• Авторизация


Петергоф. Часть 31 18-08-2019 21:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Петергоф. Часть 31.

[1000x667]



Китайские кабинеты


Самыми экзотическими по декору помещениями дворца без сомнения являются Западный и Восточный Китайские кабинеты. Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал. Это та часть дворца, которая существовала изначально; со временем она перестраивалась и изменяла своё функциональное предназначение. В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II и была реализована в 1766—1769 годах и в дальнейшем существенно не изменялся. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот.

[1000x666]Восточный Китайский кабинет


[1000x662]Западный Китайский кабинет


За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы, китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I. Толщина створок ширм позволяла распилить их вдоль, чтобы использовать для оформления обе стороны створки. В каждом кабинете архитектор разместил по пять декоративных панно (в настоящее время только два — подлинные; остальные восемь — воссозданные взамен утраченных во время войны).

[1000x721]С. А. Власов. Китайская комната в Большом дворце в Петергофе. 1930-39


Роспись, выполненная по чёрному фону, характерна для китайского изобразительного искусства конца XVII — начала XVIII века. Среди сюжетов — традиционные сельские сцены и островные пейзажи. Три панно выделяются тематической оригинальностью: на них изображены этапы производства шёлка, выступление военных в поход и сбор урожая риса. Однако площади китайских панелей было недостаточно, чтобы создать гармоничный интерьер, и тогда Валлен-Деламот решил использовать надставки-обрамления, которые по его эскизам рисовали русские мастера лаковой миниатюры. Тонкая стилизация была исполнена безупречно. Сюжетами послужили пейзажные мотивы, изображения животных, цветов, птиц; рисунки на вставках не повторяются. Размер самого крупного составного панно — 4,5×2,3 м.

[1000x1000]Восточный Китайский кабинет


[1000x665]


[1000x650]Восточный Китайский кабинет


[1000x704]Восточный Китайский кабинет


[1000x1000]Восточный Китайский кабинет


[1000x1485]Восточный Китайский кабинет


[1000x1500]Восточный Китайский кабинет


[1000x1192]Восточный Китайский кабинет


В качестве фона для лаковых панно были выбран шёлковый штоф; золотистых тонов — для Западного кабинета и малиново-красных — для Восточного. Двери были также оформлены лаковой живописью в китайском стиле. Дверные проёмы архитектор задумал необычной пятиугольной формы; десюдепорты Западного кабинета украшены стилизованным солнечным диском в вершине пятиугольника и динамичными золочёными фигурами драконов по бокам, которые протягивают свои лапы к солнцу.

[1000x872]Восточный Китайский кабинет


[1000x1055]Восточный Китайский кабинет


Орнаментальные плафоны, расписанные в лаковой технике по шлифованной штукатурке, напоминают подглазурную роспись по фарфору (необычно крупные изразцы печей в кабинетах как раз выполнены в технике подглазурной росписи). Потолок украшен фонарями в китайском стиле из расписного стекла. Они появились здесь в 1840-х годах, это было последнее внесённое дополнение в интерьеры. Паркет кабинетов — с самым затейливым и сложным рисунком среди дворцовых залов, он выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород: амаранта, палисандра, эбенового дерева, ореха, сандала, чинары.

[1000x751]Восточный Китайский кабинет


[1000x1500]Восточный Китайский кабинет


В Китайских кабинетах имеются печи замысловатой формы из полихромных изразцов. Печь Западного Китайского кабинета украшена четырьмя фигурами людей в восточных нарядах.

[1000x701]Западный Китайский кабинет


В комнатах, в соответствии с изысканной стилизацией, подобрано мебельное и художественное убранство. Часть мебели — подлинно китайские предметы, лаковые миниатюры, подаренные Екатерине II (стол, расписанный красным лаком и палисандровые кресла с инкрустацией перламутром в Западном кабинете); другие — работы европейских мастеров в китайском духе. В Восточном кабинете представлены работы английских мебельщиков XVIII века с отделкой лаковой живописью: письменный стол и стулья, напольные часы; в Западном — уникальное бюро-цилиндр французской работы 1770-х годов. В то время в Европе, особенно во Франции, было хорошо налажено изготовление предметов мебели в стиле «шинуазри», простимулированное высоким интересом аристократии к дальневосточной экзотике и редкостью оригинальных изделий. Оставаясь конструктивно европейской, эта мебель за счёт росписей и декоративных деталей удачно имитировала китайскую.

