русской архитектуре XVIII - первой половины XIX веков. Существеннейшей чертой русского классицизма явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерной системе с колоннами) как к идеальному эстетическому эталону.

Наиболее характерным элементом русского классицизма является портик, увенчанный фронтоном или аттиком, и эффектно выделяющий центральную часть здания. (В небольших городских особняках заменой портику часто служил простой мезонин). При этом стены нижнего яруса обычно бывают обработаны рустикой, а на верхних ярусах преобладают гладкие поверхности.

Русский классицизм подразделяется на два этапа: а) XVIII век и б) первая половина (первая треть) XIX века, так называемый "русский ампир". Русский ампир - стиль в архитектуре, завершающий эволюцию русского классицизма. Использовал те же мотивы: античного зодчества, что и классицизм XVIII века, но отличался стремлением к большей строгости, а иногда к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира доминирует военная эмблематика (дикторские связки, лавровые венки, фала и т.п.), в окраске зданий - нейтральные цвета, свойственные, впрочем, и классицизму: серый, розовый, охристый.

От классицизма XVIII века в Оренбурге остались довольно скромные по внешнему виду постройки. К числу их относятся: б. дом Рычкова, военный госпиталь, б. Гостиный двор (фасады были изменены позднее). Они отражают тенденции провинциального русского классицизма.

