[300x405]
Есть у Оренбурга своя
История Оренбурга, свой символ, знакомый каждому по песням военных лет.Речь идет о легендарном оренбургском пуховом платке, который - при размере, скажем, 200 х 200 см - легко и свободно продергивается через женское колечко. Понятно, что ни один уважающий себя путешественник без платка из Оренбурга не уедет.
И вот тут - из уважения к главному бренду и его родине - должно сделать краткое отступление. В Оренбурге можно найти три разновидности знаменитого оренбургского пухового платка. Ручной вязки. Машинной вязки (в 3 - 4 раза дешевле "ручного"). И... "контрафактный", то бишь фальшивый, который, будучи взят впопыхах на диком базарчике за триста - пятьсот рублей, непременно расползется в труху через месяц. И, как ни грустно, легче всего туристу нарваться именно на него. Несмотря на то что выпускающее "машинные" платки предприятие "Ореншаль" работает на самую полную мощность. Жаль только, что работу эту мало кто видит. Многие гости охотно и дорого (в прямом смысле слова) бы дали, чтобы хоть краешком глаза посмотреть на исключительно интересный процесс рождения - прядение, вязка и отделка - знаменитого оренбургского пухового платка. Но посмотреть на него, кроме своих, могут разве что редкие любопытные журналисты.
Впрочем, было бы желание. "Vouloir c'est pouvoir", "хотеть - значит мочь", как говорят на родине одного знаменитого потомка оренбургских горожан, Мориса Дрюона. Его дед, чей дом доныне стоит в центре Оренбурга, носил фамилию Кессель и был одним из самых солидных и богатых негоциантов города. А автор "Проклятых королей", которому идет 89-й год, - в нем совсем не редкий гость... Как и легендарный Мстислав Ростропович, в последнее время часто наезжавший в Оренбург и его окрестности - в городе был в эвакуации его отец, похороненный на местном кладбище.
Неофициальной столицей оренбургских пуховых платков ручной вязки считается село Желтое, что в ста с небольшим километрах от губернского центра. Именно там проживают самые виртуозные и умудренные мастерицы изготовления легендарных "паутинок". Такие, как Майсара Бикужина. Несколько лет назад за три месяца она объехала пол-Америки со своего рода мастер-классами. Златые горы сулили американцы, предлагая остаться, но нет, вернулась мастерица в родное село.
Когда-то - даже при полностью надомном характере работы мастериц (на них и мужья, и дети, и хозяйство) - они составляли целое предприятие, с полным, как сейчас модно говорить, социальным пакетом. Теперь же, в дико-капиталистический период разброда и шатаний, каждый - за себя. А "ручной" Оренбургский пуховый платок ценой 2 - 3 тысячи рублей - это месяц тяжелейшей работы.
Конечно, куда проще и доходней "свалять" за недельку грубую фальшивку и впарить ее доверчивому лоху на базаре или даже на станции. Но в Желтом честь мастера, точнее, мастерицы - вовсе не пустой звук.
Вроде бы в последнее время не так тревожно за судьбу промысла - и сертификат соответствующий, подкрепленный рядом льгот, оренбуржцы получили одними из первых в России, и юная смена просто на глазах подрастает. В сельской школе охватывает чувство, сходное с тем, что испытываешь у истока великой реки, - при взгляде на пальцы 14 - 15-летних девчонок, вывязывающих под присмотром опытной мастерицы самые первые узелки грядущих пуховых шедевров. Но не покидает тем не менее ощущение, что легендарная марка оренбургского пухового платка раскручена пока недостаточно и не приносит области тех культурных и экономических дивидендов, какие могла бы. Может, у тех же американцев поучиться искусству красиво завернуть и изящно продать продукт зачастую не самый качественный?
источник:
http://www.kultura-portal.ruфото:
http://www.bashinform.ruМесто на карте