| 2006 | |
| Германия, США | |
| «Inspired by the most notorious unsolved murder in California history.» | |
| Брайан Де Пальма | |
| Джош Фридман, Джеймс Эллрой | |
| Руди Коэн, Боаз Дэвидсон, Рольф Дейл, ... | |
| Вилмос Зигмунд | |
| Марк Ишам | |
| триллер, драма, криминал, детектив | |
| $50 000 000 | |
| $1 265 574 | |
| $22 545 080 | |
| $26 566 122 | |
| 9 августа 2006 | |
| 28 сентября 2006, «Централ Партнершип» | |
[x11] |
|
| 121 мин |
В ролях:Josh Hartnett,Scarlett Johansson,Aaron Eckhart,Hilary Swank,Mia Kirshner,Mike Starr,Fiona Shaw и т.д.
Конец 40-х годов. Двое полицейских расследуют жестокое убийство голливудской старлетки, разрезанный пополам труп которой найден на заброшенном пустыре. По мере того, как давление со стороны политиков усиливается, напарники обнаруживают, что слишком многие известные люди замешаны в этом деле.
Различные нити расследования приводят их в одну из самых влиятельных семей Нью-Йорка, в сердце полицейского департамента Лос-Анджелеса и даже к собственным возлюбленным.
-Нуар. В одном коротком французком словечке уместилось целое явление для кинематографа. Тени от фонарных столбов, дождь и роковые красотки - снаружи. Внутри же цинизм, ложь и своя игра от всех участников. Но случилсоь так, что визитная карточка этого стиля стала и его погибелью. То, что было нормально тогда, сейчас вызывает лишь улыбку. Зритель редко прощает безвкусицу. Актеры, не знающие о Станиславском и Страсберге, постановка света, превращающая серьезный фильм в фарс.
На этой територии не выиграть, какой бы сильный сценарий не был на руках. Поэтому Полански и Хэнсон и снимали Китайский Квартал и Секреты ЛА с изрядными вольностями. У них был нуар по духу, не по форме. У них получилось, поэтому их фильмы помнят. А вот Черная Орхидея скорее всего присоединится к когорте забытых, типа 'Скалы Малхолланд' Ли Тамахори и 'Два Джейка' Николсона.
Глупо винить Де Пальму в том, что он снял 'неправильную экранизацию' - он не обязан был снимать фильм так, как я предполагал. Но проблема в том, что у него даже с уходом в другую степь по сравнению с романом получился слабый фильм. У Брайана хватило ума и сноровки пригласить нужных людей - живую легенду оператора Вилмоша Жигмонда, единственного наравне с Витторио Стораро действующего члена 10 самых влиятельных кинооператоров от ASC, композитора Марка Ишама, великолепного трубача (кто, как не он мог написать отличную музыку в лучших традициях Херрманна и Голдсмита, что он и сделал), Данте Феррети, работавшем с Бертолучи и делавшим последние мастштабные постановки Скорсезе. С такими людьми фильм мог взлететь очень высоко, если бы ему не подрезали крылья бюджет и сценарий.
Джош Фридман, потративший, по его словам, лет 8 на этот сценарий, работал над проектом еще под крылом Дэвида Финчера. Потом капитан у судна сменился и Фридман переписал сценарий, руководствуясь указаниями Де Пальмы. Они решили зачем-то оставить большинство сюжетных линий, но урезали их до предела, порой до одной фразы и 2-3 секунд экранного времени. Зачем, непонятно - в итоге фильм, который и так скучно смотреть, отчаянно требует лишних 30-40 минут и размахов эпоса.
В финальном монтаже сюжет, засунутый в 2-часовой хронометраж, сломался и разлетелся по частям. А самое плохое то, что практически все изменения, которые внес Фридман по сравнению с романом, только испортили фильм, в особенности безобразное завершение по принципу 'времени мало, надо сводить концы с концами'.
Чувствуется нехватка денег. Думаю, это та причина, почему фильм оставил Дэвид Финчер. На гонорары не самым последним актерам бюджета хватило, но вот на настоящий Лос-Анджелес, а не закоулки в Болгарии уже нет. Да и некоторые затратные сцены откровенно не нужны, могли бы обойтись без них, а деньги потратить лучшим образом.
Жаль нескольких актеров, особенно Джоша Хартнетта. Видно, что парень старается. У него не было шансов создать иконический нуарный образ, вроде героев Богги и Николсона, но у него и персонаж не годился для этого. Жаль, что зрителю практически невозможно понять многие отправные точки в игре Джоша. Почему Баки Блайкерт считает себя законченным неудачником (кем и является), почему он настолько теряется в первую треть фильма на фоне Экхарта. Все осталось за бортом сценария или было перековеркано монтажными ножницами. То же можно сказать и о Аароне Экхарте.
А вот женский состав провалился практически целиком - Йохансон, решившая, что достаточно работы костюмеров и визажистов, чтобы зритель был доволен; Фиона Шоу, захотевшая видимо досрочно решить вопрос о худшей актерской игры года.
Получше выглядела Хиллари Суонка с ее в меру забавным псевдо-шотландским акцентом, большего она не показала. Явный мискаст. За всех отдувается Мия Киршнер, использовавшая каждую секунду своего короткого пребывания на экране с такой эффективностью, что сожалеешь, что фильм не сможет запустить ее хотя бы в номинанты Оскара на роль второго плана. По крайней мере, благодаря ней хотя бы понятна причина одержимости стольких людей Черной Орхидеей.
