[400x533]

Признанный архитектурный символ Казани - башня Сююмбике широко известна далеко за пределами Татарстана, и по сути дела признана всеми татарами мира за символ своей Родины.
Без башни Сююмбике невозможно представить наш город, - так же как Париж без Эйфелевой башни, Лондон без Тауэра или Каир - без пирамид. Ничто в богатой панораме Казани не привлекает такого внимания, как изящный стройный силуэт башни Сююмбике. Эффектное сооружение башни Сююмбике находится на самом видном месте Кремлевского холма, - древнего сакрального центра старой части Казани.
Образ Сююмбике сохранился в памяти народа - до сих пор еще в народе живут легенды, увязывающие башню с именем Сююмбике. Вкратце они сводятся к следующим сюжетам: 1) башня башня Сююмбике построена царицей в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году; 2) она сооружена Иваном Грозным за семь дней (семь ярусов) после взятия Казани в 1552 году как условие-просьба Сююмбике, которая якобы затем бросилась с седьмого яруса; 3) это минарет Хан-джами, возведенной Сююмбике, или часть дворца казанских ханов, завершенного строительством при царице. Все эти легендарные версии хотя и отражают (причем весьма своеобразно) определенные исторические факты, однако далеки от реальности. Какие же варианты предлагает наука? Можно, например, предположить, что на месте или рядом с более поздней башней находились важные для истории Казанского ханства и татарского народа сооружения, которые могли быть затем отождествлены с башней Сююмбике.
Что из себя представляет башня
О том, что собой представляет "Suumbike manarasi", в Каталоге-справочнике о памятниках истории и культуры (1993 г.) читаем: "Башня башня Сююмбике пятиярусная - три разных по высоте четырехгранника, поднимаясь уступами, несут два восьмерика, завершенных стройным граненым шатром с дозорной вышкой над ним, увенчанной шпилем с позолоченным полумесяцем на яблоке. Общая высота башни башня Сююмбике достигает 58 м.
Перекрытия второго и третьего ярусов башни башня Сююмбике сводчатые. Башня Сююмбике возведена из большемерного, хорошо обожженного кирпича и имеет заметный наклон в северо-восточную сторону: на сегодняшний день отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Нижний ярус башни состоит из 2 пилонов, соединенных цилиндрическим сводом над проездом. В толще каждого пилона располагаются' наклонные сводчатые коридоры с лестницей наверх. На западном и восточном фасадах пилоны имеют по две приставные декоративные колонны стилизованного ордера. Стены кирпичные (8*14,5-15*29,5-30,5 см), раствор кладки известковый, шатер облицован кровельным железом, фундаменты каменные и покоятся на дубовых сваях, вбитых для уплотнения грунта.
В 1914-16 г.г. в связи с отклонением башни башня Сююмбике от вертикали были проведены реставрационные работы, в частности, нижний ярус был укреплен широким стальным бандажом на уровне пяты свода, несколько исказившим ее архитектурный облик.2 Этот бандаж, в сущности не решающий проблемы инженерного укрепления башни, давно уже ослаб, потерял прочность, и, вероятно, будет снят при последующей реставрации.
В 1918 г. башня была передана декретом Совнаркома "в вечное пользование трудящимся мусульманам" и увенчана посеребренным полумесяцем. Сброшен в 1934 году. С 1991 года
Башня Сююмбике используется как минарет для чтения азана во время поминальной молитвы в честь жертв 1552 года и в связи с этим в 1993 г. была увенчана золоченым полумесяцем.
Памятник пережил несколько косметических реставраций в советское аремя: в 1958-1959 гг., 1970 и в конце 1980-х гг. Они сводились к замене выветрившейся кирпичной облицовки, ликвидации трещин и выпучин в кладке.
Заметный наклон башни в северо-восточном направлении привлекает всеобщее внимание. Сейчас отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м .
В 1960 г. сооружение было включено в список памятников архитектуры РСФСР.
Что в имени твоем?
Народ сложил множество легенд об этой башне башня Сююмбике, и почти все они так или иначе связаны с именем Сююмбике, последней казанской царицы.
Кто же она, - легендарная и незабываемая "любимая госпожа"?
Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533 году ее привезли в Казань в качестве невесты казанского царя Джан-Али, бывшего до того касимовским царем и посаженного на казанский престол русским великим князем Василием III. Очень скоро(одни источники говорят о 1533 годе, другие - о 1536) он был убит казанцами, восставшими против него. Сююмбике в том же году стала женой казанского царя Сафа-Гирея. "Казанский Летописец" характеризовал ее как исключительно красивую, культурную, начитанную женщину, собравшую большую библиотеку, умелого политика и дипломата. После смерти Сафа-хана в 1549 году она стала регентшей (правительницей) при малолетнем сыне Утямыше. Но она правила лишь три года, да и номинально. Фактически всем управлял крымский вельможа - углан Кощак. Но в 1551 году он и еще несколько таких же активных сторонников независимости Казани были выданы Ивану IV, а вскоре наступила очередь и Сююмбике с Утямышем. В августе того же года ее вместе с сыном увезли в Москву. На двенадцати ладьях отправили и ханские сокровища. В 1552 году Сююмбике насильно выдали замуж за русского ставленника - хана Касимовского и Казанского Шах-Али (брата Джан-Али). До последних дней своей жизни она была вынуждена жить в Москве.