“Русский ампир” в архитектурном наследии Оренбурга более обширен и представлен выдающимися образцами. опросы архитектурного наследия дореволюционного Оренбурга до сих пор изучены крайне недостаточно. А между тем. Оренбург, особенно его исторический центр, представляет значительный интерес. А.В.Луначарский в 1929 году писал: “Оренбург - типичный город для меновой торговли, которых в нашей стране немного, а в других европейских странах и того меньше”. Подобно тому, как Петербург долгое время служил “окном в Европу”, Оренбург являлся “ключом и вратами в Азию”. Оренбург - один из немногий городов, которые строились по утвержденному плану, отражающему новые тенденции русского градостроения, появившиеся в XVIII веке. а имении: * принцип регулярности планировки (то есть, систему взаимно пересекающихся под прямым утлом улиц); * симметричное расположение комплексов зданий: * обязательное наличие главной центральной площади: * стилевое единство застройки и др. * Заранее разработанный план “привязывался” затем к существующему рельефу... Эти принципы в то время были необычны для строительства, поэтому применялись лишь при строительстве новых городов. Оренбург избежал коренной реконструкции, которой подверглись русские города в конце XVIII века и сохранил свою планировку до настоящего времени. Разумеется. только в историческом центре. Поэтому сама планировочная структура городского центра может рассматриваться как “совокупный памятник истории и архитектуры XVIII. XIX и XX веков” сохранивший целостность пространственной системы. В этом смысле Оренбург резко отличается от других крупных городов Урала, которые сильно “осовременились”. , В отличие от планировки, застройка исторического центра сохранилась в деформированном виде. Были снесены соборы, церкви, мечети и часовни. Та же участь постигла многочисленные башенки, купола, шпили и другие завершения гражданский зданий, которые были так характерны для старого Оренбурга. Эти объекты создавали необходимые сгущения и разрежения застройки по плотности и высоте. Анализ сохранившейся застройки центра Оренбурга позволяет сделать следующие выводы: * характер застройки стал более монотонным по плотности и силуэту; * исторически ценная застройка сохранилась своеобразными группами. в основном, в центральной, северной и западной частях городского центра; * сохранились участки улиц и даже целые улицы с застройкой, интересной в архитектурно-художественном отношении; к таковым можно отнести ансамбль улицы Советской, улицы Кирова, Ленинскую, участки улиц Кобозева. 9-го Января, Пролетарской, Чичерина, переулок Рыбный, участки переулков Хлебного и Брыкина; * застройка улиц была довольно “зубчатой” по силуэту (то есть, с неодинаковой высотой фасадов и градостроительными “дырами”), что нельзя назвать положи тельным фактором; * архитектура сохранившихся старинных здании складывалась постепенно с учетом местных художественных традиций и потому отличается чрезвычайным разнообразием стилевых признаков. Для венчающих частей старинных зданий были характерны разнообразные башенки, шатры, купола, шпили, парапетные тумбы с вазонами. которые плохо сохранились (но некоторые можно восстановить. вернув юроду часть прежнего облика). В советское время и историческом центре Оренбурга велось незначительное строительство. При этом надо отметить, что архитектура зданий, построенных до 1955 года. достаточно сочетается с окружающей исторической застройкой. Для примера можно назвать Дом Советов, Областной Драматический театр, четырехэтажный жилой дом по Матросскому переулку, застройку улицы Богдана Хмельницкого, двухэтажное здание на углу Советской и Профсоюзной улиц. В отличие от них здания, построенные после 1955 года. в большинстве своем резко конкурируют с прежней застройкой и по высоте и но масштабности, и но прочим архитектурным компонентам. Все архитектурное наследие дореволюционного периода можно классифицировать на следующие группы зданий: * крайне редкие здания ХVIII века, из которых большинство находится под охраной государства (б. дом Рычкова, б. дом Тимашева, б. Пушечный двор, б. Гостиный двор, военный госпиталь и др.); * немногочисленная группа зданий первой половины XIX века, в подавляющем большинстве находящихся под охраной государства (б. генерал-губернаторский дом, б. Дворянское собрание, б. гауптвахта, Краеведческий музей, б. Неплюевский кадетский корпус, б. Караван-Сарай и др.); * многочисленная группа интересных в архитектурно-художественном отношении зданий второй половины XIX - начала XX веков, из которых лишь единицы охраняются государством как памятники истории или культуры. Наиболее хорошо сохранились здания, построенные с 80-х годов .XIX века до 1917 года (т.е. после опустошительных пожаров 1860 и 1879 годов). Как правило, это капитальные постройки, сохранившие (пока еще!) красивые лепные детали фасадов, оригинальные чугунные козырьки входов, “зонты”, парапетные решетки, изразцовые печи н камины в интерьерах Все эти здания давно требуют срочного ремонта, реставрации деталей, мер укрепления, иначе скоро настанет время, когда их не удается спасти никакими усилиями. Но существующее положение таково, что немногочисленные произведения классицизма и ампира в Оренбурге взяты под охрану государства, а многие выдающиеся постройки более позднего времени оказались в забвении. Такая явная недооценка архитектурного наследия второй половины XIX -начала XX веков была характерна для всей истории русской архитектуры вплоть до 70-х годов нашего столетия. Е.А.Борисова в книге “Русская архитектура конца XIX - начала XX веков” пишет: “Вся архитектура 1850-1910 годов оценивалась как архитектура упадка, не имеющая художественных достоинств. Фактически многочисленные сооружения этих лет не только не считались полноценными произведениями искусства, но воспринимались как досадная помеха, которую “старались не замечать”. История русской архитектуры в большинстве исследований искусственно обрывалась на рубеже 1840-х годов. Между тем, совершенно очевидно, что нельзя обойти и выбросить из истории более чем полувековой этап развития архитектуры. Изучение его показывает, что особенный интерес представляет период 1900-1910 годов, так как он является качественно более высоким этапом, богатым интересными художественными явлениями”. В настоящее время и разнообразная эклектика 1850-1900-х годов, и модерн 1900-1910-х годов, и неоклассицизм начала XX века рассматриваются как полноценные этапы развития русской архитектуры. Таким образом, русская архитектура ХVIII, XIX и начала XX веков предстает в неразрывной связи с предыдущими этапами развития. Великий русский критик В.В.Стасов писал на рубеже XX столетия: “По моему мнению, из всех искусств, прославивших XIX век, наибольших результатов достигли - Архитектура и музыка. И это потому, что в области этих двух искусств, всего более побеждено предрассудков, привычек и преданий”. Не застой и упадок (как в впоследствии было принято оценивать период эклектики), а период поиска и открытий, иногда даже превышающих художественные возможности зодчества, обращение к русскому национальному наследию, отвечающее духовным запросам эпохи, - вот что видели В.В.Стасов и его современники в архитектуре того времени. Архитектура дореволюционного Оренбурга развивалась в общем русле русской архитектуры XVII. - начала XX веков. Однако географическое положение города на стыке Европы и Азии, климатические условия, исторические предпосылки, национальные особенности, а также местные художественные традиции наложили свой отпечаток на его архитектурный облик, сочетающий европейские и азиатские традиции.

Источник текста и фото

Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
07-06-2008-07:57 удалить
Вопросы архитектурного наследия дореволюционного Оренбурга до сих пор изучены крайне недостаточно. А между тем. Оренбург, особенно его исторический центр, представляет значительный интерес. А.В.Луначарский в 1929 году писал: “Оренбург - типичный город для меновой торговли, которых в нашей стране немного, а в других европейских странах и того меньше”. Подобно тому, как Петербург долгое время служил “окном в Европу”, Оренбург являлся “ключом и вратами в Азию”.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Город Оренбург. Здание Краеведческого музея | Оренбургская_область - Дневник Оренбургская_область | Лента друзей Оренбургская_область / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»