[482x304]
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения.
Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места", - так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.
Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной).
В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Проезд: От г. Пензы авт. Пенза - Белинский, Пенза - Тамбов
Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 16.00, кроме вторника и последнего четверга каждого месяца
Есть в Пензенской области островок покоя и блаженства. Здесь время замедляет свой бег и удивительным образом переплетаются прошлое, настоящее и будущее.
В знойные летние дни и зимние вьюги, в пору весеннего цветения и под холодным осенним дождём – в любую погоду тысячи людей приезжают в Лермонтовский музей-заповедник “Тарханы”, расположенный в Белинском районе, как когда-то мчался сюда и сам поэт.
И если как-нибудь удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей.
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места…
И как же нам снова и снова хочется окунуться в страну детства, страну поэзии Лермонтова, чтобы прикоснуться к источнику его вдохновкния, пережить волнующее чувство причастности к этому чуду.
Не нужна машина времени, чтобы перенестись на несколько веков назад, история оживает буквально на каждом шагу.
Мы заказали современный автобус и отправились на экскурсию по лермонтовским местам, в эпоху дворянской усадьбы XVIII-XIX вв.
Свернув с автотрассы “Пенза – Белинский” и миновав улицу села Лермонтово, останавливаемся перед Верхним прудом. По неширокой плотине, обсаженной молодыми вётлами, дорога приводит к большой зелёной поляне, протянувшейся между Дальним садом и усадебными постройками. Это бывший хозяйственный двор поместья, за ним “высокий барский дом” с двумя балконами и террасой, церковь Марии Египетской и восстановленный дом ключника.
С парадной стороны дом-музей охватывает полукругом усадебный парк, террасами спускаясь к Большому пруду. Ещё живы ровесницы поэта: липы, вязы и клёны, сосновая аллея, что идёт по склону до теплицы. Весной здесь расцветает сирень, густо зеленеют ландыши, по-лермонтовски “свежий лист шумит при звуке ветерка” летом.
В парке много живописных уголков, тихих аллей, по которым часто бродил Лермонтов. Его стихи – лучший путеводитель по тархановскому парку.
Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье.
Три дорожки разбегаются в парк от дома-музея и каждая приводит к памятному месту. Крутая аллея из клёнов, сирени и акаций, минуя Средний сад, заканчивается у останков огромного дуба, окруженного металлической оградой. Старожилы Тархан рассказывают, что этот дуб, от которого остался только большой пень, посадил сам Лермонтов.
Мимо церкви Марии Египетской, пройдя мостик и поднявшись на горку, мы попадаем на “траншеи” - место детских военных игр Михаила Лермонтова. Поросшие травой два земляных бастиона – свидетели потешных сражений. Отсюда взгляд охватывает всю усадьбу: зарастающий камышом пруд, село, “синеющие степи и желтые нивы”…
Зелёной сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Привлекают своей простотой и строгостью мемориальные здания и прежде всего дом-музей. В доме размещается мемориально-бытовая экспозиция “Лермонтов в Тарханах”. Подлинная мебель конца XVIII - начала XIX века, предметы быта, вся обстановка раскрывают уклад жизни дворянской усадьбы. Все экспонаты относятся к лермонтовскому времени.
Окунёмся в атмосферу прошлого. Перед нашим взором предстает зала, здесь часто собирались гости на званные вечера, вели светские беседы, играли на рояле, на котором до сих дней лежит одна из сохранившихся вещей М. М. Лермонтовой – нарядный носовой платок. Окидываем взором лица хозяев усадьбы, смотрящие на нас портреты.
Стены столовой дома-музея украшают старинные гравюры и литографии, изображающие сражение при Бородине, портреты М.И. Кутузова и М.Б. Барклая-де-Толли, А.П. Ермолова.
В чайной комнате уютная и тёплая атмосфера. Здесь в долгие зимние вечера душу согревали милые беседы и чашка горячего чая. Бытовая обстановка дополняется картинами художников XVII - XVIII веков.
От отца Лермонтов знал свою родословную. Шотландская легенда рассказывает, что в XIII веке Томас Эрсильдаун Лермонт – один из предков русского поэта – получил от фей дар пророчества и песен. Об этом предании напоминает в классной картина неизвестного художника “Шотландский замок”.
В мезонине, в комнатах поэта восстановлены элементы интерьера лермонтовской поры. Здесь стоят два кресла из дома Е.А. Арсеньевой, в шкафу красного дерева много книг. За этим дубовым секретером сидел Михаил Юрьевич, вёл дневник, писал письма, сочинял свои произведения. Подлинные вещи в первой комнате рассказывают о быте и привычках Лермонтова – гвардейского офицера: дорожная шкатулка орехового дерева, пенковая в золоченой оправе трубка, портсигар. На стенах размещены портреты товарищей по полку – П.П.Годеина, А.Г.Реми, оригинал самого большого живописного полотна Лермонтова “Кавказский вид близ селения Сиони”.
Осмотрев комнаты Е.А. Арсеньевой, спускаемся вниз и проходим по коридору в небольшую комнату – образную. Здесь находится копия картины А.П. Лосенко “Андрей Первозванный”. За образной – девичья.
Быт тарханских крестьян, тема народа в творчестве Лермонтова раскрывается в экспозиции “длинного флигеля” - дома ключника и конторщика. Он восстановлен в 1968-1969 годах по историческим документам, на старом фундаменте. В этом доме долго жил дядька поэта А.И. Соколов, пользовавшийся при жизни Лермонтова большим его доверием. После смерти поэта он сохранил о нём добрую память.
В первой комнате дома ключника экспонируются старинная одежда, обувь, посуда, предметы домашнего обихода, изобразительные материалы. Рисунки Лермонтова позволяют представить образ жизни крестьян, их бытовой уклад.
Во второй комнате - образцы вышивок, одежда, ткани, ручные орудия труда, картина “Семик”, запечатлевшая хоровод крестьянских девушек, акварель “Русская пляска”.
Немного в стороне от церкви Михаила – архистратига стоит небольшая кирпичная часовня. Под ее сводами на фоне большой иконы “Вознесение Христово” - три памятника. На лицевой стороне самого большого, изготовленного из черного мрамора, выбито: “Михайло Юрьевич Лермонтов”, по бокам – даты его рождения и смерти.
За ним – памятники М.В. Арсеньеву и М.М. Лермонтовой. В апреле 1842 года прах М.Ю. Лермонтова по просьбе бабушки перевезли в родную усадьбу. Просмоленный деревянный гроб, вставленный в Пятигорске в свинцовый ящик, был захоронен в часовне рядом с могилами матери и деда Лермонтова.
Под окном часовни видна белая мраморная плита с надписью: “Елизавета Алексеевна Арсеньева, рожденная Столыпина, скончалась 16 декабря 1845 года 85-ти лет”. Здесь же покоится прах отца Михаила Юрьевича.
Слева от входа в часовню растет большой дуб. Его посадили в том весеннем месяце, когда Лермонтов в последний раз, уже навсегда, вернулся в Тарханы. В одном из его стихотворений он завещал:
“Надо мной, чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел…”
Овеяны творческим гением М.Ю. Лермонтова эти трогательные для сердца места. Здесь мечтал обрести и обрел он покой.
…Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
Неиссякаемый людской поток у могилы великого поэта – лучшее свидетельство его бессмертия. Он жив в своих стихах и прозе, он жив в мыслях и сердцах людей.
Информация с сайта
Фото с сайта
Место на карте