| год | 2007 |
| Франция, Великобритания | |
| «Обретенные любовью. Разлученные страхом. Спасенные надеждой.» | |
| Джо Райт | |
| Иен МакЮэн, Кристофер Хэмптон | |
| Тим Беван, Лиза Чейсин, Ричард Айр, ... | |
| Симус МакГарви | |
| Дарио Марианелли | |
| мелодрама, драма, детектив | |
| £20 000 000 | |
| $1 045 196 | |
| $50 927 067 | |
| $76 717 047 | |
| 29 августа 2007 | |
| 17 января 2008, «UPI» | |
[x11] |
|
| 120 мин |
В ролях:Keira Knightley,James McAvoy,Romola Garai,Saoirse Ronan,Brenda Blethyn,Vanessa Redgrave,Juno Temple и т.д.
13-летняя Бриони обладает превосходным воображением и пишет пьесы. Она знает, что сын прислуги Робби влюблен в ее старшую сестру Сесилию и та отвечает ему взаимностью. Но когда ее кузина Лола становится жертвой насильника, Бриони уверенно показывает на Робби – ее воображение дорисовывает картину насилия. Робби отправляется в тюрьму, а Сесилия отказывается верить Бриони, рождая страшную вражду между сестрами. Действие фильма начинается в 1934 году и разворачивается на фоне Второй мировой войны.
-Когда я слышу словосочетание голливудская драма, претендующая на Оскар, то в большинстве своем фильмы подразделяются на два сорта: а) слезливое кино о каком-то шизофренике; б) либо нечто заунывное и скучное, заставляющее развивать силу волю, удерживая себя от нажатия на кнопочку «forward». Из этого правила есть исключения, и иногда попадаются интересные и нескучные картины. Но только иногда.
На мое счастье, «Искупление» не подпадает под пункт «а», да и под категорию «б» не подходит. «Искупление» стало фильмом, ощущения от просмотра которого менялись в диаметрально противоположных направлениях. Да что там говорить! На пятнадцатой минуте картины я намеревался закончить просмотр, т. к. кино вогнало меня в невозможно сонное состояние, но на сорок восьмой я бы продал душу дьяволу, чтобы досмотреть фильм до финальных титров.
Кино рассказывает историю трех людей Брайони, её сестры Сесилии (Киры Найтли) и Робби (Джеймс МакЭвой). Всё начинается в 1935 году, когда Брайони тринадцать лет, и она не может понять взаимоотношения Сесилии и Робби. А вместе с непониманием и неприятием приходит ревность и желание отомстить, в результате чего она совершает ужасный поступок, который навсегда изменить судьбы трех главных героев, и за который не хватит целой жизни, чтобы расплатиться.
Джо Райт делит свой фильм на три части: 1935, 1940 и наше время. И если в первой трети фильма всё предельно ясно и прямолинейно, то в последующих пятидесяти минутах режиссер не собирается ничем помогать зрителю, постоянно перемещая действие от одного персонажа к другому, чередуя с нужным количеством флэшбеков. Райт не раз применяет прием показа одной и той же сцены со стороны Брайони и Сесилии. И каждый раз мы видим ключевые сцены фильма с совершенно иной стороны, полностью меняя свое отношение к ним. Райт совершает очень резкие переходы между частями картины, дважды заставая нас врасплох с неминуемым вопросом: «А что же случилось с героями фильма в отсутствующий промежуток?».
«Искупление» - сложное кино, в основе которого лежит простая истина: за свои грехи рано или поздно придется расплатиться. И не важно, сколько тебе лет – тринадцать или тридцать – одно умышленное действие может навсегда уничтожить жизнь других людей. Позднее придет осознание своих поступков, но нанесенный ущерб будет слишком велик, чтобы тебя смогли понять, не говоря уже о том, чтобы простить. На искупление может уйти вся жизнь, но даже спустя несколько десятилетий его можно так и не найти. Красивые истории и хэппи-энды в подавляющем большинстве случаев возможны лишь в кино или книгах, но реальная жизнь слишком беспощадна, непредсказуема и не дает права на фатальные ошибки.