[1000x660]Западный Китайский кабинет


[1000x515]Западный Китайский кабинет


[1000x667]Западный Китайский кабинет


[1000x1501]Западный Китайский кабинет


Над богатыми по колористике интерьерами под началом Валлен-Деламота работали многие видные художники: Антонио Перезинотти, братья Алексей и Иван Бельские, А. Трофимов, И. Скородумов, «мастер лаковых дел» Фёдор Власов.

[1000x1615]Западный Китайский кабинет


Современная экспозиция музея включает в себя также коллекцию фарфоровых изделий XVII—XIX веков, выполненных китайскими и японскими мастерами: посуду, вазы, подсвечники, статуэтки; кантонскую эмаль, лаковые расписные шкатулки и кабинеты.

[1000x750]Западный Китайский кабинет


[1000x1500]Западный Китайский кабинет


[1000x1500]Западный Китайский кабинет


[1000x604]Западный Китайский кабинет


Увлечение китайским искусством, характерное для XVIII века, помимо расписных шелков в Диванной имеет ещё одно отражение в Петергофе: во дворце Монплезир сохраняется «Лаковая камора» Петра I.

[1000x1500]Западный Китайский кабинет


В годы Великой Отечественной войны Западный Китайский кабинет был почти полностью уничтожен: как и в соседнем Картинном зале обрушились межэтажные перекрытия, крыша и северная стена, смотревшая на Большой каскад (стена между Западным Китайским кабинетом и Картинном залом чудом сохранилась). Стены и часть перекрытий Восточного Китайского кабинета уцелели, но его отделка также почти вся погибла.

[1000x616]Западный Китайский кабинет


[1000x751]Западный Китайский кабинет


[1000x667]Западный Китайский кабинет


[1000x751]Западный Китайский кабинет


Декоративное оформление Западного Китайского кабинета воссоздано в 1971—1972 годах. Плафоны, двери, панели и декоративные панно Китайских кабинетов были воссозданы в технике лаковой живописи на основе серьёзных научных исследований бригадой художников под руководством Л. Любимова в составе Н. Бычкова, Ф. Васильева, Б. Лебедева и В. Андреева. Эта работа в 1971 году была удостоена Золотой медали Академии художеств СССР.

Картинный зал


Просторный двусветный зал, находящийся в обрамлении Китайских кабинетов, занимает центральное место в планировке дворцовых помещений; через него проходит композиционная ось не только самого дворца, но и Нижнего парка и Верхнего сада.

[1000x814]Луиджи Осипович Премацци. Большой дворец. Картинный зал, 1855


Из больших окон-дверей нижнего яруса, выходящих на обе стороны, видна перспектива Морского канала, прорезающего Нижний парк и уходящего к Финскому заливу, и бассейны фонтанов Верхнего сада (окна-двери ведут на балконы, единственные во дворце).

[1000x844]Леонид Борисович Януш. Портретный зал в Большом Петергофском дворце, 1967


[1000x682]А.П. Цесевич. Картинный зал художника П. Ротари в Большом дворце


Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением.

[1000x563]


[1000x668]


Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. К ним относятся лепной карниз, роспись падуг и плафон работы Бартоломео Тарсия на тему «История иероглифики», созданный в 1726 году. Сложное многофигурное полотно (более тридцати персонажей) прославляет героя (Петра I); над ним развевается штандарт с двуглавым орлом, вокруг него — античные боги Фемида, Афина, Церера, Меркурий; аллегории Вечности в виде крылатой женщины с кольцом, Истины, поражающей Невежество, Порока, убегающего от Света.

[1000x669]


[1000x665]


[1000x668]


Выполненная в монохромной манере темперная роспись на падугах, композиционно слитная с их формой, продолжает тематику плафона. Изображены атрибуты и эмблемы воинской славы, крупномасштабные фигуры символизируют время, истину, славу, могущество, патриотизм и морские победы.

[1000x706]


[1000x750]


В окружённые знамёнами угловые медальоны вписаны профили Нептуна, Марса, Аполлона и Беллоны. На продольных падугах присутствуют также аллегории четырёх стихий.

