• Авторизация


Республика Марий-Эл. Город Йошкар-Ола. Церковь Пресвятой Троицы. 06-06-2008 14:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[588x387]

Троицкая церковь являлась самым древним каменным храмом Царевококшайска. Она построена в 1736 году во времена царствования императрицы Анны Иоанновны на средства царевококшайского купца Стефана Вишнякова и крестьянина деревни Жуково Алексея Осокина. Изящный храм очень эффектно смотрелся на берегу Кокшаги, заметно отличаясь своей архитектурой от других городских церквей.

По своим архитектурным формам храм был типичным памятником русского зодчества XVII века. Эти формы русской православной канонической традиции XV-XVII веков сохранялись и в XVIII веке, несмотря на новые архитектурные веяния. Традиционное пятиглавие луковичной формы на “глухих” барабанах, расставленное широко и свободно, венчало столь же обычное четырехскатное покрытие, завершавшее основной куб церкви, перекрытый коробовым (общим) сводом. Такие храмы обычно имели одновременно холодную и теплую церкви. На верхнем этаже располагался главный храм во имя Св. Троицы, а на нижнем — во имя святителя Николая Чудотворца. С востока к храму примыкали алтарные полукружия-апсиды, а с запада — трапезная с крыльцом. С северной и западной сторон храм был опоясан открытой галереей-гульбищем. Через галерею-мостик у северо-западного торца церковь была связана с четырехъ-ярусной восьмигранной колокольней, построенной уже в духе архитектурных традиций XVIII века, но органически связанной с храмом, в том числе декором. На колокольне висело семь колоколов разного веса — от 281 до 1 пуда. Плоскость стен храма оживляли затейливой формы наличники с висячими гирьками, декоративные закомары по карнизу основного куба храма, поясок поребрика.
Интерьер храма поражал роскошной утварью и образами. Среди них наибольшую известность получил резной из дерева образ Спасителя, сидящего в темнице в терновом венце. На деревянной колодке была надпись: “От стрельца 1695 год.” В силу своей величины этот образ не выносили из храма во время крестных ходов, но марийское население испытывало к нему особое благоговение, приезжая издалека и заказывая молебны с водоосвящением. Воду каждый из паломников пил в храме, а остальную сливал в берестяные бураки, отвозил в деревню, окроплял скот и дом. Каждый из богомольцев стремился приложиться к ножке Христа Спасителя. Иные из приезжающих во время молений надевали на изображение Спасителя светильню или нитку, на те части тела, заболеваниями которых страдали больные. Потом эти нитки увозились домой и носились больными до тех пор, пока больной не получал исцеления. Об этом писал протоиерей Царевококшайска Александр Спасский в 1872 году.

В верхнем храме имелся деревянный четырехъярусный иконостас, окрашенный белой краской и украшенный золоченной резьбой с 8 деревянными колокольчиками. 64 иконы иконостаса размещались в тонких серебряных, медно-серебряных и медно-золоченых с серебряными венцами ризах. Имелись иконы без риз. В нижнем храме иконостас был двухъярусным. Выделялись иконы Вседержителя, Печерской Божией Матери, Николая Чудотворца. В трапезной верхнего этажа имелись хоругви, образ Божией Матери Троеручицы, а в алтаре — выносной крест и иконы в дорогих ризах — Казанская и другие. Опись церковного имущества 1925 года содержит 195 пунктов — богатый набор икон и церковной утвари. Много ценностей из Троицкой церкви было изъято в 1922 году, вероятно, в помощь голодающим.

При храме была церковная библиотека, состоявшая в 1915 году из 420 томов. В приход храма входили деревни Жуково, Ширяйково, Сидорово, Марково, Кожино, Пахомово, Туруново и часть горожан Царевококшайска. При храме существовала Троицкая женская церковноприходская школа. К церкви было приписано три часовни: в Жукове во имя св. великомученика Георгия Победоносца; в Сидорове и Турунове - во имя святителя Николая Чудотворца.

После революции и гражданской войны для храма и прихода настали трудные времена. В 20-е годы отношения между общиной верующих и городскими властями складывались на договорной основе, но уже в 1932 году комиссия при Мароблисполкоме вдруг “нашла некие нарушения” договора со стороны общины. В действительности в условиях разнузданной атеистической пропаганды “советская общественность выразила пожелание” закрыть храм, превратить его в памятник архитектуры. Договор 1922 года с общиной был расторгнут, решено здание передать под музей. Так церковь была закрыта, культовое имущество распределено по другим храмам, частично пополнило музейные фонды. Само здание церкви советским властям скоро оказалось не нужным, ибо оно “портило” облик новой социалистической Йошкар-Олы. Храм пустовал и разрушался, а летом 1939 года был разобран до первого этажа. Несколько десятилетий развалины церкви, поросшие бурьяном, стояли во дворе автохозяйства.

С 1995 года храм возрождается, правда, проводимая реконструкция делает облик Троицкой церкви далеким от облика той, которая украшала город в начале XX века.

Источнк текста и фото http://mari.eparhia.ru/churches/town/y-ola/trinitychurch/

Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
06-06-2008-14:47 удалить
25 сентября совершилось поднятие куполов с крестами на храм Пресвятой Троицы города Йошкар-Олы.Глубоко символично и особенно отрадно поднятие куполов в день предпразднства Воздвижения Честного Креста Господня.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Республика Марий-Эл. Город Йошкар-Ола. Церковь Пресвятой Троицы. | Республика_Марий_Эл - Дневник Республика_Марий_Эл | Лента друзей Республика_Марий_Эл / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»