• Авторизация


Ада Баскина. Повседневная жизнь американской семьи (ссылка на книгу и отрывок) 18-04-2010 07:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ссылка на книгу целиком
http://www.scribd.com/doc/10969171/-

Повседневная жизнь американской семьЂ. БаскинЂа. Отрывок.

Инвалиды

Девушка в ювелирном магазине примеряла украшения. На пальцы надевала кольца, на запястья — браслеты. Перед зеркалом прикладывала к шее бусы, кулоны. Словом, вела себя именно так, как должна вести себя молодая особа в магазине украшений. Я бы и не обратила на нее внимания, если бы... Если бы она не сидела в коляске и у нее не было бы обеих ног. Меня поразило ее лицо. В нем не было и намека на горечь, или угрюмость, или безразличие к своей внешности. Нет, она явно не чувствовала или, скорее, не хотела чувствовать своего отличия от здоровых сверстниц. Так же, как и у них, у нее загорались глаза от зеленого блеска камешка на колечке и от кулона, красиво подчеркивающего ее нежную, длинную шею. Этот кулон и еще недорогой браслет она купила.

Мне потом много раз доводилось наблюдать вот это спокойное, не напряженное отношение инвалидов к собственной неполноценности. Никаких комплексов, во всяком случае явно выраженных. И я вижу в этом большую заслугу всего общества.

Инвалиды детства получают пособие, инвалиды труда — приличные пенсии. Однако дело далеко не только в деньгах. Забота о самых незащищенных гражданах проявляется, что, возможно, еще важнее, в повседневном внимании к их нуждам. Параллельно с любой лестницей — в метро ли, перед подъездом ли дома — есть непременно пандус для инвалидной коляски. В туалете общественного здания предусмотрена кабина, оборудованная несколько иначе, чем остальные: сиденье унитаза поднимается, а в стену вделаны перила, чтобы инвалиду легче было этим туалетом пользоваться. Многие пригородные автобусы снабжены выдвигающейся площадкой-мостиком. Когда водитель видит у входа человека в коляске, он выпускает этот пологий мостик, и коляска с ручным управлением въезжает в салон.

Слепые уверенно ходят по улице, посещают многолюдные магазины: их ведет собака-поводырь.

Глухонемые или только глухие смотрят многие телевизионные программы, и обязательно новостные — они идут с сурдопереводом. Почти на любой публичной лекции в университете я тоже вижу сурдопереводчика и понимаю, что в зале сидят люди, которые плохо слышат. Мои занятия одно время посещала глухая девушка. С ней каждый раз приходил молодой человек, который, стоя рядом со мной, жестами передавал ей информацию. Работа сурдопереводчика, так же как и содержание собаки-поводыря, оплачивает муниципалитет. Особенно, я бы даже сказала подчеркнуто внимательно, американцы относятся к retarded, то есть умственно отсталым. Чаще всего это люди, страдающие болезнью Дауна (или, как их называют, дауны).

Их можно увидеть на несложных работах в магазинах, они помогают посетителям нагружать тележки или упаковывать купленное. В университетских кафетериях я часто вижу их за кассой. Думаю, что это не такая уж простая задача для дауна — научиться отбивать цифры на кассовом аппарате. Но их этому специально обучают, и они справляются.

Об инвалидах пишут пьесы, ставят фильмы. Я с большим удовольствием посмотрела спектакль «Дорогой племянник» в студенческом театре Уитон-колледжа. Это трогательный и смешной рассказ о племяннике преуспевающего дельца с Уолл-стрит. Мальчик-даун оказывается куда человечнее, добрее, чувствительнее к переживаниям героя, чем окружающие его здоровые люди.

Самый известный фильм из этой серии — «Человек дождя» с Дастином Хоффманом в главной роли. Знаменитый актер с удивительной достоверностью создал образ человека, у которого после трагедии помутился разум. Однако фильм этот получил Оскара не только за блестящую актерскую игру, но и за саму идею: общение с инвалидом меняет психику и характер его младшего брата. Начав заботу о больном ради того, чтобы завладеть его деньгами, он постепенно привязывается к этому убогому человеку. А забота ради наживы перерастает в потребность, необходимость. Участие в жизни немощного человека обогащает, преобразует человека здорового.

Именно такую цель ставили перед собой и работники образования США, начавшие в нескольких штатах необычный эксперимент. Детям-инвалидам было рекомендовано учиться не в специальных, а в обычных школах. Легко себе представить реакцию родителей, услышавших эту новость: каково же будет качество преподавания, если оно рассчитано на больных учеников, в том числе и умственно отсталых? Насторожились и родители детей-инвалидов. Вряд ли им будет комфортно среди здоровых и насмешливых сверстников.