Я не знаю, каким бы вышел фильм, если бы его таки снял Дэвид Финчер, а не Брайан Де Пальма. Скорее всего, получилось бы что-то в духе его 'триллерных' клипов. Не было бы нео-нуара, но скорее всего был бы хороший фильм. Де Пальма этим похвастаться не может. Остается только пожелать удачи Джо Карнахану, который скоро начнет экранизировать 'Белый Джаз' с Джорджем Клуни в главной роли.
-Семь раз отрежь, один раз отмерь - даже самая безобидная поговорка обретает новый смысл в устах невменяемого потрошителя.
Маньяки и серийные убийцы снова в моде. «Парфюмер», «Пила 4», «Зодиак», «Юный Ганнибал», «Леденец», наконец, — в скором времени целый выводок психов со скальпелями, разделочными топорами, электродрелями и прочими необходимыми в душегубском ремесле приспособлениями зальют широкий экран бутафорской кровью ни в чем не повинных актеров второго плана. Среди перечисленных картин «Черная Орхидея» занимает особое место. Хотя сюжетный клубок фильма Брайана Де Пальмы, режиссера сего произведения, держится на зверском убийстве, эмоциональное ядро ленты раскрывается в извращенных отношениях, которые складываются между главными героями.
15 января 1947 года в одном из спальных районов Лос-Анджелеса был обнаружен труп 22-летней Элизабет Шорт. Тело девушки нашли выпотрошенным и разрубленным пополам. Внутренние органы отсутствовали, грудь была изуродована ожогами от сигарет, а лицо несчастной превратилось в одну большую рану. Газетчики окрестили жертву Черной Орхидеей — при жизни девушка предпочитала носить черные наряды. Как выяснилось позже, Элизабет Шорт мечтала о карьере актрисы, но перебивалась заработками официантки. Она хотела выйти замуж за героя войны, но не гнушалась случайными связями с пьяными морячками.
Ее убийство никогда бы не наделало в прессе столько шуму, если бы не политические амбиции заместителя окружного прокурора Лос-Анджелеса Эллиса Лоу, решившего, что раскрытие резонансного преступления поможет ему выбиться в лидеры Республиканской партии. На расследование дела Черной Орхидеи были брошены лучшие силы Отдела судебных приставов — элитного подразделения лос-анджелесской полиции, в числе которых оказались напарники Баки Блейкерт и Ли Бланкар.
Баки — хладнокровный полутяж, записавшийся в копы, чтобы не идти в армию. Ли — вспыльчивый тяжеловес-нокаутер, сделавший блестящую карьеру в полиции благодаря участию в подпольных боях. У первого на шее отец-маразматик с фашистскими замашками. Второй живет с «бандитской потаскухой» Кей Лейк. Вдвоем напарники составляли пару «хороший-плохой» и сумели задержать немало опасных преступников. Однако убийство Черной Орхидеи превратило идеальный тандем в болезненный союз.
Ли подсел на амфетамины и все свободное время стал проводить с фантомами Бэтти Шорт. В конце концов, он спятил и куда-то исчез. Баки в это время приударил за подружкой коллеги. Но всякий раз, ложась в постель Кей, Блейкерт представлял на ее месте истерзанную Элизабет. Душевные недуги участников драмы прогрессируют, по мере того как расследование убийства заходит в тупик, а на фабульном горизонте появляется точеная фигурка Мадлен — избалованной дочери одного из голливудских магнатов.
Факты
Мэрилин Мэнсон посвятил «Черной Орхидее» серию акварельных зарисовок, а джазовый композитор Боб Бэлдэн написал в ее честь 12-актную сюиту.
На самом деле триллер Брайана де Пальмы называется «Черный героин», а за «Орхидею» нужно благодарить коммерческую жилку российских переводчиков, злоупотреблявших в начале 90-х видеоэротикой.
О создателях
Идеи экранизировать одноименный роман Джеймса Эллроя появилась в конце 90-х. Тогда режиссером должен был стать Дэвид Финчер. Однако написать на основе бездарного и путаного детектива (изобилующего пассажами вроде «меня послали в задницу, и я горжусь этим») достойный, по меркам Финчера, сценарий никак не удавалось. Поэтому продюсеры обратились к менее переборчивому Брайану Де Пальме.
С миру по нитке, создателям «Орхидеи» удалось наскрести 50 миллионов долларов.
«Деньги то появлялись, то исчезали. Поэтому мы все время прерывали съемки. Продюсеры все время пытались сэкономить, что обходилось еще дороже. На площадке непрерывно возникали конфликты, и, разумеется, не обходилось без криков», — рассказывал режиссер.
Актерский состав фильма впечатляет — Джош Хартнетт, Аарон Экхарт и Скарлет Йоханссон. Единственная претензия — к выбору Хилари Суонк на роль сексапильной Мадлен. Как справедливо заметила Лия Ахеджакова, можно, конечно, и зайца научить курить, но в малышке Суонк сексапильности не больше, чем в деформированной боксерской груше.
Вывод: в смерти Элизабет Шорт нет ничего хорошего, но, останься девушка в живых, она вряд ли бы стала актрисой и прославилась. Получается, что цена известности не всегда произносится в постели похотливых продюсеров — иногда она звучит в подвале какого-нибудь душегуба.
Фото:
[699x466]
[699x472]
[699x466]
[699x466]
[466x699]
[699x466]
[699x464]