[450x337]
Поставлено в историческом центре поселка у пересечения двух его главных улиц. Полукаменное здание с вальмовой крышей и с мезонином, крытым на два ската, ориентировано к улице боковым фасадом в четыре оси проемов. Характерная для некоторых исторических гражданских зданий района Г-образная планировка предусматривает наличие рубленого тамбура с лестничным переходом и основного прямоугольного в плане объема (9,4 на 14,0 м . ). С противоположной стороны объем здания дополнен эвакуационной лестницей со второго этажа во двор.
Кирпичный первый этаж, который первоначально был выполнен в лицевой кладке, побелен известью по обмазке, внутренние стены оштукатурены. Второй этаж рублен «в обло», обшит тесом, а изнутри так же оштукатурен. Кроме собственно учебного здания на школьной усадьбе сохранился небольшой деревянный флигель , выходящий на красную линию улицы, и фрагменты посадок ботанического сада .
История создания церковно-приходской школы связана с общей ситуацией развития народного образования в селе. В 1870 году существовавшее тогда сельское училище было реорганизовано, передано земству и разделено по половому признаку. Когда в 1878 году земство решило объединить оба училища, священник Вознесенской церкви С. Л. Сергиев на собственные средства открывает и содержит приходскую одноклассную школу для девочек. В таком качестве школа функционировала до 1908 года, а затем была преобразована в двухклассную смешанную с трехгодичным сроком обучения. Во всех отчетах она проходила как «сергиевская» по фамилии своего организатора.
Сохранившееся здание церковно-приходской школы было построено на средства сына С. Л. Сергиева – доктора медицины В. С. Сергиева. Стены первого этажа выделены только однорядным уступом цоколя и карнизом, составленным напуском трех рядов кладки. Гладкая тесовая обшивка второго этажа отличается выделением углов и перерубов. На мезонине углы зашиты «в ёлочку». Деревянные стены окрашены темной охрой. Планировка обоих этажей имеет традиционное поперечное трехчастное деление: широкий коридор посередине и классные помещения по сторонам. В интерьере сохранился лепной тянутый орнамент, обегающий периметр помещений по потолкам.
Небольшой отапливаемый флигель (ул. Советская, 22) был предназначен для проживания учителя или имел функции подсобного помещения при школе. Построен флигель, вероятно, одновременно со школой. Представляет собой простую клеть из бревен мелкого диаметра с обшитой карнизной частью и четырехскатной крышей. Сруб поставлен на кирпичный цоколь, затертый известковым раствором. Со стороны двора к флигелю пристроены дощатые тамбур и сени. Окна растесаны, две стены перерублены заново.
Ботанический сад был заложен, вероятно, одновременно с постройкой школы на площади ок. 1,0 га и представлял собой продуманный дендрарий, организованный не только с познавательной целью. Наряду с храмом Вознесения и ценной исторической застройкой, сад, как элемент благоустройства и парковой архитектуры, состоявший из 36 видов редких деревьев и декоративных кустарников, являлся одной из главных достопримечательностей села, показателем культурного уровня его населения.
До настоящего времени сохранились только отдельные виды деревьев, среди которых выделяются вязы, серебристые тополя, ели, пихты, дуб, акация и липы; планировочная сеть дорожек не просматривается. Территория ботанического сада распространена вглубь пришкольного участка и сохраняется свободной от поздней застройки.
Калинина Н. Г. Из рода священников // Заря.- Богородское, 2000.- 23 мая (№59).- С.2; Мальшаков А. Сохранить память о земляке // Заря.- Богородское, 1989.- 21 дек. (№152).- С.3; Чирков М. Н. Об этой школе надо знать…// Заря.- Богородское, 1993.- 1 апр. (№39).- С.2.
Информация с сайта:
http://www.bogorodskoe.xost.ru/main/Pam_pos9.htm
Фото с сайта:
http://www.bogorodskoe.xost.ru/main/Pam_pos9.htm
Место на карте