[385x480]
Самым знаменитым месторождением поделочных яшм на Южном Урале является Орское, или месторождение горы Полковник. Оно разрабатывается уже около 250 лет. Месторождение расположено на левобережье реки Орь в нескольких километрах юго-восточнее Орска. Гора Полковник представляет собой глыбово-грядовые выходы яшм на склоне и вершине пологого увала, возвышающегося над рекой Орь на 25–30 м. Район месторождения сложен диабазами, габбро-диабазами и диабазовыми порфиритами, чередующимися с туфогенными кремнистыми сланцами и линзообразными телами сургучно-красных и зеленовато-серых яшм. Эта толща разбита многочисленными сбросами. Породы изменены под воздействием метаморфизма и содержат хлорит, эпидот, альбит. Возраст толщи — ранне-среднедевонский.
На породах этой толщи развита глинистая кора выветривания, содержащая глыбы и линзы сургучно-красных и пестроцветных яшм. Мощность коры выветривания изменяется от 2–3 до 25 м. В карьере под суглинками и глинами четвертично-позднеплиоценового возраста вскрывается продуктивная толща, представленная глинами коры выветривания с глыбами яшм величиной от 0,5 до 10–15 м.
Пестроцветные яшмы горы Полковник представлены тремя главными разновидностями.
Одну из них составляют яшмы с концентрическим рисунком типа разрезанной свеклы. Чередующиеся правильные или волокнистые кольца окрашены окислами железа и марганца в розовые, красновато-бурые и черные тона, соединениями хрома и никеля — в зеленовато-серые тона. Такие рисунки яшм возникают, по-видимому, в результате диффузии водных растворов и медленного перемещения растворенных в них компонентов.
Другая разновидность — это брекчиевидные яшмы, в которых наблюдаются обломочные фрагменты яшм, сцементированные тонко-зернистым кварц-гематитовым агрегатом.
Третья разновидность представлена яшмами с флюидальным рисунком, образованным светлыми и темными красными и фиолетовыми струйками, причудливо изгибающимися и сливающимися вместе. Во всех пестроцветных яшмах встречаются кварцевые прожилки, иногда содержащие магнетит и кубики пирита.
Академик А. Е. Ферсман писал об орских яшмах: «Самое замечательное в мире месторождение пестроцветной яшмы, гора Полковник, расположено в 6–7 км от города. Вот мои впечатления от осмотра этой горы. За рекой Орь... начинаются полосы яшм, а далее разработки камня - мелкие копушки. Каменистая, слабохолмистая степь покрыта волнующимся ковылем, усеяна бесформенными глыбами и осколками разноцветных яшм. Трудно дать характеристику этой яшмы, настолько разнообразны ее рисунок и окраска; свыше 200 разновидностей знаем мы в этом районе, и лучшие рисунки и расцветки, о которых мы говорили выше, относятся именно к яшмам этого месторождения».
Главным компонентом орской яшмы является тонкозернистый кварц, содержание которого достигает 90% Характерные примеси: эпидот, хлорит, актинолит, гранат, карбонаты, пирит, магненит, гематит, водные окислы железа и марганца, иногда — углистое органическое вещество
Происхождение орских яшм очень сложное: сначала они возникли как вулканогенно-осадочные породы на дне глубокого морского бассейна, а затем подверглись метасоматическим процессам в ходе метаморфизма заключающих их вулканогенных толщ.
Яшмы встречаются и в самом Орске. Еще в 1769 г. академик П. С. Паллас, посетивший город, обратил внимание на то, что Преображенская гора, на склоне которой были построены крепость и город, а в настоящее время восстановлен храм, состоит из разнообразных яшм различных оттенков. В окрестностях Орской крепости уже тогда были каменоломни, в которых добывались яшмы исключительной красоты. В описаниях Палласа называется Аспидная гора (от «яспис» — яшма).
Специалисты утверждают, что удивительный камень имеет до 360 разнообразных цветов, тонов и оттенков.
