100-летию со дня рождения русского писателя А.Н. Толстого 6 января 1983 года в г. Куйбышеве (Самаре) по ул. Фрунзе (ранее Саратовксой) в мемориальном доме (ныне дом №155-б) был создан филиал Литературно-мемориального музея имени М. Горького - музей А.Н. Толстого.
Первый в стране музей А.Н. Толстого открылся в Куйбышеве (Самаре) 6 января 1983 года как филиал Самарского литературного музея имени М. Горького. Но работа по мемориализации квартиры, где жила семья будущею писателя и сам А.Н. Толстой, всего дома и усадьбы на этом не остановилась. Предстояло еще заполнить многие, может быть и не заметные глазу посетителя, но совершенно очевидные для специалистов и сотрудников музея, лакуны, "оживить" экспозицию, в которой не хватало ряда очень важных предметов, о которых мы шали из семейной переписки и из воспоминаний. Своей очереди ждал второй из двух, находящихся на территории усадьбы, домов и каменный флигель с постройками хозяйственного назначения в глубине двора, сама усадьба, где во время Великой Отечественной войны размещалось бомбоубежище, а впоследствии - детская площадка, совершенно изменившие ее облик.
На открытии музея в январе 1983 г. присутствовали сын писателя Н.А. Толстой, внуки Т.Н. и И.Н. Толстые. Никита Алексеевич Толстой оставил в Книге отзывов такую запись: "Поражен, взволнован и восхищен всем, что увидел в этом доме моего пра-прошлого. Я вернулся в детство с воего отца, в то что предшествовало моему бытию. Но чувствую его как свое - унаследованное. Земной поклон всем друзьям и верным поклонникам Алексея Толстого, все, кто с такой любовью, тщательностью, вкусом и пониманием историзма осуществил -сотворил - воскресил былое...". Дружба музея с семьей А.Н. Толстого и его близкими завязалась в эти годы надолго и продолжается по сей д ень. Родственники писателя передали музею многие интереснейшие документы и экспонаты, без которых экспозиция мемориальной квартиры не была бы логически завершенной.
Еще в 1962 году, когда музея А.Н. Толстого в Самаре не было даже в самых смелых проектах его будущих создателей, сын писателя Д.А. Толстой передал музею около двадцати самых разных материалов, связанных с самарским периодом жизни реалиста и студента Толстого. Среди переданных им докумен гов было и метрическое свидетельство о рождении А.Н. Толстого, выданное Самарской духовной консисторией 7 июня 1901 года по ходатайству матери, и свидетельство об окончании Самарского реального училища, которое будущий писатель получил 28 мая 1901 года, и список баллов студента Петербургского технологического института А. Толстого, а также книга М.Л. Тургеневой - тетки писателя - "Мишка-медвежонок".
Д.А. Толстой появился впервые на пороге самарского Литературного музея имени М. Горького двумя годами раньше, в 1960 г., поразив всех его сотрудников необыкновенным внешним сходством с отцом. Как вспоминала М.П. Лимарова, однажды в ее рабочем кабинете раздался телефонный звонок и сослуживцы попросили ее спуститься в зал. "Спускаюсь по лестнице, вижу стоит мужчина. У меня даже ноги подкосились. А он, по-видимому, довольный произведенным эффектом, спрашивает: "Что это вы во мне такого необычного нашли?". - "Мне показалось, - отвечаю, - что передо мной сам Алексей Николаевич". Гость рассмеялся...Собираясь в Куйбышев, он отрастил подлиннее волосы и сделал пробор, как у отца. Черты лица у него потоньше, но в общем сходство с Алексеем Николаевичем поразительное."