Кино сложное как в художественном, так и техническом плане, а также в соединении двух этих элементов. Джо Райт очень часто полагается на «pure cinema»: персонажи не произносят ни одного слова, и всё подчинено визуальному решению, пробуждающему в нас куда большие эмоции и чувства, чем различные диалоги. В фильме найдется немало красивейших сцен, самой главной из которых станет пятиминутный эпизод эвакуации, снятый одним планом, где камера выхватывает из тысячной толпы иррациональные и дикие сцены, показывая всеобщий хаос и истерию.
Подобные эпизоды выполнены на высочайшем техническом уровне, но порой они мешают картине, где в первую очередь важны эмоции и взаимоотношения персонажей. Но в то же время в фильме есть сцены, где всё отдано на откуп актерам. Многие уже окрестили роль Киры Найтли в «Искуплении», как самую взрослую и серьезную в её карьере. Не знаю.
На мой взгляд, Кира хороша в первой части фильма, где надо улыбаться и привлекать к себе внимание, но когда тон меняется на мрачный и серьезный, то никакого сногсшибательного перформанса с её стороны я не увидел. Да, она составляет красивую экранную пару с Джеймсом МакЭвоем, но проработка их отношений как с актерской, так и сценарной стороны могла быть глубже и полнее. Я нисколько не принижаю работу этих двух актеров, но в картине есть две актрисы, которые своей игрой крадут весь фильм – Сирша Ронан и Ванесса Редгрэйв.
Первая сыграла Брайони в тринадцатилетнем возрасте. В её Брайони есть что-то особенно странное, холодное и жуткое, что нельзя понять или объяснить. Ванесса Редгрэйв – Брайони в старости. Она появляется в фильме всего лишь на восемь минут. Но нё монолог настолько правдив и эмоционален, что нельзя не поверить в полное раскаяние Брайони, осознание своих действий и искупление. Если бы я видел только её монолог, но не видел всего остального фильма, то я бы всё равно поверил в искренность её слов.
«Искупление» вполне может стать фильмом, о концовке которого будут говорить больше всего. Джо Райт за последние восемь минут фильма выливает на ничего неподозревающего зрителя холоднейший душ. Какая история рассказана в «Искуплении», Джо Райта или Брайони Тэллис? И хотя Брайони объяснит, что реально, а что было добавлено для красоты сюжета, восприятие от фильма переворачивается с ног наголову.
Во-первых, выясняется, что весь фильм показан со стороны главного виновника всех событий – Брайони. Где здесь реальность, а где вымысел? Сглажены ли острые углы или нет? Во-вторых, некоторые сцены воспринимаются совершено иначе. Например, сцена, где Брайони приходит в дом Сесилии и Робби просить у них прощения. Изначально для меня она была слишком простой, топорно сыгранной и неестественной. Но финальные восемь минут всё расставили по своим местам. Помните, где возможны хэппи-энды? И нет ничего удивительного, что сцена выделяется из всего фильма. Она и должна выделяться, словно еще одна глава в книге, о которой можно забыть, перевернув страницы. В реальной жизни, к сожалению, такое невозможно.
Даже несмотря на свой финал, пытающийся всё объяснить, в фильме остаются несколько вопросов без ответа, главные из которых: когда раскаялась Брайони, верит ли она в свое искупление? Но, наверное, так и должно быть, потому что после интересной книги или фильма всегда должен быть элемент недосказанности и неразжеванности, чтобы зрители могли задуматься над идеями и проблемами художественного произведения и попытаться самостоятельно найти ответы.
Команда, подарившая нам «Искупление» проделала огромную работу, привнеся в фильм элементы, которые хороши и сами по себе, и в совокупности друг с другом: простой сюжет, который подразумевает сложные взаимоотношения, проблемы и неоднозначный финал; умный сценарий; роскошную операторскую работу; запоминающуюся актерскую игру; эмоциональное звуковое сопровождение и уверенную режиссуру. Хорошее кино, которое с каждой минутой хронометража добавляет к своей оценке всё больше и больше баллов.
-Честно хочу сказать, писать отзыв не собиралась, так как о фильме было уже сформировано четкое мнение, которого не мог никто поменять. Однако тот факт, что картина получила больше всех номинаций на премию Золотой Глобус, похоже сделал свое дело, и люди побежали к лоткам с некачественными DVD, не дождавшись официальной премьеры фильма. Именно отвратительный перевод, хочется думать, и привел к тому, что многие не поняли основных моментов фильма, иначе я не могу понять такое колчиесто странных, необоснованных и неверных даже в отношении самого сюжета отзывов. Это и побудило меня написать свой собственный.
Сразу надо признаться, фильм я посмотрела довольно-таки давно, а затем и прочла книгу, что и расставило все на свои места. Определённо, основная заслуга этого фильма - хорошая режиссура, но не сценарий. То, что четко и ясно изложено в книге, при переносе на экран искажается и приобретает немного другой смысл. Основной прием, используемый режиссером - показывать одну и ту же сцену с разных точек зрения - тоже взят из книги, а именно он является основной особенностью фильма и помогает понять, что движет поступками главной героини, Брайони.
Каждому человеку свойственно смотреть на все со своей точки зрения. Когда Брайони наблюдала сцену у фонтана, все выглядело совсем не так, как было на самом деле. Записка, которую она прочла, только подтвердила её мнение о том, что Робби - опасный человек, представляющий угрозу для её сестры и для всех окружающих. То, что Брайони впоследствии увидела в библиотеке, совсем не выглядело как сцена любви, а скорее походило на борьбу. Она хотела защитить свою сестру от опасного маньяка, что и сделала, дав показания против него.
Брайони свосем не была влюблена в Робби, и её действия не были вызваны ревностью или злобой на сестру. Тот флэшбэк у озера, когда Робби спас Брайони - лишь его взгляд на ту ситуацию. Размышляя о её поступке, Робби вспомнил происшествие у озера и решил, что Брайони очернила его из-за того, что сама в него влюблена. В книге же четко написано, что тот эпизод был лишь минутной игрой детского воображения, Брайони не испытывала к Робби ничего, кроме дружеских чувств.
Вторая часть фильма, как и книги, посвящена испытаниям, через которые Робби и Брайони пришлось пройти во время войны. Все случившееся с Робби в тот период времени Брайони узнала через много лет после войны из писем его друга. Сцена в квартире Сесилии действительно получилась наигранной и неестественной, что при первом просмотре вызывает подозрения о плохой актерской игре. На самом деле этот режиссерский приём имеет обоснование - просто эта сцена - выдумка Брайони. Пытаясь искупить свою вину, она не нашла другого выхода, кроме как дать будущее двум влюбленным хотя бы на страницх своей книги.
Вот в общем и все, что мне хотелось уточнить. Как бы многим не казалось, что Брайони - зло в чистом виде, это не совсем так. Если в этой истории и есть отрицательные персонажи, то это Маршалл и Лола, единственные люди, кто мог бы спасти Робби от тюрьмы, но которые сделали этого, чтобы не выдать себя. Именно к ним и должны быть обращены едкие нападки зрителей, а не к маленькой девочке с живым детским воображением.
Хочется верить, что этот прекрасный фильм будет оценен по достоинству критиками и Киноакадемией.
Фото:
[455x698]
[455x699]
[463x698]
[455x699]
[455x698]
[699x455]
[464x698]
trailer:
Исходное сообщение -ОГОНЕЧЕК-: А мне вот фильм не понравился...каждому свое, но советую прочесть книгу В колонках играет: Влад Топалов - PERFECT CRIMINL
Затянутый сюжет, немного наигранный...
Лишь Кира Найтли отлично там смотрится...
Ради нее только и стоит смотреть фильм