Подростковый возраст как кризисный период в жизни ребенка.
В этот период внушаемость, зависимость, податливость детства сменяются резкой оппозицией, критиканством, отрицанием авторитетов, которые ранее были вне сомнений. Подросток начинает видеть недостатки своих родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, их образ жизни, их попытки подчинить его своей воле, их бестактность, обусловленную непониманием того, что их ребенок переживает мучительную ломку и уже перестал быть ребенком. Подросток со всей страстью и безрассудством начинает бороться за свою независимость, отрицая идеалы отцов и матерей и противопоставляя им свои, еще несформированные, часто меняющиеся идеалы. Это противопоставление, называемое «реакциями сепарации», чаще всего преследует единственную цель – вырваться из привычного, душного, с точки зрения подростка, мирка, показать, что он свободен, продемонстрировать свою независимость и оригинальность. В это время часто заметно ухудшаются отношения подростка с родителями, педагогами, друзьями родителей. Подросток выглядит отчужденным, замкнутым, скрывает от родных свои внешние привязанности и занятия, нередко бывает грубым и дерзким.
Между тем, если в жизни подростка находится взрослый, который с уважением относится к его стремлению к независимости, ненавязчив, не пытается поучать, не читает моралей, способен понять то, что переживает подросток, то подросток постепенно раскрывается перед ним, доверяет самые сокровенные тайны, советуется. Далеко не всегда случается такая встреча, хотя, несомненно, каждый подросток желает обрести помощь и поддержку хотя бы одного взрослого.
Очень важной особенностью подросткового периода является повышенная рефлексия – самокопание, анализ своих и чужих поступков, «раскладывание по полочкам», непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытки оценить себя.
Можно выделить характерные черты пубертатного периода:
- половое созревание, сопровождающееся бурным изменением тела, массивными вегетативными проявлениями, множеством новых физических ощущений, в том числе обусловленных возникновением сексуального влечения;
- эмоциональная заряженность, выраженная неустойчивость фона настроения, его сверхчувствительность к внешним влияниям;
- повышенный интерес к своим физическим и психическим особенностям, озабоченность по поводу своего физического, интеллектуального или нравственного несовершенства; стремление к самосовершенствованию;
- особые чувствительность и ранимость, связанные с формирующимся физическим и психическим Я;
- повышенная рефлексия, попытка выработки личного мировоззрения, потребность в самостоятельности, независимости, оппозиционность, критиканство, игнорирование авторитетов, «протест против отцов»;
- одновременно с этим зависимость от окружения, страх оказаться вне сообщества сверстников, быть не принятым ими, утрированный конформизм, подчиненность группе.