«Чужие» и «свои» (мысли под заказ)
10-03-2009 19:26
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
XXI век за окном. А если сравнивать современное общество людей и их предков, много ли отличий можно найти? Да, нынешнее поколение бережнее относится к пожилым людям, по крайней мере, с каннибализмом покончено. Но на протяжении всей человеческой истории (и наши дни не исключение) люди разбивались на племена, касты, классы, сословия… Излюбленное молодежью понятие «субкультура» сегодня занимает достойное место среди них. XXI век, а общество все так же поделено на «чужих» и «своих». Стоит черпнуть проблему глубже, попытаться понять, откуда «ноги растут» у этого явления. Рискну предложить несколько версий.
Версия первая. В современном мире процессы интеграции разных стран и культур настолько набрали обороты, что человек мечтает «расчистить свою личную площадку» - то есть в некоторой степени обособиться от этого объединенного, и в то же время многополярного мира. Этим в некоторой степени можно объяснить желание людей загнать себя в групповые рамки.
Версия вторая. Раз уж деление людей на «чужих» и «своих» имеет многовековую историю, и не стало рудиментом общественного устройства, значит, в нем есть, что сохранять. Например, если делить людей по некоторым общим чертам (материальное положение, уровень образования), то в таком случае они имеют некоторые общие интересы (политические, экономические, культурные). При таком членении общества этими обобщенными группами людей проще управлять.
Версия третья. В изначальном своем проявлении расслоение общества было жизненной необходимостью – совместное племенное владение землей, совместный труд и охота имели явные «плюсы». А если говорить о сегодняшних группах – это уже привычки, менталитет если хотите.
Имея в запасе больше времени, количество версий можно значительно увеличить. Но ведь не в этом соль. Можно найти тысячу и один способ разделения людей, но главное – найти хотя бы один объединяющий. Ведь смогли когда-то русские князья объединится, найти нечто более важное, чем укрепление своей власти. Тогда этим фактором стал суверенитет Руси.
Из нашей сегодняшней жизни так же можно привести ни один драматичный, но достаточно показательный пример. Стоит только освежить в памяти грузино-осетинский конфликт. Народы двух, казалось бы, враждующих наций смогли быть выше собственных правительств (чего стоит один Саакашвили), не потеряли человеческого облика в столь критической ситуации.
На мой взгляд, если не брать единичных точек кипения проблемы деления на «чужих» и «своих», ее нельзя считать критической. Ведь как сказал философ Иоанн Дамаский – «среди мудрых нет чужаков».
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote