[600x386]
Судьба А. В. Григорьева - судьба человека, делающего историю. Все, что оставил после себя Александр Владимирович, значимо для нас - это Козъмодемъянский музей его творческое наследие.
Основатель музея А. В. Григорьев мечтал создать на своей родине «малую Третьяковку». И мечта его сбылась: в Козьмодемьянске появился музей с яркой коллекцией живописи.
Огромная организаторская работоспособность, искреннее отношение к людям, скромность и талант просто быть человеком и оставаться им даже во время самых серьезных испытаний судьбы - то, что присуще Александру Владимировичу Григорьеву. Его судьба типична для судьбы думающего интеллигента, которого пытались перемолоть жернова сталинского молота.
А. В. Григорьев родился 28 мая 1891 года в семье учителя в селе Пертнуры, что недалеко от Козьмодемьянска. Одним из первых среди народа мари Александр Владимирович получает профессиональное художественное образование. Сначала Казанская художественная школа, где его учителем был Н. И. Фешин, затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился у А. Архипова, И. Машкова.
В 1919 г. Григорьев вместе со своей молодой женой, москвичкой Евгенией Григорьевной Баклановой, возвращается из Москвы на родину.
Григорьев, возглавляя в это время волостной отдел народного образования, развернул бурную деятельность, которая заметно подняла уровень культурного образования в крае; открывается декоративно-художественная мастерская, организуется Первая местная художественная выставка, создается художественная школа и краеведческий музей с художественным отделом.
В 1922 г. Григорьева отзывают в Москву, где он занимается делами музеев к вопросами изобразительного искусства.
В этом же году П. А. Радимов, Е. А. Кацман и А. В. Григорьев стали организаторами АХРРа (Ассоциации художников революционной России). Этим крупным объединением художников, стоящих на реалистических позициях в живописи,с 1923 по 1927гг.руководитГригорьев.
Огромная организаторская работа мало оставляла времени Григорьеву для творчества. Лишь в 30-ые гг. Григорьев делает свой творческий отчет в клубе московского завода «Каучук». То была первая и единственная выставка художника.
Очень оживленную переписку в эти годы ведет Александр Владимирович с художниками, живущими в самых разных городах, но объединенными «Всекохудожником», организацией возглавляемой А. В. Григорьевым (1933-1936 гг.) после выхода из АХРРа. Кому-то помочь материалами, кому-то советом, кто-то плох здоровьем и нуждается в материальной поддержке - все обращаются к нему, зная, что получат помощь. Доказательством этого служат многочисленные письма, адресованные А. В. Григорьеву известными русскими художниками. Вот отрывок из одного из них. А. В. Куприн пишет: «.. .Часто мысли мои обращаются к Вам, Вы -явление редкое. У Вас единственного художника доброжелательное отношение к старшим товарищам и Вы многим помогали...Славная фигура Ваша вселяет бодрость...»
Тем временем Александр Владимирович был сильно болен: нервное перенапряжение, малокровие, частые сердечные приступы, головные боли - собой заниматься ему некогда. И вот в такой напряженной общественной, творческой, организаторской атмосфере над ним начинают сгущаться тучи: машина репрессий 30-ых гг. продолжает набирать обороты. Первые доносы, комиссии.
В ночь с 6-ого на 7-е ноября 1938 г. его арестовали. Жизнь и судьба Григорьева были разломлены этим страшным 1938 г. Григорьеву предстоял долгий путь в Казахстан, где неподалеку от Караганды в одном из совхозов НКВД он и провел 8 лет, вычеркнутых из жизни.
А.В. Григорьев пытался найти справедливость. Сохранилось несколько вариантов его заявлений в самые высшие инстанции с единственной просьбой: «...внимательно, чутко, по-сталински разобрать мое дело. Был я честным советским гражданином и членом ВКП(б), отдавая все силы, здоровье, умение, старание, искренность для нашей страны, нашей партии. Я хочу восстановить честное, доброе имя и с ним умереть... Я абсолютно ни в чем антисоветском не виновен!»
