[400x250]
Город Вятка основан новгородскими ушкуйниками. С середины XV века в документах г.Вятка называется г.Хлынов. С 1489 года в составе Московского государства. С 1708 года в составе Сибирской губернии. С 1781 года главный город Вятской губернии. В XIX веке Вятка место политической ссылки.
Вятка - Родина знаменитой дымковской игрушки.
Вторая половина XIV века. Всего несколько лет оставалось до Куликовской битвы. Русь стряхивала оцепенение ордынского гнёта, строила города, осваивала новые земли. В 1374 году впервые в общерусских летописях упоминается новый город Вятка, выросший из поселения, основанного новгородскими ушкуйниками. Вятка довольно быстро превратилась в торгово-ремесленный центр. Этому способствовали переселенцы из суздальских и нижегородских земель, которые всё ещё подвергались опустошительным татарским набегам. Для защиты от внешних врагов в Вятке создавалась система укреплений, частью которой был кремль. С середины XV века в документах г.Вятка стал называться г.Хлынов. Полагают, что так в Вятке называли кремль, название которого перешло на сам город. Первоначально Хлынов находился во владении суздальско-нижегородских князей, потом отошёл к князьям галицким. В августе 1489 года Хлынов отошёл к Московскому государству. Местные бояре не желали признавать власть Москвы, но после недолгой осады открыли городские ворота перед войсками великого московского князя Ивана III.
Город формировался вокруг крепости, стоявшей на высоком берегу реки Вятки, укреплённой валами и рублёными деревянными стенами. Большую его часть занимал обнесённый острогом посад, расположившийся к северу и западу от кремля. На посаде селились торговцы, ремесленники, городская беднота. Общее число жителей Хлынова к концу XV - началу XVI века составило более двух тысяч человек. В центре посада находилась торговая площадь, а за рекой стояла Дымковская слобода, ставшая впоследствии знаменитой. Среди ремесленников преобладали кузнецы, плотники и сапожники.
По данным дозорной книги 1615 года Хлынов в то время был довольно крупным городом. Он имел более 600 дворов, 33 торговые лавки, три кузницы, 15 церквей и более 3 500 жителей. Во второй половине XVII века в Хлынове обновили крепость, которая к тому времени совсем обветшала. Кремль обнесли высоким валом с деревоземляной стеной и башнями, перед ними вырыли новый ров. Заново укрепили посад. Так как город основательно вырос, пришлось делать более широкое кольцо укреплений. Посадский вал достигал шести метров в высоту, имел башни с бойцами в три-четыре ряда. Вал стал новой границей города. Впрочем, обновлённая система укреплений ни разу не была использована в целях обороны. Город походил на большую разбросанную деревню. Улицы, как во многих старых русских городах, лучами расходились от кремля. Были они узкими и очень грязными в непогоду. Большинство домов топилось по-чёрному, из-за этого в городе часто пылали пожары.
В XVII веке в Хлынове возникает местная литература, представленная в основном сочинениями житейного и летописного жанров. Это "Житие Трифона Вятского", "Вятский современник", "Повесть о стране Вятской", "Летописец старых лет".
В 1708 году Хлынов входит в состав Сибирской губернии. Петровские реформы, всколыхнувшие всю Россию, затронули и его. В городе появились первые мануфактуры, водяная мельница, винокуренные и кожевенные заводы. Хлынов начинает расширять торговые связи. Хлыновские купцы теперь торговали с Москвой, Петербургом, Астраханью, Казанью, водили торговые караваны в Сибирь и даже в Китай.
Областная реформа 1719 года сделала бывший уездный город Хлынов провинциальным центром. В городе активнее выросло мануфактурное производство, действовали винокуренные, кожевенно-меховые, обувные, лесопильные мастерские, небольшие металлообрабатывающие предприятия. Здесь проводились две ежегодные ярмарки. В XVIII веке в Хлынове появились первые учебные заведения, в том числе духовная семинария и народное училище. В 1780 году было образовано Вятское наместничество (позднее губерния): Хлынов, в 1781 году переименованный в Вятку, с конца XVIII века становится главным городом губернии. В 1784 году архитектор Росляков составляет проект перепланировки города, продолжавшего, несмотря на губернское значение, оставаться неблагоустроенным, с узкими кривыми улочками, обвалившимися стенами посадского вала и полуобгоревшими от пожаров крепостными башнями. По новому плану город должен был расшириться и получить форму четырёхугольника. Архитектор намечал провести восемь улиц, параллельных реке, и восемь поперечных, создать шесть торговых площадей. Старые крепостные укрепления разобрали, рвы засыпали землёй, ветхие дома снесли. Попытались даже замостить улицы.
Одновременно в Вятке началось строительство первых каменных зданий. Городская вяткинская администрация требовала, чтобы центральные улицы застраивались либо целиком каменными домами, либо деревянными, но на каменном фундаменте. Дома запрещалось крыть соломой, только тёсом или железом. Население Вятки увеличивалось, но очень медленно: Вятка далеко стояла от крупных промышленных и культурных центров и была лишена удобных путей сообщения.
С начала XIX века Вятка известна как место политической ссылки. "Маленькие лачуги, где царит бедность, и большой каменный острог, который печально смотрится в реку, звенит цепями и дышит вздохами" - так вспоминал Вятку сосланный сюда Герцен. "Из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец света", - писал о городе Салтыков-Щедрин, тоже отбывавший ссылку в Вятке. Политические ссыльные находили в городе единомышленников из передовой интеллигенции, "подснежных друзей", как называл их Герцен. Не случайно в Вятке пользовались известностью "Губернские очерки" Салтыкова-Щедрина, а молодёжь зачитывалась произведениями Герцена, при личном участии которого в 1837 году в городе была основана первая публичная библиотека.
В XIX - начале XX века в центре Вятки стояли здания в стиле классицизма и ампира, торговые ряды, эклектичные особняки дома с глухой резьбой или накладным орнаментом. Приезжему человеку Вятка казалась провинциальным, малоблагоустроенным городком. К середине XIX века городская жизнь чуть оживилась. В 1861 году горожане встречали первый пароход, открывший регулярные рейсы по реке Вятке в города Поволжья. В 1899 году железная дорого связала Вятку с Пермью и Котласом, а с 1906 года началось движение поездов через Волгу в Петербург. В Вятке выстроили электростанцию, осветившую центральные улицы, проверили водопровод. В 1905 году в Вятке появился первый автомобиль. В 1911 году жителям Вятки довелось впервые увидеть полёт аэроплана.
Быстро стало расти население Вятки, и к 1912 году в городе проживало уже 48 тысяч человек. Количество промышленных предприятий увеличилось, хотя большая их часть продолжала оставаться полукустарными.
Известность Вятке принёс старинный промысел. Вятка неожиданно прославилась традиционной лепниной -
Дымковская игрушка из прокаленной в печи глины с яркой и многоцветной росписью темперой по белому грунту. Всей России знакомы забавные фигурки дам в кринолинах, гусар с крутыми усами, свистульки в виде всадников, домашних животных и сказочных зверей.
Информация и фото с сайта
Место на карте