[1000x667]


[1000x1500]


Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном. В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался. В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Растрелли: в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные десюдепорты. Их выразительная скульптурная композиция из женского бюста в окружении птиц с распростёртыми крыльями многократно повторяется в различных вариациях в дальнейших дворцовых покоях.

[1000x807]


В 1764 году зал обрёл свой нынешний вид, когда по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин, принадлежащих кисти П. Ротари.

[1000x1288]Rotari Pietro Antonio


Граф (?) Пье́тро (Пётр) Анто́нио Рота́ри (итал. Pietro Antonio Rotari; 30 сентября 1707 [по другим сведениям 1710], Верона — 31 августа 1762, Санкт-Петербург) — итальянский придворный живописец-портретист, работавший после 1756 года в России.

Приехавший в Россию в 1756 году граф Пьетро Ротари пользовался репутацией мастера идеализированного портрета, был назначен придворным художником и пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны. Он оставил след в русской живописи: у него учились Ф. С. Рокотов и И. С. Аргунов.

[1000x669]


[1000x663]


[1000x1500]


[1000x1131]


[1000x1506]


В 1762 году Ротари умер; Екатерина II распорядилась приобрести у вдовы итальянского художника все его полотна, оставшиеся в мастерской. Часть их Ротари привёз с собою из Германии и Италии, но большинство были созданы в России. Большой знаток костюма, Ротари любил рисовать идеализированные портреты молодых девушек или мужчин в национальных одеждах (польских, русских, турецких, венгерских, татарских и т. п.). Большинство работ художника, попавших в Петергоф, — как раз такие портреты. Ротари был плодовитым и модным художником: в Китайском дворце Ораниенбаума есть кабинет Ротари, в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых, — салон Ротари; его работы представлены в коллекциях российских и зарубежных музеев. Но самое крупное собрание работ художника представлено в Картинном зале: 368 полотен занимают почти всю площадь стен.

[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1056]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


[1000x1000]


Шпалерная развеска часто применялась для украшения интерьеров; в Петергофе таким же образом отделан павильон «Эрмитаж», в Большом Екатерининском дворце тоже есть Картинный зал, где реализован тот же принцип размещения живописных работ. Однако не было случая, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника; в этом плане интерьер не имеет аналогов. Зал, во времена Елизаветы Петровны недолго называвшийся Старым, стали именовать Кабинетом мод и граций или Галереей Ротари; со временем за ним закрепилось современное название.

[1000x562]


[1000x705]


[1000x698]


[1000x1000]


[1000x1500]


[1000x667]


[1000x750]


В музейной экспозиции зала в качестве иллюстрации представлены некоторые предметы мебели, напоминающие о прежнем использовании зала. Складные ломберные столики XVIII века указывают на то, что здесь нередко устраивались карточные игры. В зале установлено фортепиано, изготовленное в Москве в 1794 году (мастер Иоганн Штюмпф); в XIX веке здесь проводились музыкальные вечера для узкого круга приближённых ко двору.

[1000x667]


[1000x1000]


[1000x689]


[1000x750]


[1000x1000]


[1000x1500]


[1000x564]


[1000x1332]


[1000x845]


[1000x750]


[1000x1500]


[1000x750]


[1000x666]


[1000x842]


[1000x797]


[1000x1333]


[1000x562]


[1000x666]


[1000x1500]


[1000x750]


[1000x847]


В годы Великой Отечественной войны центральная часть дворца, где находится Картинный зал, была взорвана, кроме крыши и межэтажных перекрытий обрушилась и северная стена, смотревшая на Морской канал и Финский залив. От всего зала остались лишь три стены.

Восстановлен зал одним из первых — в 1964 году. Его плафон и падуга воссозданы художниками бригады Я. Казакова.




Серия сообщений "Петергоф":

Часть 1 - Петергофское гулянье. Фотограф Батурина Юлия.
Часть 2 - Петергоф. Часть 1.
...
Часть 29 - Петергоф. Часть 29.
Часть 30 - Петергоф. Часть 30.
Часть 31 - Петергоф. Часть 31.
Часть 32 - Петергоф. Часть 32.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петергоф. Часть 31 | Ольга_Береговая - Дневник Ольга Береговая | Лента друзей Ольга_Береговая / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»