В 1946 г. после возвращения из лагеря ярлык «враг народа» еще не был снят. Григорьев вновь добивается реабилитации. Нужно было восстановить все утраченное, начиная со здоровья. В Москве жить не разрешили. К счастью, в Тарусе сохранился дом с небольшим участком. Правда, дом был разрушен немцами. Друзей поубавилось. Подрабатывал тем, что писал вывески для столовых и закусочных.
А. Григорьев оказался в страшных жерновах судьбы: имя у музея отобрали, на долгие годы вычеркнули из книг, лицо смыли с фотографий, которые печатались в литературе об АХХРе. В одной из книг о И. Е. Репине начала 50-ых гг. вместо Григорьева, неподалеку от сидящего Репина была впечатана. ваза.
В 1954 г. А. В. Григорьева реабилитировали. В трудные годы рядом всегда были проверенные судьбой и временем друз ья-художники, его семья.
После реабилитации о А. В. Григорьеве уже открыто вспоминают как о председателе АХРР. В 1956 г. Григорьеву назначается персональная пенсия общесоюзного значения, он избирается делегатом 1-ого съезда советских художников. В 1959 г. Григорьеву присваивается звание заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, а 1966 г. музею в Козьмодемьянске возвращается его имя.
Александр Владимирович Григорьев скончался 25 августа 1961 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
О таких людях, как Григорьев, говорят - бессребреники, они делают добро людям и ничего не просят взамен, «страстотерпцы, которых в старинные годы заживо причисляли к лику cвятых».
Козьмодемьянским художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева - это небольшой провинциальный музей, основу которого составляет коллекция работ известных русских художников второй пол. 19 - нач. 20 вв.
Появление в Козьмодемьянске музея имеет свою предысторию. В мае 1918г. казанские художники П.А.Радимов и Г.А.Медведев формируют Волжеко-Камскую передвижную выставку, цель которой - приблизить искусство к народу. Козьмодемьянск оказался единственным местом, где были показаны около 40 работ казанских художников и картины из частных собраний Казани.
В это время начинается
гражданская война, фронтом которой Казань оказалась отрезанной: ее захватили белые. Возвращаться в Казань с произведениями искусства было опасно, и картины навсегда остаются в Козьмодемьянске. А когда в городе было решено создать краеведческий музей с художественным отделом, эти картины стали основой коллекции.
Открытие музея состоялось 7 сентября 1919 года. Это стало возможно при активном участии его организатора А. В. Григорьева, чье имя и носит музей.
В музее также собирается и краеведческий материал. Народ с большим увлечением приносит вес, что представляет музейный интерес: бивни мамонта, старинную утварь, военное снаряжение. Но основой музея, по мнению А. В. Григорьева, должен был стать художественный отдел.
Коллекция формировалась постепенно. Тех 40 картин с Волжско-Камской выставки было недостаточно. Григорьев едет в Казань к друзьям-однокашникам. Кто-то дарит ему картины, кто-то продает. Общается с известным знатоком искусства, коллекционером А. Ф. Мантелем и приобретает у него живописные и графические работы. Хлопочет и получает картины из Москвы из Центрального хранилища государственного музейного фонда.
В 70-80е гг. была налажена связь с ленинградскими художниками. Большую помощь в этом оказал наш земляк Георгий Осокин. Благодаря ему в музее появилось много работ советского искусства периода 50-60 гг.
В последние годы галерея пополняется в основном работами марийских художников.
В настоящее время в художественной коллекции музея свыше 1200 произведений живописи, более 1750 графических работ, а также небольшая коллекция скульптуры, фарфора, предметов декоративно-прикладного искусства.
Исторический отдел представлен яркими событиями жизни города и марийского края.
В 1919 году только что сформированный музей расположился в бывшем доме куща Торсуева, а в 30-ом году переехал в Смоленский собор, тем самым спас храм от разрушения в тяжелые 30-е годы. Но позднее, в 1998 году, храм передали верующим, и музейная коллекция переехала в отреставрированный купеческий особняк, построенный в 1883г. купцом Пономаревым и считающийся самым красивым по архитектуре и отделке в городе. Это было большим везением для коллекции, особенно для художественного отдела. Дух купеческого дома делает экспозиции музея какими-то теплыми, домашними. И восприятие живописи, пожалуй, здесь иное, нежели в современных арт-галереях.
Место на карте
Источник:
сайт Культура России