Однажды в Анатолии (2011) Bir Zamanlar Anadolu'da
Турция, Босния и Герцеговина, 150 мин.
Посмотрел в "Пионере", с субтитрами, вечером, зрителей было процентов 40 от зала. Следственная бригада, прокурор, полицейские, жандармерия, врач, рабочие и пара обвиняемых, ищут труп жертвы, зарытой где-то у родника в Анатолии, в турецкой глухой глубинке. Родников много, память у обвиняемых плохая, вот и ищут уже пару дней, потом все же находят. По дороге ночуют в деревне, ее староста (в фильме - председатель) делится проблемами - нужен морг, иначе родственники не успевают приехать из Германии на похороны, а в это время все хором едят ягнятину из общего блюда. Потом тело убиенного находят, начинаются "следственные действия"... Все это сопровождается беседами персонажей "за жизнь" и обсуждением подробностей преступления и поездки, а также легким черным юмором. Где-то с первой трети или середины фильма начинает выделяться главный герой - провинциальный доктор (Мухаммет Узунер), а прокурор и полицейский выглядят как роли второго плана. Доктор тоже с детективными навыками, в беседе с прокурором разгадывает загадку его семейной трагедии, потом дело доходит до вскрытия тела покойного, впрочем, без лишнего натурализма. Медик при аутопсии встает на сторону справедливости, а не закона, некоторые подробности произошедшего не попадут в заключение. "Дело турецкого", такие вот тайны следствия - бытописательство на фоне Анатолии и местной правоохранительной практики, небогатая или даже нищая жизнь в Малой Азии. Картина выглядит до известной степени как роад-муви в смеси с детективом и чем-то социальным - такое смешение жанров. Мне понравилось, фильм с некоторого момента затягивает и становится интересным, вполне можно смотреть, если вам нравится "кино не для всех". Турция в картине вполне европеизированная страна, хотя и с провинциальным местным колоритом, мясом ягненка и разведением ослов. Сельский староста восседает в кардигане и пиджаке, хотя и в потертых, школьники резвятся и играют в футбол, лишь женщины одеты с национальным уклоном. Когда картина закончилась, народ почему-то долго не расходился, что-то в фильме такое есть, не только детектив на дороге. Почему-то вспомнился фильм "Копия верна" иранца Аббаса Киаростами, такая же жизнь в движении.