Название "Suumbike manarasi" - это калька, перевод с русского "Башня Сююмбике", которое появилось относительно недавно, лишь в 1 половине 19 века, когда кружок русских краеведов, очарованный легендарной историей Кремля, заменил тусклое наименование "проездная башня оберкомендантского дома со шпицем" на романтическое "Сумбекина башня". Между тем, ее татарское название было иным - "Хаn manarasi" или "Хаn macete manarasi". Это название отразило народную память о местоположении Хан-джами и ее минарета, разрушенных русскими. И действительно, археологические исследования 1976-1977 и 2000 гг. обнаружили у подножия башни в сторону Дворцовой церкви остатки целого комплекса монументальных построек - мечети, минарета и Ханских durbe (усыпальниц) на этом месте! В развале их стен сохранились обломки белокаменных надгробий с фрагментами надписей, гипсовых рельефов. Вскрыты останки пяти мусульманских захоронений - четыре взрослых и детское. Проведенное в 90-х годах коллективом ученых из Москвы, Казани и Самары комплексное антропологическое изучение костяка из мавзолея №1 и костяка из южного погребения в мавзолее №2 позволило казанским ученым уверенно утверждать, что оба они принадлежат казанским ханам - первый Махмутеку, одному из первых казанских ханов, умершему в начале 1460-х годов., а второй - Мухаммед Амину, умершему в 1518 году.
Где-то здесь же должны лежать останки еще трех Казанских ханов, захороненных в Хан-джами, в том числе и любимого мужа Сююмбике - Сафа-Гирея.
Когда появилась башня?
Многих интересует, когда возникло это сооружение - башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.
Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение. Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1).
При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.
Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 - начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается "мечеть у Царева двора". Судя по всему, мечеть использовалась в хозяйственных целях и была разобрана при строительстве комплекса Оберкомендантского дома, причем минарет ее оказался под башней Сююмбике (если не был вмурован в толщу ее северного пилона).
Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт. На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети - церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца - высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!
С какой целью была выстроена башня?
Следует сказать, что для появления в раннюю петровскую эпоху столь значительного сооружения в Казанском Кремле как башня Сююмбике, должны были иметься достаточно веские причины. Для чего нужно было ее возведение, когда Казани, казалось бы, уже ничто не угрожало?
Появилась гипотеза: возведение столь монументального въезда в оберкомендантский двор - это как бы декларирование значимости Казанской губернии, учрежденной в 1708 году, что отвечало амбициям обер-коменданта. Но в этом случае оплачивать такое строительство следовало бы только из чьих-то личных средств, иначе ответственный за подобную растрату из государственной казны в те суровые времена рисковал собственной шеей. Кроме того, столь монументальное строительство в центре административного управления краем едва ли могло вестись без "высочайшего" утверждения и финансирования. Для возведения такой башни должны были найтись веские основания внутриполитического, а может, и внешнеполитического характера. Существовали они?
Обратимся к истории Российского государства: на момент преобразования его административной структуры в начале 18 века, состояние империи нельзя было назвать ни стабильным, ни безопасным. Россия постоянно воевала, причем далеко не всегда успешно. Именно на это время приходятся военный союз Карла XII с поляками и литовцами (1706), рискованная военная кампания в Молдавии, едва не закончившаяся поражением России, казачье восстание в Астрахани (1705), восстание Булавина на Дону (1705-1708г.г.), всесокрушающий башкирский бунт 1704-1709 гг. (повстанцы тогда взяли Елабугу и Заинск, подошли к Казани на 30 км.) при полной нелояльности татар. Все это создавало угрозу потери Казани как важнейшего стратегического пункта на Волге, за которым могло произойти отпадение всего юга России.
Казань спешно укреплялась: вокруг городских стен и стен крепости копались дополнительные рвы и бастионы, возводились эскарпы, ремонтировался периметр Кремля. В ряду этих мероприятий стояло, вероятно, и возведение дозорной башни на самой высокой точке Казани, издревле служившей наблюдательным пунктом: отсюда визуально можно было контролировать Волгу на протяжении почти 50 километров - от Свияжска и до Ташевки. (Именно здесь, на этом месте, как считают некоторые археологи, уже в 12 веке стояла высокая дозорная башня, а в более поздние времена - минарет Хан-джами).
Появление высокой дозорной башни в начале 18 века в Казани как элемента реорганизации ее фортификационной структуры было, таким образом, вполне правомерным: по всей видимости, башня была элементом внутреннего оборонительного рубежа, либо не законченного в силу изменившихся обстоятельств, либо не сохранившегося. Об этом говорит стена, соединяющая ее и близстоящую церковь, а также, возможно, свайное основание подобной же стены, примыкавшей к башне с юга (ее обнаружила в 1977 г. археологическая экспедиция проф. А.Х.Халикова).
Башня Сююмбике закладывалась, видимо, в большой спешке: глубина заложения фундамента ее - всего 1,4 м; он не пересек даже толщу насыпных грунтов и частично опирается на напластования культурного слоя, что впоследствии и послужило причиной ее наклона в северо-восточном направлении.
Все эти факты говорят о правомерности появления высокой дозорной башни в начале 18 века в Казани как элемента реорганизации ее фортификационной структуры.
Информация и фото:
http://www.kermen.ru/eLib/sta10.php
Место на карте