• Авторизация


Без заголовка 12-09-2009 21:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Анатолий_Франц Оригинальное сообщение

Затонувшие тайны




ЗАТОНУВШИЕ ТАЙНЫ

 

 

 

 

Вода покрывает около трех четвертей земной поверхности, причем находящаяся под ней территория планеты исследована очень слабо. Однако и это белое пятно медленно, но верно стирается современными техническими средствами, позволяющими раскрывать тайны морского дна.

 

 

 

 

 

Места кораблекрушений - поистине золотое дно для историков: скрытые в глубинах следы трагедий - бесценный материал для изучения торговли, судостроения, войн далекого прошлого. Подъемы уровня водоемов и прибрежные землетрясения порой приводили к затоплению портов и целых населенных пунктов. Все это стимулирует активное развитие морской археологии.

 

 

Подводный поиск

[500x581]
 

 

 

 

`Разведывательную технику, в частности магнитометры, можно использовать с борта исследовательских судов и непосредственно под водой (слева) для выявления аномалий в глубине донных осадков. В результате составляются карты дна с возможными местами захоронения артефактов, раскопками которых занимаются ученые. На больших глубинах гидролокаторы позволяют обнаруживать необычные конфигурации отражаемых звуковых волн. С помощью этой техники в Черном море на глубине 324 м найдено затонувшее византийское торговое судно. В воде здесь высока концентрация сероводорода, сыгравшего роль консерванта - корабль для своего возраста прекрасно сохранился.

 

 

Наследие фараонов

[250x500]
 

 

 

 

Царский порт и дворец Клеопатры в Александрии были разрушены землетрясением и затоплены Средиземным морем в 365. Видимость в здешней мутной воде меньше 5 м, поэтому проводить съемку дна видеокамерой бесполезно. Однако для этого можно использовать неоднородность его магнитных свойств. Электронные сканеры позволили морскому археологу Франко Годдио составить топографическую карту объектов, скрытых донным илом. Пользуясь ею, аквалангисты обнаружили руины (возможно, дворца) и тысячи ценных предметов, включая статую верховного жреца Исиды (справа).

 

[200x389]
 

 

 

 

в рассоле. Артефакты, которые быстро разрушились бы на суше, могут тысячелетиями сохраняться на дне моря. Нарастающая корка защищает здесь стекло и керамику, в частности эти античные амфоры из бухты Лиман в европейской части Турции. В бедном кислородом донном иле тормозится разложение даже дерева и кожи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все глубже и глубже

 

 

 

 

 

Подводными исследованиями занимались мно­гие ученые, но синонимом морской археологии стало имя Роберта Балларда. В 1977 он первым использовал дистанционно управляемые робо­ты (ДУР): беспилотные субмарины, снабжен­ные видеокамерами, измерительными прибо­рами и манипуляторами для сбора образцов (справа).

[500x449]

 

ДУР подчиняется действиям оператора на борту судна и позволяет исследовать глубины, недоступные аквалангистам. То, что «видит» ДУР, мгновенно передается на поверхность по оптико-волоконному кабелю, и оператор может управлять аппаратом, как будто сам сидит внут­ри него.

Проведенное с помощью ДУР гидролокацион­ное сканирование средиземноморского дна об­наружило остатки древних торговых кораблей на глубинах до 750 м. Это опровергает сложив­шееся мнение о том, что в те времена старались «держаться берега»: очевидно, что команды этих кораблей неплохо ориентировались и в открытом море. ДУР поднял с этих судов около 150 амфор с вином, оливковым маслом и со­усом к рыбе.

Цифровая технология позволяет сделать ДУР настолько небольшими, чтобы они проникали в узкие места типа загроможденных трюмов или бортовых иллюминаторов затонувших кораблей. Эти «летающие глаза» чуть крупнее установлен­ных на них телекамер. Они способны к тонким маневрам, а их гребные винты работают так ак­куратно, что не тревожат донные осадки, взвесь которых испортила бы видимость.

 

 

 

 

Нестареющий сюжет

 

[500x358]
 

 

 

 

Обломки «Титаника» обнаружены группой Ро­берта Балларда в 1985, через 73 года после его крушения. Они частично захоронены в иле на глубине 3,8 км недалеко от Ньюфаундленда. Ак­валангисты могут погружаться (без применения особых газовых смесей) не глубже 40-60 м, од­нако с помощью ДУР Баллард сумел достаточно подробно изучить остатки гигантского лайнера. Гидролокационные сканеры и видеокамеры поз

волили нанести на план местонахождение всех крупных частей судна и получить ясное предста­вление об их состоянии (слева). Эти данные оп­ровергли многие устоявшиеся версии, касающи­еся обстоятельств трагедии.

С 1912 было принято считать, что айсберг про­бил в корпусе «Титаника» огромную брешь -длиной порядка 90 м. Однако Баллард обнару­жил в правом борту лайнера всего лишь цепочку из шести узких пробоин общей площадью около 1,1 кв. м.

Гигант пошел на дно не из-за размера повреж­дений, а из-за их фатального расположения -прямо над шестью герметичными отсеками, жиз­ненно важными для плавучести судна.

Для подобных глубоководных исследований археологи могут пользоваться и рассчитанными на сверхвысокое давление батискафами с людьми на борту. Однако стоят такие аппараты до 30 млн. долларов, и такие проекты требуют привлечения богатых спонсоров.

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | oldlord1 - Дневник oldlord1 | Лента друзей oldlord1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»