Говоря, о субкультурах, можно сказать, что Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. В СССР субкультуры были еще слабо развиты, особое развитие они получили в 20-21 веке.
Представители субкультуры имеют культуру собственную, собственную настолько, что, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика. Они носят другую одежду, поют другие песни, читают другие стихи…-таким способом подчеркивая свою индивидуальность и непохожесть на другие субкультуры.
Субкультуры будут расти как грибы, пусть даже теперь известно привилегированное место их возникновения – культура тинэйджеров, ведь никто не сможет воспрепятствовать недовольству подростков нелогичным поведением взрослых (и наоборот), оно будет всегда, а за ним стоят при более глубоком рассмотрении все те же соперничающие тенденции развития, ведь если приглядеться, преемственность между поколениями не так велика, как принято думать. На самом деле каждое новое поколение приносит с собой свои новые задачи и свои новые недостатки, наталкиваясь ими на недостатки поколения предыдущего. И следующее действие каждой такой пьесы разыграется лишь через несколько столетий уже между другими поколениями. Проблема поэтому в том, как правильно эти недостатки претворять в достоинства, а это уже проблема социума в целом.
Сейчас же, я попытаюсь описать некоторые субкультуры, их взгляды на жизнь, стиль одежды и поведения.
Альтернативщики.
Альтернативщики — молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Альтернатива - слово, произошедшее от названия независимых, не мейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие "альтернативную" музыку, не имеющую четких границ жанра. Сформировалась при смешении металистов, панков и рэпперов. Успех альтернативной музыки и ее постепенное превращение в мейнстрим, обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn, Limp Bizkit и Linkin Park. Сообщество альтернативщиков не структурировано и не сформировало каких-либо четких принципов, так как изначально базировалось не на идее, а на музыке. Однако, популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и анти-фашизм. Но с таким же успехом, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т.д.
Сейчас же от этой культуры не осталось почти ничего. Любую рок группу называют будущим «Альтернативы» не задумываясь даже об изначальных основателях этого стиля.
Альтернативная музыка делится сейчас на много поджанров, но оберсти популярность смогли лишь два жанра. Это гранж(Nirvana) и альтернативный метал.
Внешний вид альтернативщиков.
Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наибоилее часто встречающаяся сегодня конбинация это - черные волосы, закрывающие уши, черная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели.Однако далеко не все альтернативщики одобряют такую "униформу", и предпочитают ей просто свободную спортивную одежду популярных брендов. В среде альтернативщиков популяризованы татуировки, занятия спортом, зачастую экстремальными его видами и употребление алкоголя и/или различных наркотических веществ. Однако это не значит, что все, без исключения, альтернативщики имеют вредные привычки. Эта их черта, как и внешний вид зависит скорее от личных качеств, нежели от принадлежности к этой субкультуре.
Они выделяются среди «серой массы» своим поведением и взглядами на жизнь. Порой, эти взгляды у них совершенно отличаются от простого среднестатистического человека, но именно это, наверное, и отличает их от всех.
Рокеры.
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее назввание многих направлений современной музыки, существующих с середины 1950-х годов. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, готы, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Основные центры развития рок-музыки — США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960—1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х. Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.С другой стороны, человек, увлечённый рок-культурой, может окончательно оградиться от внешнего мира, усугубляя положение приёмом алкоголя и наркотиков, что способствует разрушению личности. Нередко это явление ставят в вину рок-музыкантам.
Хип-хоп.
Хип-хо́п (англ. Hip-hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х гг. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. В данной статье рассматривается музыка в стиле хип-хоп и общие элементы субкультуры хип-хопа.
Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем; в то же время нередки композиции без вокала.
Хип-хоп стал зараждаться в 1970-хх годах, когда стали на дискотеках крутить веселые, зажигательные и ритмичные песни.
Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре. За прошедшие десятилетия сформировалась также своя мода, коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, своё графическое искусство – «граффити» (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжетно берущее темы из негритянской среды, см. фильмы «Парикмахерская», «Hustle And Flow», «Не грози Южному Централу попивая сок у себя в квартале»; рэпперы также всё больше начинают становится киноактёрами). Таким образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и современной афро-американской субкультурой становится сложно.
Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки(как правило с прямыми козырьками) известных брендов, футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, лыжные надвинутые на брови шапки, мешковатые штаны (так называемые «трубы»), приспущенные широкие шорты. Причёски короткие, хотя также популярны короткие африканские косички. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны и пр.).
