• Авторизация


Ансабли городов Елабуги, Чистополя, Свияжска 27-03-2008 00:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!



[525x699]

АНСАМБЛЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. ЕЛАБУГИ, Г. ЕЛАБУГА

Ансамбль городской застройки (131 га) состоит из культовых, жилых, гражданских и общественных, промышленных и торговых зданий и сооружений.


На юго-западной окраине города расположено Елабужское (Чертово) городище - укрепленное средневековое поселение булгар, казанских татар (10 в.-1547 г.), имеющее общую площадь 30 га и сохранившиеся следы трех линий укреплений. На его территории находятся остатки каменного квадратного монументального сооружения с круглой башней крепостного и одновременно культового назначения. Здесь в 1552 г. после взятия Казани был основан Троицкий монастырь, давший основу современному городу Алабуга-Елабуга. Троицкий монастырь в 17 в. уже именовался Трехсвятским монастырем, "что на Елабуге", и к нему были приписаны села Танайка, Трехсвяткое, Тихие и Свиные горы. В 1613 г. Трехсвятский монастырь был спущен с Елабужской горы на берег реки Танайка, а в 1707 г. село и монастырь были обнесены земляным валом, т.е. превратились в город. В 1780 г. на основании указа Екатерины II село Трехсвятское стало уездным городом и получило новое название - Елабуга.

Недалеко от города находится Ананьинский могильник (8-3 вв. до н.э.), открытый в 1855 г. и положивший начало определению целой эпохи, так называемой ананьинской культуры. Коллекции из могильника, которые насчитывают более 1500 предметов, не считая фрагментов сосудов и бус, хранятся в очень многих музеях не только в России, но и за границей.

Ансамбль городской застройки г. Елабуги представляет образец типичного поселения человека - русского уездного (провинциального) города. На сравнительно небольшой территории (131 га) в Старой (центральной) части города на двух коротких по длине (два квартала) продольных улицах сосредоточены памятники жилой, гражданской и общественной, культовой, торгово-промышленной архитектуры. Здесь нет зданий похожих друг на друга, все они строились по особому проекту. Сохранился особый колорит уездного городка, сохранилось единство архитектурного облика исторических памятников и историко-архитектурной среды. Более того, центральная часть города сохранила ненарушенными композиционные связи между доминантами, застройкой и ландшафтом. Сохранил свое значение как главный композиционный акцент Спасский собор - редкое сооружение подобного типа, как по размерам, так и по уровню архитектурного исполнения. Он придает облику города своеобразие, неповторимость.

С городом связаны имена Ермака Тимофеевича и Е.И. Пугачева, А.Н. Радищева и Н.А. Дуровой, И.И. Шишкина и М.И. Цветаевой, В.Г. Короленко и А.Н. Толстого, В.В. Верещагина и С.Я. Лемешева, В.М. Бехтерева, Д.И. Менделеева, Д.И. Стахеева и П.К. Ушкова и многих других.

В окрестностях Елабуги сохранилась уникальная природная среда (ландшафтный ансамбль, леса, озера, луга и в первую очередь шишкинские места).

Ансамбль городской застройки состоит под охраной государства (более 200 объектов). В целях сохранения исторической застройки, природного ландшафта в 1989 г. создан Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В 1990 г. город Елабуга (1780 г.) включен в Список исторических населенных мест Российской Федерации. Имеет охранную зону, зону строго регулированной застройки, зону регулированной застройки и охраняемого природного ландшафта (площадь зон 491,5 га).


АНСАМБЛЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. ЧИСТОПОЛЯ, 19-20 ВВ.

Ансамбль городской застройки состоит из культовых, жилых, гражданских и общественных, промышленных и торговых зданий и сооружений.

Село Чистое поле (Архангельская слобода) основано в начале 18 в., в 1781 г. получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 г. - губернии) и современное название.

Ансамбль городской застройки г. Чистополя представляет образец типичного поселения человека - русского уездного (провинциального) города. На сравнительно небольшой территории сосредоточены памятники жилой, гражданской и общественной, культовой, торгово-промышленной архитектуры. Сохранилось единство архитектурного облика исторических памятников и историко-архитектурной среды. Более того, центральная часть города сохранила ненарушенными композиционные связи между доминантами, застройкой и ландшафтом.

С городом связаны имена Г. Исхаки, А. Марченко, членов Союза писателей СССР, которые летом 1941 г. были эвакуированы в Чистополь и жили там в основном до июля 1943 г. Среди них: Н.Н.Асеев, А.А.Ахматова, М.В. Исаковский, Б.Л. Пастернак, К.А. Тренев, Л.М. Леонов, К:Л. Федин. Сюда приезжали к своим семьям А.А. Фадеев, П.А. Павленко, А.Т. Твардовский, А.А. Сурков, С.П. Щипачев, А.В. Софонов, Л.И. Ошанин, В.М. Ибнер, И.Л. Сельвинский и другие. Многие здания Чистополя отмечены мемориальными досками о пребывании здесь советские писателей.

Выявлено более 100 объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, 30 из них состоит под охраной государства. В 1990 г. город Чистополь (1781 г.) включен в Список исторических населенных мест Российской Федерации.


АНСАМБЛЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. СВИЯЖСКА, 16-20 ВВ., С. СВИЯЖСК, ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН

Ансамбль городской застройки (62 га) состоит из построек Успенского мужского и Иоанно-Предтеченского женского монастырей (соборы, церкви, кельи, конный двор, монастырское училище, крепостные стены, башни), приходской церкви, жилых, общественных зданий и сооружений. Свияжск основан 24 мая 1551 г. царем Иваном Грозным как мощная крепость, где предусматривалось все для отражения атак и защиты при длительной осаде неприятелем и являлся опорным пунктом при взятии Казани.

Слева направо: Сергиевская церковь, Иоанно-Предтеченский монастырь, Успенский собор

Ансамбль городской застройки б.г. Свияжска представляет выдающуюся и универсальную ценность, в нем сохранились первоначальные постройки города -деревянная Троицкая церковь (1551 г.) с интерьером и иконостасом (один из немногих в Среднем Поволжье памятников русского деревянного зодчества 16 в.), Никольская церковь (1556 г.) и Успенский собор (1560 г.), построенные при участии известного мастера белокаменщика Постника Яковлева (Бармы), создателя храма Василия Блаженного на Красной площаде в Москве и Казанского Кремля. В Успенском соборе сохранились 1080 кв. м. древних фресок, которые своей широтой и многообразием библейских сюжетов, совершенством исполнения неповторимы среди немногочисленных аналогов православной фресковой живописи 16 в. По технике исполнения и колориту красок они существенно отличаются от новгородской, псковской, владимиро-суздальской и московской фресковой живописи.

Уникальность его и в единственном примере древнерусского деревянного градостроительного искусства, по масштабу закладки (75 тыс. человек строили 24 дня) и заселения города-крепости (на площади 62 га), не имеющего аналогов в мировой практике.

Вид города Свияжска. Гравюра по рисунку М.И.Махаева. Середина 18 в.

Существующая планировочная структура Свияжска в основном соответствует плану перепланировки 1896 г. (исторически сложившаяся к середине 19 в. геометрическая сетка кварталов дошла до наших дней без существенных изменений и закреплена деревянными и каменными домами 18-нач.19 вв.), а структура посада -плану 1829 года, однако, планировка включила в себя наиболее ценные элементы дорегулярной планировочной структуры 16-18 вв. (рельеф местности и очертания горы Круглой, размещение существующих монастырей, окружающий природный ландшафт). Сохранились видовые связи между доминантами и видовые коридоры, все исторические градостроительные компоненты.

Культурный слой Свияжска представляет собой большой интерес как объект археологического изучения в качестве уникального памятника, а также в силу того, что он сравнительно мало затронут перекопами позднейшего времени. В культурном слое бывшего города, благодаря его большой влажности, сохранность дерева и иных органических материалов достаточно хороша для того, что бы раскопки его обещали дать большую коллекцию материалов.


В исторических процессах формирования Российского государства Свияжск с мая 1551 г. до начала 17 в. играл ключевую роль, как военно-административный, православный и ремесленно-торговый центр региона, с первой половины до середины 18 вв.- административный, ремесленный, купеческий и духовный центр провинции, с середины 18 по начало 20 вв. - уездный город с торговой, духовной и учебными функциями, транзитный пункт на Сибирском тракте. Свияжск - первый православный город в крае, оказавший значительное влияние на распространение духовной и материальной культуры.

Выявлено около 70 памятников истории и культуры, из них 28 состоит на государственной охране федерального (общероссийского) и республиканского (Республики Татарстан). В 1990 г. Свияжск включен в список исторических населенных мест Российской Федерации, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, а так же сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность.

По композиционному совершенству ансамбля городской застройки и архитектурно-художественной ценности отдельных сооружений Свияжск - один из самых значительных памятников русского зодчества. Здания, их интерьеры с монументальной живописью, планировочная сетка улиц и остатки рядовой застройки, не искаженные современными строениями, сохранившие масштаб и архитектурный образ исторической среды, природное окружение по своей значимости принадлежат к высшим достижениям национальной культуры.


Источник и фото:

http://www.tatar.ru/index.php?DNSID=fb0eb86d7c5e6b661bc61a00d9e80cbe&node_id=201

Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Интересные, небольшие города, имевшие раньше великую историю. Там, вероятно, и остались.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ансабли городов Елабуги, Чистополя, Свияжска | Республика_Татарстан - Дневник Республика_Татарстан | Лента друзей Республика_Татарстан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»