Вскоре после этого Д.А. Толстой прислал в Куйбышев письмо, в котором сообщил, что располагает материалами об А.Н. Толстом и просит за ними приехать. В Ленинград, где он жил вместе с матерью Н.В. Крандиевской, отправилась М.П. Лимарова, которая была тогда главным хранителем фондов музея. Все вместе они разобрали семейный архив, выбрав из него те материалы, которые были прямо связаны с самарским периодом жизни А.Н. Толстого, и М.П. Лимарова привезла в музей архив, позже ставший одним из основных в создававшейся мемориальной и литературной экспозиции. "И все-таки в этой ленинградской квартире оставалось, по-видимому, еще немало ценного, -вспоминала М.П. Лимарова. - Особенно интересовал нас архив бабушки Дмитрия Алексеевича - Анастасии Романовны Крандиевской. Хранился он у Натальи Васильевны, матери Дмитрия Алексеевича, а она берегла его как зеницу ока, даже взглянуть не давала никому. Когда она умерла, Дмитрий Алексеевич вызвал меня телеграммой. Начала я разбирать архив. Почерк невозможный, и главное - для нашего музея ничего интересного. Я уже готова была отчаяться. И вдруг нашла дневник Анастасии Романовны. Взгляд мой остановился на словах: "Бумажный голод. Писать не на чем. Решила красть рукописи Алеши и делать на них свои записи". Так вот и обнаружила я один из первых вариантов "Хождения по мукам", "Черного золота" и одну из неопубликованных пьес Алексея Николаевича".' Об этой находке М.П. Лимаровой сообщили куйбышевские газеты и телевидение, и материалы музею начали присылать жители города и области. К примеру, семья В.Р. Девятова, с детьми которого А.Н. Толстой дружил в детстве, передала в музей хранившуюся у них в качестве реликвии книгу с дарственной надписью Толстого Николаю Девятову, прототипу одного из героев повести "Детство Никиты". Это было одно из изданий "Хождения по мукам".
Теплые дружеские отношения завязались у музея и с другим сыном А.Н. Толстого - Никитой Алексеевичем. У Н.А. Толстого не было семейного архива, но он помогал, привлекая свои связи. К примеру, одна из неопубликованных работ Алексея Толстого дневникового характера была увезена за границу. Никита Алексеевич ездил туда, рассказал о создающемся музее сыну В.В. Вырубова, друга А.Н. Толстого. Ему удалось убедить его подарить реликвию самарскому музею писателя. В мае-июне 1981 года Н.В. Вырубов привез машинопись А.Н. Толстого в Россию и передал для музея в Самаре. Несколько позже Н.А. Толстой подарил музею первую книгу А.Л. Толстой - роман "Неугомонное сердце" и несколько семейных фотографий периода эмиграции А.Н. Толстого.
Материалы от родных А.Н. Толстого продолжали поступать в музей вплоть до самого открытия мемориальной экспозиции в 1983 году и после этого. Само открытие экспозиции для посетителей еще не означало, что работа над ее созданием окончена. Предстояло найти и вернуть в самарскую квартиру многие когда-то находившиеся в ней предметы или подобрать подобные, аналогичные утраченным безвозвратно. Внучка писателя М.Е. Шиловская передала в 1982 году более двадцати вещей, принадлежавших самому А.Н. Толстому или его родителям. Так в музее появились два зонтика от солнца, которыми пользовалась мать будущего писателя, шелковые шали, принадлежавшие ей же, круглые очки в коричневой роговой оправе, деревянная курительная трубка с черным костяным мундштуком, английский столовый сервиз первой половины XIX века, хрусталь и декоративное стекло 30-х гг. прошлого столетия, чашка и блюдце с родовым вензелем Тургеневых... Еще несколько экспонатов приехали из Парижа в самарский музей писателя несколькими годами позже. Племянница А.Н. Толстого Ольга Мстиславовна Толстая, дочь его родного брата Мстислава Николаевича, волею судеб оказавшегося во Франции и умершего там в 1949 году, передала для Куйбышевского музея уникальную книгу воспоминаний тетки А.Н. Толстого Варвары Леонтьевны Тургеневой-Комаровой на французском языке "Русское детство". Спустя некоторое время она побывала на родине отца в селе Александрова и в Самаре и передала музею семейные фотографии, документы, ксерокопию биографической рукописи М.Н. Толстого, бессрочную паспортную книжку другого брата А.Н. Толстого - Александра, заведенную еще в прошлом веке в Самаре, различные свидетельства.
