[500x375]
Посёлок Сазанье,
что в Сердобском районе, назван так по Сазань - горе, о которой среди старожилов ходит множество рассказов и легенд. Общим в них является то, что в начале XIX века на горе находился мужской монастырь, а жили монахи в пещерах. Известно что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования.
Документальных сведений о монастыре очень мало. В 1904 году в 5 верстах от Сердобска у речной излучины действительно возник мужской монастырь. Его основанием послужила келья в пещере, вырытой 70-летним старцем Серафимом. В миру его звали Сила Жулин, он был крестьянином, родом из села Боровая Поляна Сердобского уезда. В 1913 году Сила принял монашество и прожил на Сазань - горе вплоть до 1918 года ...
История Пензенской области – как и всякой другой – начинается с истории маленьких городов. К примеру, город Сердобск Пензенской области – одно из тех мест в самом сердце России, в истории которого отражается духовный путь нашей страны. Эти места овеяны особым историческим смыслом. Это край удивительной природы, но главное – это место православных святынь.
В Сердобске в начале XX века на 13 тысяч жителей существовало пять православных храмов и один монастырь. К настоящему времени сохранился только один храм – собор Архангела Михаила – он действует и сейчас. Мужского монастыря, что находился в поселке Сазанье недалеко от города, уже нет, но предания о его истории живы до сих пор.
Название поселка Сазанье происходит от имени Сазань-горы, о которой среди сердобчан ходит множество легенд. Одна из них говорит о том, что еще в XVIII веке неизвестные монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Об этом монастыре нет ни одного упоминания ни в одной епархии. Далее легенда рассказывает о том, что во времена Пугачевского восстания в 1773 – 1775 гг. скрывавшиеся от властей пугачевцы наткнулись на эту пещеру и попросили у монахов убежища. Монахи, следуя христианским заповедям, приняли повстанцев. Но карательный отряд, посланный властями, зарубил всех, кто был в той пещере, не разбирая, кто монах, а кто повстанец. Мученическая смерть монахов-отшельников освятила эти места.
Новая история Сазанских пещер начинается уже в XX веке. Сердобчане помнят, что перед Октябрьской революцией на горе находился мужской монастырь, а жили монахи в пещерах. Известно также, что в монастыре одно время жил старец Андрей, который обладал даром целительства.
Документальных сведений о монастыре немного. В 1901 году недалеко от Сердобска действительно возник мужской монастырь. Основателем монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев. Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. Вскоре к нему присоединились люди, думавшие об уединении в монастырской тиши. В 1904 году некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин обратился в Сердобскую Думу с просьбой разрешить ему поставить в том же овраге часовню.
В 1905 году старец Андрей и его сподвижники подучили поддержку епархиального начальства – преосвященный Гермоген, приехав из Сердобска для освящения соборного храма, посетил и строившуюся в овраге часовню, а также вырытую в земле келью отца Андрея. 4 декабря часовня была освящена в честь Казанской иконы Божьей матери, а сама пустынь была приписана к Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской. С этого времени строительство не прекращалось, и уже к 1910 году была построена каменная трехпрестольная церковь. Чуть позже рядом с храмом возвели колокольню. В монастыре жили 30 человек, из них 16 – послушники. Монастырь стал известен по всей округе. Особенно почиталась монастырская святыня – Казанская икона Божьей матери, от которой происходили исцеления. Об этом сохранились записи в регистрационной книге монастыря за 1910-1911 годы.
С приходом советской власти деятельность монастыря прекратилась, в его здании разместились рабочие мастерские.
Совсем недавно, в 2005 году по инициативе иеромонаха о.Андрея (Афанасьева) и благословлению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской Божьей Матери на том месте, где когда-то находился монастырь. За этот небольшой период времени монастырь, который был стерт с лица земли, начал свое возрождение. В настоящее время построены храм в честь Казанской иконы Божьей Матери, часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь, расчищены пещеры, в которых освящен Никольский храм.
Возрождение православных памятников дает всем нам возможность прикоснуться к истории, к тому, что испокон веку давало людям силы для того, чтобы верить и жить.
Святые места, подобные Сазанскому монастырю, дают особую силу земле, на которой живет человек. И то, что в нашем пензенском крае таких мест не одно и не два, говорит о том, как велик дух народа, который живет в этих местах.
Пензенская область имеет богатейшее историко-культурное наследие. История города тесно связана с историей нашей страны, и судьбами ее выдающихся представителей. Именно поэтому Пензенская земля так богата памятниками истории и культуры. На ее территории находятся около 1500 объектов, представляющих собой историческую, художественную и иную культурную ценность. Около 400 из них состоят на государственном учете как памятники истории и культуры, 47 имеют федеральное (общероссийское) значение. Только в городе Пензе находятся 3 памятника археологии, 84 истории, 66 архитектуры и градостроительства и 15 памятников искусства. В области 20 памятников археологии, 57 истории, 114 архитектуры и градостроительства и 12 искусства.
13 городов и сел области, сохранившие историческую планировочную структуру, ценные градостроительные ансамбли и комплексы, памятники истории и культуры, отнесены к числу исторических насе-ленных мест России. Это Пенза, Кузнецк, Сердобск, Нижний Ломов, Белинский, Беднодемьяновск, Городище, Вадинск, Мокшан, Наровчат, село Лермонтово, Ершово, Поим Белинского района.
Бережное сохранение и разумное, эффективное использование этого драгоценного достояния всегда составляло и составляет предмет особой заботы органов государственной власти.
Источник текста
Источник фото
Место на карте