[699x459]

С легкой руки историков бытуют два представления: 1. Якобы собор поставлен на месте языческого капища. Это не невероятно, но никаких доказательств нет. 2. Якобы первый храм был "палаточным", из материи, хотя источники про это не говорят, а техника стройки из дерева в обыдень, то есть за день, была слишком хорошо известна русским, чтобы ставить храм-палатку в городе, где их полки стояли уже 3 года.
Итак, храм заложен в июле 1555 года, в дереве. Он сгорел в 1659, и был восстановлен в камне в 1660 или чуть позже (обычно приводимая в популярных книгах дата 1651 неверна). Нынешние стены храма - самое старое, что видит глаз в Чебоксарах. Храм необычен - маленькие главки подчеркивают колониальный характер собора - он как будто боится поднять голову в окружении язычников. Мощное основание, невиданное мной нигде больше, призванное защищать, наверное, от паводков, наводит на мысль о каком-то особом приеме местной архитектуры и позволяют представить, как строили в старых, дорусских Чебоксарах. Колокольня храма напоминает таковые центральной Московии, но куда проще и суровей. Если зайти внутрь храма, можно увидеть, как говорят, фрески Андрея Рублева (ясно, что это неправда), и услышать знакомые звуки службы в совершенно необычной аранжировке - поначалу даже кажется, что служат по-чувашски, но это просто особая, местная манера пения. До революции в соборе хранилась та самая икона Владимирской Богоматери, которой очертил будущий город Гурий. Там ли она сейчас, не знаю.
текст и фото
НА КАРТЕ