В 1987 году мемориальная экспозиция пополнилась еще одним ценным экспонатом. Вдова шофера и эконома Л.И. Толстой Виктора Николаевича Корняшова Екатерина Ивановна передала музею фамильное английское ореховое зеркало начала XIX века, принадлежавшее семье А.Л. Толстой, матери писателя. Кроме зеркала Е.И. Корняшова передала также два французских офорта начала XIX века с живописных полотен Пуссена из коллекции А.Н. Толстого, которую он собирал в 20-е гг. и пропагандистскую листовку времен февральской революции 1917 года из его же коллекции. А несколько раньше в музее появился экспонат с очень интересной судьбой. Благодаря стараниям Петра Тимофеевича Гурьянова, инициатора и создателя краеведческого музея села Александровка Кинель-Черкасского района Куйбышевской области (родовое имение Толстых), самарскому музею А.Н. Толстого был передан фамильный барометр, принадлежавший графу Николаю Александровичу Толстому, отцу писателя. Этот барометр в дубовом окладе находился в свое время в имении графа. В советские годы барометр висел в кабинете директора совхоза "Красная заря".
Кроме разыскания подлинных вещей, принадлежавших семье А.Н. Толстого, сотрудники музея на протяжении всего времени создания мемориальной экспозиции подбирали также предметы, похожие на те, что были здесь ранее. Подобранные предметы должны были заменить ненайденные и такие, что, возможно, были утрачены навсегда. Из дневников и переписки было точно известно время приобретения пишущей машинки, пианино, швейной машинки и других предметов быта. Начался поиск. Сотрудники музея выяснили, что в конце XIX века в Самаре распространялась вторая модель пишущей машинки "Ремингтон", характерной особенностью которой было то обстоятельство, что она печатала на обратную сторону листа, узнали, как выглядели другие предметы. И только после этого дали объявление в газеты, выступили на радио и на телевидении, подключили к поискам щакомых... Так в мемориальной экспозиции появились одна из первых моделей пишущей машинки "Ремингтон", пианино фирмы "йттегтапп", фотоаппарат "Коёак", швейная машинка "8т§ег". Существенную помощь в собирании экспозиции оказывали музею жители города. К примеру, в переписке родшелей А.Н. Толстого встретилась фраза: "Леле надо купить кровать немецкую, металлическую...". Точно такая же кровать оказалась в доме у актрисы ТЮЗа Лидии Федоровны Любимовой, которая подарила ее музею.
Но кроме восстановления мемориальной квартиры и создания литературной экспозиции предстояло еще вернуть прежний облик всей усадьбе. Художники ленинградского комбината живописно-оформительского искусства В.П. Воробьев и Д.Е. Катенин выполнили художественно-архитектурный проект музейной усадьбы как культурного комплекса. В планшетах было воспроизведен внешний вид домов, флигеля, конюшни, хозяйственных и садовых построек. Эта работа проводилась на строго научной основе. В своих поисках сотрудники музея и строители опирались на хозяйственные записи, которые вела Александра Леонтьевна Толстая, на переписку членов семьи, любительские фотографии Алексея Толстого, воспоминания его приемной сестры Александры Алексеевны Первяковой. Кроме этого в Государственном Архиве Куйбышевской области были найдены документы на постройку усадьбы, датированные 1881 г. и оценочные ведомости за 1901 г. В Куйбышевском бюро технической инвентаризации был обнаружен план усадьбы, составленный в 1930 году. В отреставрированном к середине 80-х гг. флигеле разместились фонды музея и служебные помещения.
Художники ленинградского комбината живописно-оформительского искусства разработали проект восстановления внешнего облика дома, выходящего на улицу Фрунзе (бывшую Саратовскую), и хозяйственных построек. Здание дома было впоследствии оштукатурено, теперь предстояло вернуть ему первоначальный вид. Реставрация заняла более десяти лет. Когда дом уже собирались открывать для посетителей, вновь "поехала" балка, и потребовался новый капитальный ремонт. В результате музей открыл вторые двери - в прямом смысле этого выражения - только в 1993 году. Сегодня это - научно-просветительский центр Музея-усадьбы А.Н. Толстого, в котором создан зал иллюстраций к произведениям А.Н. Толстого, работают художественные и фотовыставки, собираются на конференции и творческие встречи писатели, преподаватели, студенты, жители города. Параллельно восстановлению построек, находящихся на территории усадьбы, проводились исследования, которые могли помочь восстановить зеленый массив бывшей усадьбы. Специалисты по восстановлению и реконструкции старинных парков во главе с С.Н. Мироновым из Центральною лесоустроительного предприятия г. Москвы взялись помочь музею в проектировании музейной усадьбы. Наряду с документами, предоставленными музеем (воспоминания, дневники, фотографии и т.д.), они провели полевые изыскательские работы (шурфение) в задней части усадьбы. Были обнаружены остатки гальки, булыжника, определена обрисовка дороги, хозяйственные площадки сквериков. Результатом исследований и изысканий стал проект поэтапной реконструкции и восстановления зеленых насаждений усадьбы. Было также выяснено, что от ворот к дому вела сиреневая аллея, во дворе было немало роз и шиповника. У окна Алексея Толстого росла березка. По фотографиям была выявлена тополиная аллея, а также цветники из лилии, астры, душистого горошка и анютиных глазок. Исследования показали, что на территории усадьбы сохранилось дерево прошлого столетия, живой свидетель самарского периода жизни будущего писателя. К сожалению, во время войны на месте детского садика было вырыто бомбоубежище, что существенно затрудняло анализ корневищ, по которым можно было бы точно определить произраставшие здесь породы деревьев. Но, несмотря на все трудности, зеленый массив усадьбы уже частично восстановлен, и его восстановление продолжается по сей день.
Почти сразу после открытия музея постоянной формой его работы стали так называемые "Толстовские среды". Первое занятие клуба любителей творчества А.Н. Толстого состоялось в январе 1984 года и было посвящено истории создания музея. Темами следующих занятий были "А.Н. Толстой и русская литература начала XX века", "Герои А.Н. Толстого на экране", "Прототипы повести "Детство Никиты", "А.Н. Толстой и театр", "Новые литературные имена в семье Толстых" и многие другие. Проводили занятия сотрудники музея, литературные критики, писатели, киноведы, художники, актеры театров и филармонии.
