[576x450]

Расположена в северной части Кремля, в комплексе с Губернаторским дворцом и башней Сююмбике. Существует мнение о том, что здание нынешней Дворцовой церкви в период Казанского ханства было мечетью Нургали, влиятельного казанского князя.
На старинном плане Казани 1768 года на месте церкви показана "церковь, обращенная из мечети". Однако здание вряд ли может быть перестроенной мечетью.
Как мы уже знаем, археологические исследования 1977 года на этой территории вскрыли культовый комплекс 15-16 века.
Во-первых, они показали иную ориентацию всех исследованных построек по отношению к здании церкви, т. е. ориентацию на Ка`абу, как принято в архитектуре исламских культовых сооружений.А церковь, согласно правилам православной культовой архитектуры, ориентирована по сторонам света.
Во-вторых, если здание церкви было мечетью, то не было бы надобности на месте большой соборной мечети, часть фундамента которой скрывается под зданием церкви, строить другую, намного меньшую в размерах мечеть, нарушающую, к тому же, некрополь Казанских ханов.
Фундамент здания заложен во 2 пол. XVI в. рядом со зданием Хан-джами, однако строительство церкви началось лишь в 1 пол. XVIII века в связи с коренной реконструкцией этой части крепости. Фундамент здания, невероятно глубокий, был сложен в 16 веке из крупных обтесанных известняковых блоков и надстроен в 18 веке, стены выложены из крупномерного кирпича, фасады оштукатурены (первоначально имели известковую затирку), помещения крыты сводами. Церковь представляет тип бесстолпного пятиглавого в прошлом храма с ярко выраженной ступенчатостью композиции и состоит из двух высоких этажей с обходной галереей-гульбищем по второму этажу. В связи с этим архитектура церкви представляет собой любопытный пример сочетания планировки 16 века с внешним решением, присущим раннему российскому барокко. Высота здания 27 м. размер в плане на уровне подклети 21*18м.
Архитектура церкви композиционно увязано с рядом стоящей дозорно-проездной башней и была связана в прошлом с ней стеной, остатки которой сохраняются и сегодня.
Храм был домовой церковью казанских губернаторов и приходским для прислуги и охраны, живших во дворце. В штате был один священник, живший во дворце; псаломщиков приглашали со стороны. В 1749 году церковь горела, а во второй половине 18 века (после 1768 г.) обновлялась.
После пожара 1815 года, уничтожившего ее почти полностью, она долго простояла полуразрушенной. До 1849 г. использовалась как пороховой склад, пока Клеймихель (тот самый из Некрасовской "Железной дороги") не привел ее в порядок.
При реконструкции в середине XIX века, произведенной под руководством архитектора Ф.И. Петонди, была произведена перепланировка здания, закрыты галереи нижнего и верхнего этажей, главный вход перенесен на западный фасад, интерьер получил черты классицизма.
Крытой галереей она была связана с Губернаторским дворцом, т.к. была "домовой". Церковь была восстановлена по приказу Николая I по утвержденному в 1852 году проекту как дворцовая Сошествия св. Духа и освящена в 1859 году ". Оформление интерьера главного зала Губернаторского дворца выполнил арх. М.П.Коринфский.
Это здание построено в характерных для конца 17 - начала 18 вв. барочных формах. Одноглавый четверик основного храма с пучками колонн с пышными капителями на углах и нарядными оконными наличниками поставлен на двухъярусный подклет с крытым в прошлом галереей-гульбищем. Колонками отмечены и углы большого 8-гранного барабана. Гульбище высится над крытой галереей-папертью, которая с восточной стороны соединяется с губернаторским дворцом. Здесь же находился в прошлом и вход в нижнюю часть храма. Центральный объем верхнего храма, перекрытый четырехдольно-сомкнутым сводом, увенчан луковичной маковкой на граненом барабане. Нарядны наличники оконных и дверных проемов, состоящие из колонок и "петушиных гребешков". Входные наличники имеют, кроме того, разноцветную раскраску.
В советское время здесь размещалась столовая.
Здание реставрируется. В будущем здесь разместится Музей истории государственности Татарстана и татарского народа.
текст и фото
НА КАРТЕ