Художественно-исторический музей представляет все направления искусства от академистов до авангардистов. В его фондах хранится более тысячи живописных работ и около 1800 графических. Здесь есть и работы иностранных авторов, кстати, самое старое произведение принадлежит неизвестному автору голландской школы и датируется примерно XVII веком. Художественное собрание прекрасно дополняют скульптурные произведения на античные и библейские темы, старинный фарфор русских и иностранных заводов XVIII-XX веков, изделия из кости, дерева, металла русских и восточных мастеров.
В Козьмодемьянском музее работает исторический отдел и отдел природы, которые передают колорит и неповторимость марийского края. А для того, чтобы почувствовать все это, нужно побывать в музее, расположенном в недавно отреставрированном красивом купеческом особняке. Его интерьеры дышат теплом и жизнью, также как и произведения искусства, которые с любовью подбирались долгие годы.
История музея.
На высоком берегу Волги раскинулся город Козьмодемьянск. Издали кажется, дома цепляются за крутогорье, чтобы не сползти в реку. Гостей город Козьмы и Домиана поражает своей сохранившейся первозданностью. Его улочки еще пропитаны духом старины, не нужно поворачивать время вспять, чтобы узнать, каким было начало уходящего столетия. Может быть, именно поэтому неотъемлемой частью этого волжского городка стала уникальная коллекция работ русских художников, творивших на заре века. Спросите у любого побывавшего в Козьмодемьянске, чем памятен этот город? И вы услышите о художественно-историческом музее им. А. Григорьева. История возникновения музея тоже давняя. В ней, как в хорошем сюжете, есть и драматическая завязка, и динамичное развитие, и трагические ноты, и счастливый конец. Эта история неразрывно связана с биографией человека, уроженца Козьмодемьянского уезда, стоявшего у истоков основания музея.
А началось все с гражданской войны. Тогда по волжским городам путешествовала Волжско-камская передвижная выставка, которую организовали художники Казани. Они решили показать и свое творчество, и мастерство старых художников. Когда картины доехали до Козьмодемьянска, грянула война. Сопровождавшие выставку просто побоялись вести ее дальше. Так в 1918 году она обрела свой новый дом. Неизвестно, что было бы дальше с художественными работами, которые остались на сохранение в отделе народного образования, но осенью этого года в Козьмодемьянск приехал Александр Владимирович Григорьев. В 1919 году его назначили начальником отдела образования, и, увидев картины, он решил организовать в городе музей. Идея эта зародилась не случайно. Сын сельского учителя, выпускник Казанского художественного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Александр Григорьев был одним из первых профессиональных марийских художников. Учеба в Москве у прославленных мастеров, таких как Николай Фешин, выставки именитых мастеров, любовь к искусству - все это подвигло его на создание музея, который в последствии он называл "Малой Третьяковкой", поскольку здесь было собрано много работ русских художников начала века. Основное пополнение музейного фонда произошло благодаря Александру Григорьеву. В 20-х годах он уехал в Москву, но не забывал о своем детище. Григорьев покупал картины, списывался со своими друзьями-художниками, которые дарили работы, в итоге фонд музея пополнялся. Способствовало этому и то, что Григорьев стал одним из первых председателей Ассоциации художников революционной России, которые были, по сути, приемниками передвижников. Это было одно из крупнейших творческих объединений 20-30 годов, кстати, единственное поддержанное правительством. Более того, он стал крупным чиновником, возглавил отдел музеев страны, и коллекция козьмодемьянского музея стала пополняться картинами из российских фондов. Чиновничья должность не иссушила души. Ему отовсюду писали художники, и не только с просьбами о помощи, но и делились своими планами, спрашивали совета. Письма эти - теплые, дружеские, порой ироничные - хранятся теперь в фонде музея Козьмодемьянска. Только здесь их около 2 тысяч, так что можно представить насколько обширной была переписка.
Сам Григорьев был реалистом до мозга костей. Но в музей он собирал работы разных направлений и жанров. В основе поисков художественных произведений лежала идея: что будет интересно людям через многие-многие годы? Широту его взглядов и особую теплую ауру, которая возникала в общении с людьми, отмечали многие современники. "Ангел", - так назвал его один их великих русских живописцев Илья Репин. А случилось это в непростой ситуации, когда Григорьев возглавлял делегацию советских художников в Финляндию, которая ехала к Репину с просьбой вернуться на родину. Фотография с этой встречи печаталась в учебниках.
Тем временем самому Григорьеву судьба готовила жестокое испытание. В 1937 году в ночь на 7 ноября он был арестован. Почти девять лет лагерей и клеймо "враг народа" круто изменили его жизнь. Он освободился в 1946 году, но получил запрет на жительство в Москве, несмотря на то, что там была его семья. Григорьев уехал в Калужскую область, в Тарусу, где целое десятилетие прожил забытый фактически всеми, кроме нескольких своих друзей-художников, старавшимися помочь, потому что Григорьев бедствовал. Кстати, на той самой фотографии с Ильей Репиным вместо лица Григорьева было вмонтирована ваза.
В 1956 году Григорьева реабилитировали, и он вновь становится популярным. К нему в Тарусу едет искусствоведы и художники, Союз художников СССР присваивает звание почетного члена, ему дают квартиру в Москве и путевки на курорты, музею в Козьмодемьянске возвращают его имя. Сам Григорьев не забывает о своей "Малой Третьяковке", фонд которой вновь пополняется с его помощью. Так продолжалось до 1961 года, последнего года в жизни художника, основателя художественно-исторического музея в Козьмодемьянске, где собрана уникальнейшая коллекция русской живописи.
В последствие музей естественно не остался без поддержки. И официальные органы, и художники передавали ему работы. Но та изюминка, собрание живописи, которым музей гордится - заслуга Александра Владимировича Григорьева. Это живописные подлинные полотна И. Айвазовского, Р. Судковского, Т. Неффа, Л. Каменева, К. Маковского, П. Кончаловского, А. Корзухина, И. Машкова и других. Здесь представлена лучшая экспозиция произведений Н. Фешина. Работы некоторых живописцев, например, Н. Юона, "сватали" самые именитые музеи страны. Коллекция уникальна еще и тем, что многие художники предстают здесь совершенно в ином свете. В частности, И. Бродский, известный автор панорам, в Козьмодемьянском музее представлен как импрессионист.
Источник текста: http://www.mari-el.ru/kozm_museum/index.html
Источник фото: http://gov.mari.ru/matour/rus/culture/museums/grigoryev.shtml#