В октябре 1984 года гостем "толстовской среды" стал Дмитрий Алексеевич Толстой. Он поделился воспоминаниями об отце и передал музею первое советское издание повести "Детство Никиты" (1923) с автографом писателя, редчайшие семейные фотографии, домашний сюртук, в котором обычно работал Алексей Николаевич. Гость рассказал о сложных взаимоотношениях А.Н. Толстого с А. Блоком, о тесной дружбе отца с В. Шишковым. Частыми гостями в доме А.Н. Толстого были композиторы Д.Д. Шостакович и Ю.А. Шапорин, которые самым серьезным образом повлияли на судьбу самого Дмитрия Алексеевича, и об этом тоже узнали участники "толстовской среды". ДА. Толстой побывал также на родине своего отца - в селе Павловка (Сосновка) Красноармейского района Куйбышевской области. В Павловке А.Н. Толстой жил с 1883 до 1897 года. Сейчас на родине писателя установлен его бюст и памятная стела. А меньше чем через год Самара вновь встречала гостя, вернее - гостью. В Дом-музей А.Н. Толстого приехала внучка писателя Татьяна Никитична Толстая. Пришедших на встречу с ней самарцев интересовало буквально все - от подробностей воспитания в семье Никиты Алексеевича, сына А.Н. Толстого, до черт писательского родства между внучкой и дедом. На вопрос, ощущает ли Т.Н. Толстая это родство, она ответила: "Я деда никогда не видела, но, мне кажется, чувствую его, ощущаю. Внутреннее ощущение мира наследуется. И, порой необъяснимо, - жесты, привычки. У деда был такой жест: проводил рукой по лицу ото лба. У отца моего - такая же привычка. И у брата Ивана. Недавно себя поймала: так же делаю". В марте 1985 года на "толстовской среде" в Доме-музее А.Н. Толсто!-о звучали в записи музыкальные произведения правнука писателя пианиста и композитора Коли Ивановского, шведские песни восемнадцатого века, читались произведения И.В. Крандиевской и новые переводы из Шекспира. Гостем музея на этот раз стал поэт-переводчик И.М. Ивановский, муж Натальи Никитичны Толстой, внучки писателя. А сама Н.Н. Толстая, доцент Ленинградского университета, приехала в Самару в 1988 году на открытие выставки, посвященной столетию со дня рождения Н.В. Крандиевской. Она привезла для выставки некоторые экспонаты, например, первое напечатанное стихотворение Туей (так звали ее в детстве) Крандиевской. В 1989 году в гостях у самарцев побывала дочь известного русскою советского художника-графика, карикатуриста Николая Эрнестовича Радлова, близкого друга А.Н. Толстого, Лидия Николаевна. Ранее Л.Н. Радловой были переданы для экспозиции музея интереснейшие материалы о жизни Толстого. Среди того, что было передано ею музею, оказалась первая дневниковая запись А.Н. Толстого, сделанная им в январе 1899 года и подаренная им в 1927 ее отцу, портрет Никиты Толстого работы Н. Радлова, дружеские шаржи и зарисовки, изображающие А.Н. Толстого и Н.В. Крандиевскую на отдыхе в Кисловодске в 1928 г. Особый интерес представляют эскизы Н.Э. Радлова к первому диафильму "Золотой ключик, или Приключения Буратино", первые иллюстрации к роману А.Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина" и некоторые другие документы. Л.Н. Радлова рассказала о дружбе отца с А.Н. Толстым, о своих взаимоотношениях с семьей писателя. В Куйбышев дочь Н.Э. Радлова привезла выставку, на которой демонстрировались семейные фотографии, афиши Ленинградского театра под руководством Сергея Радлова (брата художника), книги с иллюстрациями отца. В августе-сентябре 1995 года в музее работала выставка художников, иллюстрировавших сказку А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". На выставке были представлены работы и первых иллюстраторов (Б.Б. Малаховский, Н.Е. Муратов, 1936-1938 гг.), и самые последние произведения современных мастеров. На открытие выставки приехали художник Л.В. Владимирский и внучка писателя, художница Е.Н. Толстая. Сегодня в Музее-усадьбе А.Н. Толстого находится большинство оригиналов буратинианы Л.В. Владимирского, оригиналы иллюстраций А.А. Кошкина, М.А. Скобелева, А.М. Каневского. Представлены также оригинальные скульптурные работы богородских мастеров, авторские работы мастеров прикладного искусства, авторские куклы из различных театров России. В дни работы выставки в музее состоялась научная конференция, посвященная 60-летию опубликования "Золотого ключика". А еще через год в Самару приехали внуки писателя Н.Н. и М.Н. Толстые. Их визит в Самару был связан с открытием в музее выставки графических работ их сестры - Екатерины Никитичны Толстой. Сегодня в музее хранится несколько работ Екатерины Толстой, среди которых выполненная ею копия с портрета XVIII века работы художника Г. Гзеля, на которой изображен один из пращуров рода Толстых - Петр Андреевич, и другая работа Е.Н. Толстой - портрет А.Н. Толстого и Н.В. Крандиевской - "Писатель и муза". Но речь на встрече с Толстыми шла не только о работах их сестры. Наталью Никитичну, преподавателя шведского языка, например, интересовали шведские корни отчима А. Толстого - А.А. Бострома. Самарские архивы могут оказать в этом смысле неоценимую помощь. Ведь если бы сотрудникам музея-усадьбы удалось обнаружить в архиве имя первого приехавшего в Россию и в Самару предка Бостромов, стала бы возможной дальнейшая работа в архивах Швеции и возможно обнаружились бы интересные и еще не известные факты. Таким образом, задач перед музеем и сегодня стоит немало. Их решение - дело сегодняшнего и завтрашнего дня.
