Японская икебана – не просто композиция из цветов, призванная украсить жизненное пространство человека. В отличие от европейского понятия о цветочном дизайне как о прикладной области творчества, икебана – искусство, рождающее идеи, художественные образы, целую философию.
[показать]
«Из натурального цветка расцветает другой цветок, который мы называем икебана. Важно, чтобы этот цветок по-настоящему расцвел. А для того, чтобы он расцвел, необходимо присутствие замысла и искусства. Но в конечном счете люди смотрят не на искусство рук мастера и его замысел, а на цветок, выросший из-под его рук» – так учил создатель искусства икебаны Согэцу Софу Тэсигахара.
Авангардная икебана
Икебана появилась в Японии как искусство составления ритуальных букетов для храма. Являясь бескровным жертвоприношением богам, она содержала глубокую символику – познания Вселенной, познания мира через природу. С течением времени сложились довольно жесткие каноны, по которым следовало строить композиции. В традиционной икебане существует 11 элементов, из которых основных три: «син» – небо, «соэ» – человек, «хикаэ» – земля.
В Японии икебана существует как равноправный вид искусства наряду с японской поэзией, театром Но, каллиграфией, боевыми искусствами. Пожалуй, она занимает в японской культуре то место, которое в европейской принадлежит станковой живописи (которой на Востоке не было). Точно так же Согэцу, будучи авангардным направлением, соответствует европейской авангардной живописи, принципы которой были внесены в японскую культуру Софу Тэсигахара – основателем направления и школы Согэцу.
Авангардная школа икебаны появилась в 1927 году, в 1950-х она стала популярной во всем мире. Японское слово «Согэцу» состоит из двух иероглифов, означающих «трава» и «луна». Назвав так свое искусство, Софу Тэсигахара – талантливый скульптор, художник и каллиграф – заявил тем самым о стремлении выражать средствами икебаны все многообразие жизни, существующей между луной и травой. Западная пресса называла его «Пикассо цветов», а Согэцу художественный мир воспринял как одно из направлений современного изобразительного искусства. Сейчас только в Токио более миллиона человек занимается Согэцу, школа популярна в 130 странах мира, в том числе в США. Около десяти лет один из ее филиалов существует в Москве.
Нет предела творчеству
В отличие от традиционной икебаны, признающей только натуральные материалы: ветки, коряги, листья, цветы, Согэцу использует и неживой материал: металл, стекло, пластик, ткань, любые предметы. Сырье позволено всячески видоизменять: окрашивать ветки, расщеплять бамбук. В Японии даже существует специальный завод, изготавливающий для школы Согэцу отбеленный и окрашенный растительный материал. Кроме того, в композициях применяется специальная бумага с вкраплениями растительных волокон, металлизированные гальваническим способом ветки и листья и т. д.
Согэцу – более демократичное и свободное от канонов искусство, чем традиционная икебана. Если последняя предназначалась для храмов, чайных церемоний и официальных торжеств, то икебана Согэцу может сопровождать человека в повседневной жизни: дома, на улице, в универмагах и даже в офисе. Это динамичное искусство: развиваясь, оно идет в ногу с современностью и рождает новые формы существования. Так появились лэнд-арт, хана-авеню (цветочные улицы), оформление витрин и оформление сцен с помощью икебаны.
Наиболее привычный тип композиций – камерные, которыми можно украсить стол, комнату в доме. Для общественных мест и офисов делаются монументальные икебаны. Лэнд-арт – это композиции на улицах. Они отличаются крупными, массивными формами, яркостью, броскостью и призваны оживлять, смягчать агрессивную среду города. Но при этом скульптуры Согэцу не просто несут декоративную функцию, они содержат глубокие образы, философию икебаны и приглашают к созерцанию того, кто открыт для этого.
Мастер икэбаны Чинара Мундузбаева
Источники: