• Авторизация


Бесконечный кайф... просто кайф... Cesaria Evora - Voz D'amor (2003) 23-04-2010 23:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения JAM_Music_Journal Оригинальное сообщение

Cesaria Evora - Voz D'amor (2003)



[300x300]

JAM рекомендует! JaMMeR: Черная Эдит Пиаф, 62-летняя бабушка с островов Зеленого Мыса, всю свою жизнь пела в прокуренных портовых барах. И начала свою профессиональную карьеру лишь в 47 лет. Сейчас доходы от концертной деятельности Эворы формируют чуть ли не половину казны ее родины — Кабо-Верде.

Жанр/стиль: World / Morna, Fado
Формат: MP3 | 320 кб/с | Стерео
Размер архива: 144 Mб

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

Сезария Эвора — бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. Она курит сигары, ходит босиком и уже почти не пьет. Потому что не может.

Пожилая женщина с расфокусированным взглядом, мать троих детей, гордость своего маленького города Манделы, Цезария воплощает тайные мечты всех бабушек. Мне так кажется: в душе бабушки совсем не хотят быть похожи на Надежду Бабкину или героиню молочной индустрии с домиком в деревне. Правильные бабушки хотят быть похожи на Сезарию Эвору.

Моя бабушка чуть постарше Сезарии. Она не курит и предпочитает ходить в тапочках. Но это не потому, что она консервативна. Просто большой город навязывает свои нормы. Жизнь бабушек в мегаполисе ограничена рынком, телевизором и магазином, где продают тапочки и прозрачные гольфы.

Жизнь на природе молодит душу. Африканские бабушки лишены стереотипов.

Цезарии Эворе — шестьдесят два. Она родилась через два месяца после того, как на Россию напала армия Гитлера.

Пока моя бабушка-девочка пряталась от немцев под немецкой швейной машинкой "Зингер", Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе.

Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный виски с сигарой.

Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса. Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом.

В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер.

Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую "Олимпию". Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом.

Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла "Камэй" — лиричной, но однообразной.

Сезария не похожа на французских шансонье. У нее есть "саудаджи". "Саудаджи" — особенное слово. Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как "чувство светлой тоски по родине". Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без "саудаджи" себя не мыслит.

Сезария не знает, как объяснить другим, что это такое. Единственный язык, которым она владеет, — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы. На нем и поет.

Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Сезария выходит на крупные концертные площадки мира и рассказывает о своем народе.

Года три назад Цезарию массово полюбили в России. Наверное, полюбили за то, что нашей музыке давно не хватает "саудаджи". Российский шансон мало похож на смесь лирики и патриотизма. Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля. Последних, правда, принято называть бардами.

Оказалось, напевы заезжей пожилой полной дамы, поющей на непонятном языке, гораздо больше питают русскую душу, чем русскоязычные блатные страдания.

В расчете на массовость любви в Москве Цезарию пригласили выступать в спорткомплекс.

В "Олимпийском" — полный партер. Сидячие места наверху дешевле — сияют синими дырками кресел. На трибуне за моей спиной сидит бабушка и держит под руку дедушку. Умилительно качает головой в такт.

Музыка Сезарии — для тех, кто не любит танцевать. Это такая зарядка для души.

Но слушать спокойную лирику на трибунах спорткомплекса — все равно что признаваться в любви во время футбольного матча. Под пение Цезарии, несомненно, приятнее жарить яичницу свежим весенним утром и предаваться размышлениям о вечном. Такая музыка не мешает мечтать — слов-то все равно не понять.

Моя бабушка не будет против, чтобы в комнате играла Эвора. Она будет танцевать душой и спрашивать: "Что за певица?".

Я расскажу бабушке, что, если бы не Цезария, вряд ли мир узнал бы о маленьком островном государстве Кабо-Верде. Голос Эворы прославил целую страну, а потому она — босая миллионерша — не просто так певица, а политическая фигура.

Бабушка послушает и еще больше полюбит сверстницу из Африки.

Русским бабушкам близок патриотический настрой. Так уж получилось.

Юлия Санкович (Новая газета)

 

Перечень композиций:

01. Isolada
02. Velocidade
03. Amdjer de nos terra
04. Beijo roubado
05. Djarmai di meu
06. Monte cara
07. Ramboia
08. Jardim prometido
09. Nha coracao tchora
10. Saia travada
11. Pomba
12. Mar de canal
13. Milca ti Lidia
14. Voz d'Amor

[показать]

Звезда world music Сезария Эвора начала петь в 1958 г., исполняя исключительно mornas - песни традиционного для Островов Зеленого Мыса жанра, испытавшего влияние как португальской музыки, в том числе традиционного fado (Португалия владела Архипелагом до 1975 г.), так и музыки близлежащей Африки, в том числе португалоязычных ее стран (Мозамбик, Ангола), а также могучей музыкальной традиции крупнейшей в мире португалоязычной страны - Бразилии. Плач, так можно понять это название. Вся морна - одна сплошная грусть, но не беспросветная, а светлая - сожаление об уходящем, улыбка о несбывшемся, тяга к минувшему и оставшемуся за кормой. Морна сродни блюзу в его несгибаемом жизнелюбии, но она сродни и бразильскому саудади, который любовь к жизни непременно окрашивает в сентиментальные, чуть сладкие, но всегда грустные тона. Сезария поет на кабовердийском креольском - диалекте португальского языка.

Первые профессиональные записи Сезария Эвора сделала лишь в середине 1980-х, а на рубеже следующего десятилетия началась ее слава в Европе (в первую очередь - во Франции), первоначально только в среде многочисленных выходцев из Кабо-Верде, а затем - после сенсационного успеха альбомов Mar Azul (1991) и особенно Miss Perfumado (1992) - среди широкой европейской публики. Только во второй половине 90-х в результате успешного турне и выдвижения на Grammy альбома Cabo Verde (1997) певица стала широко известна и в США.

Почему она всегда ходит босиком? Версий масса. Больные ноги. Знак солидарности с бедняками его родного Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса)… Однако истина проста: Сезария просто не привыкла к обуви. Всю свою жизнь она ходила босиком, и сейчас, когда гастролирует - только изредка надевает кожаные шлепанцы без задника, чтобы не мерзнуть, и то - только в странах, которые отличаются по климату от тропического рая Кабо-Верде.

Сезария пела в барах своего родного Минделу с шестнадцати лет (она родилась в 1941-м), пела с охотой, и ее все вокруг очень хвалили. Но профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х в виде LP - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов. Успеха не вышло. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, проблемы с алкоголем… К середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки (у нее несколько детей), да тут еще в Кабо-Верде случилась революция, португальская колониальная власть рухнула, и местный шоу-бизнес совсем было зачах.

Только в середине 80-х она запела вновь, только теперь выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. Два года спустя ее встретил продюсер Жозе Да Силва, француз португальского происхождения, который понял, что судьба дала ему в руки будущую мировую Звезду.

Жозе привез ее в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Альбом Diva Aux Pieds Nus ("Босоногая дива"), вышедший на французском лейбле Lusafrica в 1988-м, успешно продавался среди живущих в Европе выходцев из Кабо-Верде - а их совсем не мало: едва не четверть полумиллионного населения Островов до и после революции выехала в Европу!

Вот только желающим разобраться в песнях и славе Эворы искать этот альбом не рекомендую (ну, если речь идет не о совсем уж упертых коллекционерах). Что Diva Aux Pieds Nus, что предшествовавший ему Distino De Bilita (1987) имеют к подлинной морне такое же отношение, как русский фольклор - к тому, что исполняют русские музыканты в кабаках на Брайтон-Бич, или армянский фольклор - к тому рабису, который слушают на затертых кассетах водители московских маршруток. Примитивные дискотечные аранжировки с хлопающими синтезаторными барабанами губят яркую искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. А все потому, что в те годы в Европе она все еще была востребована только кабовердийской эмиграцией, которой записи Сезарии в основном нужны были для танцев после встреч в клубах землячеств.

Жозе Да Силва стремился переломить эту ситуацию, тем более, что в Европе начинался бум "мировой музыки". Британский Real World и десятки подобных ему лейблов обрушили на европейского слушателя потоки музыки со всех концов света - в основном не аутентичной (которая у среднестатистического неподготовленного европейца может вызвать только отторжение), а "подготовленной", осовремененной: отсюда все эти записи гения суфийских песнопений Нусрата Фатэ Али-Хана с наложенными электронными барабанами, болгарских хоров с синтезаторами и мадагаскарских певцов с электрогитарами. Но Жозе знал, что Сезария в ее чистом виде - с небольшой акустической группой - способна пронять любого европейца, потому что морна в своем естественном звучании, благодаря влиянию бразильской и африканской музыки, уже включает в себя вполне современные и универсально понятные элементы. Да Силва начал возить в Минделу французских промоутеров и журналистов. "Я просто приводил их к ней в дом и оставлял там", вспоминал он. "Я никак не мог повлиять на то, как они будут общаться, потому что Сезария абсолютно непредсказуема. Если бы я попытался сказать ей про какую-нибудь там "маркетинговую стратегию", я уверен, что она нарочно сделала бы все наоборот. А так я мог быть уверен в главном: она просто будет сама собой. И это работало. Они выходили от нее совершенно ошалевшие от масштабов ее таланта".

Надо сказать, общаться с Сезарией действительно непросто. Она - не интеллектуал. Она не любит обсуждать музыку. Она любит платья, необычные головные платки (при отлете из Москвы 30 мая, после фестиваля "Богема Джазз", ничтоже сумняшеся выпросила у провожавшего ее сотрудника "Богемы" ярко-зеленую бандану, ни секунды не сомневаясь, что отказа ей не будет). Любит готовить (говорят, невероятно вкусно делает национальное кабовердийское блюдо качупу). Любит болтать о пустяках. Но анализировать музыку? Зачем? Она сама и есть музыка. "Музыку я никогда не бросаю, а мужчины приходят и уходят" - вот самая знаменитая цитата из интервью Сезарии американской прессе.

Впрочем, до Америки надо было покорить Европу, и Европа пала в 1992-м, когда вышел альбом Mar Azul ("Лазурное море"). Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль (гитары, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба…), отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И - успех пришел.

Сезария выступила на фестивале "мировой музыки" в Ангулеме. Ее концерт состоял из двух отделений: в первом с ней играла электрическая группа, во втором - акустическая. В первом перед сценой плясали только выходцы из Кабо-Верде (вспомним, они обычно и танцевали под записи Эворы с синтезатором!). Во втором отделении встал весь зал.

В 1995-м настала очередь Америки. Альбом Cesaria сразу попал в список номинантов, а затем лауреатов "Грэмми" (конечно, в категории World Music).

Эвора универсальна - со всеми ее странностями, с ее босоногостью, любовью к платкам и нелюбовью к ожиданию посадки на самолет в аэропортах. Эвора уникальна, со своим малопонятным языком (ни по-французски, ни по-английски она не говорит, везде ездит с переводчиком), со своей единственной, но такой сильной и притягательной эмоцией. Дай Бог ей здоровья, с ее-то больными ногами. Мир заслужил, чтобы она попела ему подольше.

Кирилл Мошков

Издатель: RCA
Номер по каталогу издателя: 54380
Общее время звучания: 61 мин.
Web: 
Официальный веб-сайт
Где купить этот альбом на CD: GEMM

Скачать:
http://rapidshare.com/files/187618937/cevor_voz_m322.part1.rar
http://rapidshare.com/files/187623238/cevor_voz_m322.part2.rar

Фрагменты всех композиций альбома можно послушать здесь:
http://www.caboverde.com/evora/evr-0003.htm

Пароль: nigrozinn

MP3: Aesopus @ KpNemo

Убедительная просьба обо всех нерабочих ссылках сообщать администратору журнала.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
GypsyQueen 23-04-2010-23:33 удалить
у меня есть все ее диски, я была на ее концерте несколько лет назад, я ее слушаю в сумерках, или в темноте, и после этого так легко жить, так свободно и как-то печально, хотя ни слова не понятно, кроме содадэ, но это все знают.
Ответ на комментарий GypsyQueen # GypsyQueen, Ближе всего к этой музыке для меня был Buena Vista Social Club. там тоже романтика жизненная. Я не думаю, что смогу это слышать везде и постоянно, но во время рабочей смены или на пляже - в самый раз
Ответ на комментарий Mila_Toronto # Milo4ka_Toronto,
GypsyQueen 24-04-2010-00:40 удалить
Ответ на комментарий Мастер_Бо #
Исходное сообщение Мастер_Бо GypsyQueen, Ближе всего к этой музыке для меня был Buena Vista Social Club. там тоже романтика жизненная. Я не думаю, что смогу это слышать везде и постоянно, но во время рабочей смены или на пляже - в самый раз
ну, везде и постоянно вообще ничего невозможно слушать. а она поет настолько без напряжения, что это передается, как будто начинаешь дышать спокойнее, и мышцы успокаиваются и как-то вот свежее внутри, что ли.
Ответ на комментарий GypsyQueen # GypsyQueen, Это да.
Kagura_san 24-04-2010-02:53 удалить
можно я взяля в цитатник да пля беру))) спасибО человек


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бесконечный кайф... просто кайф... Cesaria Evora - Voz D'amor (2003) | Мастер_Бо - Дело Мастера Бо под мостом Мирабо... | Лента друзей Мастер_Бо / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»