Изделия из яшмы орских месторождений широко известны, их можно увидеть во всех крупнейших музеях: Эрмитаже, Русском музее, Геологическом музее Горного института в Екатеринбурге и во многих других городах. Благородный камень был использован в ленинском мавзолее — им отделан саркофаг. Яшма украшает станции Московского метро, в частности, одну из самых красивых — «Маяковскую».
В самые древние времена, когда человек только начал делать из камня примитивные орудия, в созданных им бусах, амулетах и других украшениях уже проявилась его любовь к красоте. Все последующие века в строительстве и разнообразных видах искусства, в украшениях, одежде, в народной фантазии сказок и эпоса, в поэтических образах изящной литературы – всюду камень играл огромную роль, вдохновляя художника, давая незаменимый материал ваятелю и открывая широкий простор фантазии поэта. Так писал А.Е.Ферсман. Много замечательных произведений из камня можно увидеть в Эрмитаже, в музеях прикладного искусства. Но самые удивительные произведения природы бывают на выставках любителей камня. Свои коллекции представляют учёные и рабочие, художники и инженеры, геологи и врачи. Все они увлечены неповторимой красотой и поэзией природного камня, увиденной ими или порождённой их фантазией, вкусом и мастерством.
Природа – великий художник – везде разбросала свои прекрасные творения, надо только найти их. Для этого нужен громадный труд и незаурядный художественный вкус. Сколько несчитанных километров надо исходить в поисках интересных образцов, затем их надо распилить алмазной пилой, чтобы обнаружить самые интересные рисунки, а потом ещё долго и старательно шлифовать и полировать срез камня, пока не засверкает он всеми своими красками. Большая заслуга всех любителей камня в том, что они спасают от разрушения, от гибели интересные и красивые произведения природы. А ведь эти чудесные камни могли бы без всякой пользы пролежать в земле или попасть в камнедробилку. В минералогических музеях обычно подбирают образцы, наиболее характерные для того или иного минерала, а на выставках можно увидеть целый мир удивительной красоты. Великолепные друзы горного хрусталя, чёрного и дымчатого кварца, аметиста и целестина, кальцита, флюорита и других минералов вызывают радость и восхищение. Самое невероятное многообразие форм кристаллов, друз и натёков образует кальцит. Особенно поражают пейзажные агаты и яшмы. Даже трудно себе представить, что не художник нарисовал эти картины. Смотришь и удивляешься – неужели эти виды полей, лесов, гор и ледников, облаков на вечернем небе создала сама природа?
С давних времён месторождения яшмы известны на Урале, на Алтае, в Восточной Сибири, в Армении. Но самые интересные рисунки и сочетания красок встречаются на Южном Урале, среди орских яшм, на горе Полковник и в 30 километрах севернее, на Калиновском месторождении. Среди всего разнообразия рисунков, которые мы встречаем в орских яшмах, самые замечательные – пейзажные яшмы. Прожилки и включения в них, переходы одного цвета в другой так своеобразно расположены, что действительно напоминают картины природы, нарисованные хорошим художником.
Вот небольшой кусочек яшмы, в котором видна скала, около неё – тропинка, сбоку лежат камни, упавшие со скал, справа изогнутый ствол дерева, а из – за скалы и кустов на вечернее небо всплывает огромная луна.
А вот другой вечерний пейзаж. Стог сена на берегу речки, рядом с ним дерево на фоне закатного неба. В реке ясно видно отражение облаков и дерева. Даже двух птичек можно увидеть на его ветках. На пейзаже в ярко – красных тонах на переднем плане видны светло – коричневые, освещённые солнцем каменистые склоны, а вдали огненное зарево то ли заката, то ли извержения вулкана.
На пейзаже с ледником хорошо выделяются горы на фоне светло – оранжевого вечернего неба. Красивы пейзажи на чёрной яшме с белыми бликами, похожими на горы и море при лунном свете.
Большую радость, наслаждение получаешь, когда удаётся найти подобные шедевры природы. Большинство людей неравнодушны к красоте природы, она пробуждает лучшие их чувства. Как же мы должны беречь её, ценить всё то прекрасное, что она даёт нам, заботиться о её сохранении.
Источник текста и фото
Место на карте