Развод Надера и Симин (2011) Jodaeiye Nader az Simin
Иран, 123 мин.
Посмотрел в "35 мм", с субтитрами, зрителей в малом зале было человек 20. Иран, Тегеран, жена, Симин, ушла из семьи, а муж, Надер, остался с больным отцом и дочерью-шестиклассницей (дочь решила остаться с отцом). Средний класс, деньги в общем есть, герой берет в дом домработницу, жену сапожника, женщину возможно добрую, но бедную и совсем уж простую, а к тому же и религиозную. Причем оказывается, что она работает втайне от мужа, тот, человек очень гордый, считает это оскорблением. Через некоторое время выясняется, что она была беременна и теряет ребенка. В его убийстве, по иранским законам это именно так, срок - от года до трех, обвиняют Надера. Якобы он ее толкнул, она упала. Тут и начинается детективный сюжет, да еще по не очень понятным местным законам, следствие, свидетели и лжесвидетели, арест, освобождение под залог, попытки примирения сторон.
Муж домработницы, разорившийся сапожник, понабравший кредитов, качает права, требует справедливости вместе с женой - "ужо я сорву с тебя, шельма". Надер - юрист, для него согласится просто так с обвинением вопрос чести, тем более, что проиграть придется простолюдину. На все накладываются еще и семейные разборки - жена вроде хочет вернутся, она и платит залог за освобождение бывшего мужа, но опять что-то не складывается. В фильме намекают на то, что стороны пошли на принцип - школьница учит историю, и рассказывает, что в эпоху Сасанидов население Ирана состояло из знати и простолюдинов, намек вполне очевидный. Так все и вертится, обвинение, контробвинение, следствие, допросы свидетелей, клятвы на коране. Клятва, кстати, в народе считается стопроцентным доказательством - срезу снимает все вопросы, это важный момент в фильме. Герой то виноват, то не виноват, бывшая жена и дочь ему то верят, то нет, а тут и сторона обвинения начинает сомневаться в своей правоте, все же врать это грех. Дело в общем не очень важное, если договорится о компенсации, 15 млн. риалов, 45 тысяч рублей, обвинение снимут, но для иранского среднего класса это довольно большая сумма, и опять же, вопрос принципиальный, придется признать свое поражение. Детектив.
Фильм довольно динамичный, но если пересидеть первые минут 40, занятые избыточно натуралистичными и затянутыми до невозможности подробностями ухода за отцом героя, страдающего болезнью Альцгеймера. Удовольствие ниже среднего. Такое впечатление от этих 40 минут, что у них там в Иране кино это редкость и они снимают камерой вообще все, что придется, движущиеся картины - радость уже сама по себе. Потом, после "убийства" картина становится живее, смотреть уже можно не напрягаясь, детектив, он и в Персии детектив, хотя бы и с семейными разборками. Иран показан вполне европейской страной, аятоллы со своими фетвами существуют где-то в стороне, женщины ездят на авто, следователь справедлив, полиция добра и нежестока, религиозность удел бедноты. Посмотреть можно, если только для коллекции - такое вот иранское кино. Ракеты у них какие-то летают, обезьяну в космос запускали (не долетела), уран обогащают, ну и фильмы типа тоже умеют снимать, с фотографией не перепутаешь. "Зеленый СССР" (в смысле ислам вместо коммунистической идеологии), очень похоже, кроме, конечно, странного законодательства.