ЗАТОНУВШИЕ ТАЙНЫ
Вода покрывает около трех четвертей земной поверхности, причем находящаяся под ней территория планеты исследована очень слабо. Однако и это белое пятно медленно, но верно стирается современными техническими средствами, позволяющими раскрывать тайны морского дна.
Места кораблекрушений - поистине золотое дно для историков: скрытые в глубинах следы трагедий - бесценный материал для изучения торговли, судостроения, войн далекого прошлого. Подъемы уровня водоемов и прибрежные землетрясения порой приводили к затоплению портов и целых населенных пунктов. Все это стимулирует активное развитие морской археологии.
Подводный поиск
`Разведывательную технику, в частности магнитометры, можно использовать с борта исследовательских судов и непосредственно под водой (слева) для выявления аномалий в глубине донных осадков. В результате составляются карты дна с возможными местами захоронения артефактов, раскопками которых занимаются ученые. На больших глубинах гидролокаторы позволяют обнаруживать необычные конфигурации отражаемых звуковых волн. С помощью этой техники в Черном море на глубине 324 м найдено затонувшее византийское торговое судно. В воде здесь высока концентрация сероводорода, сыгравшего роль консерванта - корабль для своего возраста прекрасно сохранился.
Наследие фараонов
Царский порт и дворец Клеопатры в Александрии были разрушены землетрясением и затоплены Средиземным морем в 365. Видимость в здешней мутной воде меньше 5 м, поэтому проводить съемку дна видеокамерой бесполезно. Однако для этого можно использовать неоднородность его магнитных свойств. Электронные сканеры позволили морскому археологу Франко Годдио составить топографическую карту объектов, скрытых донным илом. Пользуясь ею, аквалангисты обнаружили руины (возможно, дворца) и тысячи ценных предметов, включая статую верховного жреца Исиды (справа).
в рассоле. Артефакты, которые быстро разрушились бы на суше, могут тысячелетиями сохраняться на дне моря. Нарастающая корка защищает здесь стекло и керамику, в частности эти античные амфоры из бухты Лиман в европейской части Турции. В бедном кислородом донном иле тормозится разложение даже дерева и кожи.
Все глубже и глубже
Подводными исследованиями занимались многие ученые, но синонимом морской археологии стало имя Роберта Балларда. В 1977 он первым использовал дистанционно управляемые роботы (ДУР): беспилотные субмарины, снабженные видеокамерами, измерительными приборами и манипуляторами для сбора образцов (справа).
ДУР подчиняется действиям оператора на борту судна и позволяет исследовать глубины, недоступные аквалангистам. То, что «видит» ДУР, мгновенно передается на поверхность по оптико-волоконному кабелю, и оператор может управлять аппаратом, как будто сам сидит внутри него.
Проведенное с помощью ДУР гидролокационное сканирование средиземноморского дна обнаружило остатки древних торговых кораблей на глубинах до 750 м. Это опровергает сложившееся мнение о том, что в те времена старались «держаться берега»: очевидно, что команды этих кораблей неплохо ориентировались и в открытом море. ДУР поднял с этих судов около 150 амфор с вином, оливковым маслом и соусом к рыбе.
Цифровая технология позволяет сделать ДУР настолько небольшими, чтобы они проникали в узкие места типа загроможденных трюмов или бортовых иллюминаторов затонувших кораблей. Эти «летающие глаза» чуть крупнее установленных на них телекамер. Они способны к тонким маневрам, а их гребные винты работают так аккуратно, что не тревожат донные осадки, взвесь которых испортила бы видимость.
Нестареющий сюжет
Обломки «Титаника» обнаружены группой Роберта Балларда в 1985, через 73 года после его крушения. Они частично захоронены в иле на глубине 3,8 км недалеко от Ньюфаундленда. Аквалангисты могут погружаться (без применения особых газовых смесей) не глубже 40-60 м, однако с помощью ДУР Баллард сумел достаточно подробно изучить остатки гигантского лайнера. Гидролокационные сканеры и видеокамеры поз
волили нанести на план местонахождение всех крупных частей судна и получить ясное представление об их состоянии (слева). Эти данные опровергли многие устоявшиеся версии, касающиеся обстоятельств трагедии.
С 1912 было принято считать, что айсберг пробил в корпусе «Титаника» огромную брешь -длиной порядка 90 м. Однако Баллард обнаружил в правом борту лайнера всего лишь цепочку из шести узких пробоин общей площадью около 1,1 кв. м.
Гигант пошел на дно не из-за размера повреждений, а из-за их фатального расположения -прямо над шестью герметичными отсеками, жизненно важными для плавучести судна.
Для подобных глубоководных исследований археологи могут пользоваться и рассчитанными на сверхвысокое давление батискафами с людьми на борту. Однако стоят такие аппараты до 30 млн. долларов, и такие проекты требуют привлечения богатых спонсоров.