Совсем недавно, осенью 1999 года, в музее прошло еще одно очень важное мероприятие, заставившее оглянуться назад, к истокам создания музея А.Н. Толстого в Самаре, всех, кто имел к этому какое-либо отношение, вспомнить, подумать... В самарском музее писателя открывали мемориальную доску, посвященную памяти его первого директора М.П. Лимаровой, благодаря вдохновенному самоотверженному труду которой только и стала реальностью казалось бы неисполнимая мечта самарцев об открытии музея А.Н. Толстого в -Ужгороде, где прошла его юность. Маргарита Павловна стояла у самых истоков создания музея, с любовью и тщательной научной добросовестностью собирала по крупицам с помощью других сотрудников его экспозицию, устанавливала связи... Она ушла из жизни в декабре 1992 года, оставив по себе замечательную память - Дом, в котором живет дух прошлого века, где оживают многие образы произведений Толстого. Семья писателя - дети, внуки - однажды познакомившись с ней, навсегда приняла ее как свою. И она в самом деле была для нее своей -первой узнавала многие позабытые факты семейной истории, разыскивала в архивах почти уже никому не известные материалы и сообщала о них потомкам А.Н. Толстого. Думается, имя М.П. Лимаровой на мемориальной доске, установленной на фасаде созданного ею музея, по праву первым обращает на себя внимание его сегодняшних посетителей. Муза усадьбы, она и сегодня встречает ее гостей. Сегодняшний день музея - день продолжающихся поисков и пересмотра многих, казавшихся еще десять-пятнадцать лет назад, само собой разумеющимися историко-литературных фактов. С одной стороны, открываются новые стороны уже известных событий, с другой - накапливается материал о явлениях, оказывавшихся ранее в тени. Много новой информации о самарском периоде жизни Алексея Толстого в последний год-два появилось в связи с подготовкой выставки об истории гимназий и реального училища в Самаре на рубеже Х1Х-ХХ вв. Музей приобрел фотографические альбомы прошлого века, запечатлевшие лица юных реалистов, которые сидели за теми же партами, что и будущий писатель, документы и вещи той эпохи. Случаются и неожиданные, пусть небольшие, находки. Неожиданные - потому, что найдено уже кажется все, что могло уцелеть. Однако, это не так. Недавно в музей пришли родственники одноклассника А.Н. Толстого по Самарскому реальному училищу В. Пыровича, у которых в течение ста лет хранились фотографии их предка периода его учебы в реальном, а также снимки его сестер. Фотографии из семейного архива родственников В. Пыровича помогли предположительно установить личности людей, снятых вместе с А. Толстым на фотографии, которая уже хранилась в музее в течение нескольких десятилетий. В последние годы были найдены важные документы, уточняющие проект реконструкции и восстановления усадьбы: планы усадьбы за разные годы, фотографии летней конюшни и хозяйственной площадки в глубине двора, фотография флигеля конца прошлого века. Эти обстоятельства заставили пересмотреть проект в определенных местах. Уточнено положение конюшни, колодца, беседок и т.д. Продолжается реставрация, пополняется литературная экспозиция. А это значит, что в истории самарского музея писателя А.Н. Толстого еще рано ставить точку.
Источник текста и фото http://litmuseumsamara.narod.ru