Многие из подростков, слущающие хип-хоп начинают сами писать свои песни. Сейчас хип-хоп очень популярен в Британии, появляется все больше группы и певцов, направленных на этот жанр и почему-то тут не сравнивают «кто был первым, основавшим культуру», как у альтернативщиков.
Эмо.
Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — представители молодёжной субкультуры, образовавшейся на базе поклонников одноимённого жанра.
Популярно эмо стало, буквально, в последние годы, хотя зарождение было очень давно.
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким, прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики.Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице).И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на бледном лице. Ногти покрывают чёрным лаком. Таков их обычный макияж.
Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие цвета считается допустимым. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Предпочитают черно-розовое сочетание цветов. Черный - Преобладает в образе эмо. Его предпочтение может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью. Розовый - Отражает радостные моменты. Это вызов общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к поп-панку.
Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение.Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, так же, как и индивидуальность, не забываются, а ценятся.С другой стороны, ощущая сложность окружающего мира и испытывая нехватку любви и понимания, представитель эмо-культуры выражает боль, которую испытывает каждый. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.[Эмоциональность эмо-кидов так значительна благодаря частым проявлениям крайностей: горя и счастья, грусти и радости. Именно эта особенность выделяет эмо на фоне других субкультур, как правило, отражающих не более одного крайнего настроения. Одни считают эмо разновидностью пост-панка, другие смесью готики и гламура. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного взгляд на мир, преимущественная интровертность, акцент на внутренних переживаниях. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Тру эмо (от англ. true — правда, настоящее) отличает sXe, то есть здоровый образ жизни: отказ от сигарет, наркотиков, алкоголя и беспорядочных половых связей, а иногда и вегетарианство.
В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. true — правда, настоящее), а тех, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке — называют «позёрами» (англ. poseur — позёр, подражатель).
Готы.
Го́ты — представители готической музыкальной субкультуры (Гот-субкультуры), зародившейся в конце 70-х годов 20-ого века на волне пост-панка. Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик-року, дэт-року и дарквэйву, мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы, кожаная одежда и атрибутика и т. д.), интерес к мистической символике, декадансу, хоррор-литературе и фильмам.
Ранние готы выглядели также как панки, с тем лишь отличием, что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя «готский ирокез» был обычно черным и намного шире чем панковский (выбрит только по сторонам). Они также обычно носили много сетки (чаще всего мужчины на руках) и имели оригинальный стиль мэйк-апа, с очень белыми лицами и большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны.
Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы не развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: тотально черный цвет одежды (иногда с элементами красного), носят только серебро (как знак презрения к золоту, символу стандартных, зажеванных ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови). У девушек ярко-выразительный стиль Вамп - тяжелая черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей - от ярко-красного (кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка-гот (готесса) каждый день выглядит как искусительная монахиня или средневековая королева. У готов работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидульный подход к имиджу, выработался стиль "корпоративный гот": черная деловая одежда, ограниченные украшения. Почему именно черный цвет? Для многих черный цвет - как щит, барьер, защита от повседневной банальной псевдо-разноцветной, и в то же время, тотально серой жизни. Черный цвет и серебро - единственные два элемента, общие для совершенно разных людей, называемых себя готами. Единственные два элемента, в которых готы сознательно разрешают себе быть похожими друг на друга и путем которых они жертвуют частью своей индивидуальности, ради объединения и укрепления субкультуры готов.
Готическая одежда, хоть и состоит из 4 мрачных цветов, по своей сути очень разнообразна. Начиная от обыкновенных кожаных юбок для девушки, и заканчивая шутовским нарядом, для юноши в стиле арлекин. Есть множество стилей и соответствующих одежд. Но самым распространенным стилем готической моды все же считается кожа. Несмотря на пол человека, и мужчина, и женщина могут одеваться почти одинаково. Присуще черные плащи или камзолы с оттопыренным воротником, этакий стиль Графа Дракулы. Девушки чаще всего надевают корсет и длинные платья. Существует стиль «гейша», японская готика – это множество рюшечек и преобладание красного и зеленого цветов. Прическа, для девушки-гота очень важна, да и для мужчины тоже встает на первый ряд. Как, правило волосы оставляют просто прямыми, но чаще их поднимают гелем или делают пышные пучки. Часто красят в красные, черные и белые цвета. Но, самым главным подчерком, того, то что ты принадлежишь к готической субкультуре – это макияж или грим. Чаще всего, готы красят лица белой пудрой, подводя черным губы и глаза, а также вырисовывая на щеках анкх.