Однако учителя не отступали. Они не снизили уровень преподавания; просто в помощь больным ученикам прикрепили несколько других учителей. Что же касается детей здоровых, то они очень быстро привыкли к своим соученикам-инвалидам, охотно оказывают им помощь. Вовлекают их в свои игры. Я сама видела, как весело перекатывают ребята из класса в класс коляски с инвалидами. Как в круговом волейболе подавали мяч парнишке, который, не сходя с коляски, ловко отбивал его партнерам.

И родители, и учителя убедились, что от совместной учебы приобретают обе стороны. Больные дети учатся жить в обществе здоровых — им же придется так или иначе делать это, когда они вырастут. Но процесс адаптации теперь уже будет для них значительно легче. Что же до их здоровых сверстников, то для них польза от общения с инвалидами еще больше. Они учатся видеть мир во всем его многообразии. Они привыкают помогать своим сверстникам-инвалидам и, когда вырастут, не станут выделять их среди других людей, не будут смущать своим любопытством, а просто примут их присутствие рядом с собой как должное.

— Инвалиды в классе, — сказал мне один учитель, — очень помогают нам гуманизировать школу.

А также, добавлю я, делать более человечным и все общество. Ибо гуманным, как известно, можно назвать только такое общество, которое создает комфортные условия для самых слабых своих членов.

...

О волонтерах

Без этих добровольцев, которые бесплатно помогают нуждающимся людям, невозможно себе представить современную Америку. Я встречаю их повсюду: в больницах, в детских садах, в школах, в домах для престарелых. Они наводят порядок в собственных комьюнити: ремонтируют, убирают, сажают цветы. Бриджит МакДана, много раз побывавшая в России, никак не могла понять, почему в наших квартирах — порядок и красота, а парадные двери разбиты, стены домов испачканы, во дворах — мусор. Я ей стала объяснять, что это плохо работает мэрия. Но она не поняла: при чем здесь мэрия? А где же ваши волонтеры? Почему они сами не наведут в окрестностях порядок и не возьмут его под контроль?

Пятнадцатилетний Эндрю Волчик, сын Шерон Волчик, и его одноклассники из престижной частной школы в Вашингтоне собирают одежду, закупают продукты и лекарства и отправляются в бедные кварталы города. Раздав эти дары, они выясняют, в чем еще нуждаются их подопечные, чтобы в следующий раз принести то, что им нужно.

Тони и Лиз, две неработающие мамы, бесплатно помогают в Day care center, куда ходят их ребятишки. Ведь у воспитателя много дел: одеть детей на прогулку, помочь вымыть руки, заплести косичку, высушить штанишки. Вот мамы им и помогают.

А профессор Айвон Фасе читает в Уитон-колледже курс «Социология бездомных». Его студенты после лекций выходят на улицы, отыскивают людей без жилья, нищих, бродяг. Они приводят их в шелтеры и там продолжают над ними шефствовать.

О приютах

Шелтеров, то есть приютов, в Америке много. Для обиженных женщин. Для бездомных. Для убежавших из дома подростков. Для матерей-одиночек. Человек, оказавшись без крова или просто в беде, всегда может там найти крышу над головой и тарелку горячей еды. Я побывала в нескольких таких приютах. Я видела, как испуганные, забитые женщины распрямлялись, обретали веру в себя. Видела мальчишек-бродяжек. Здесь, в приюте, многие из них понимали, что лучше все-таки вернуться в семью и там налаживать отношения с родителями. Видела людей, потерявших работу — в отчаянии от бесперспективности. И с восхищением наблюдала, как волонтеры, а в их числе мои друзья Айвон Фасе, его жена Джойс и мать Айвона Элси, часами разговаривали с этими несчастными, вселяли в них надежду и волю.

...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
serzh-laro 18-04-2010-08:44 удалить
Надеюсь, я не задену ни чьих чувств, если задам довольно циничный вопрос: а на чем все это волонтерство держится?
Идея-то, в общем, простая. Вот и хочется понять, почему она в "сердобольной" России не приживается. У нас же столько бодрых бабушек-пенсионерок, неприкаянной социально активной молодежи (с домохозяйками, правда, плоховато). Казалось бы, волонтерствуй не хочу. А вот не получается. Почему же?
Может, именно потому, что волонтерство - это не совсем "добровольное дело". Во первых, многие волонтерские активности инициируются церковью. А т.к. разных конфессий в Америке много и каждая стремится пропиарится перед паствой, то и движений подобных не мало. Во-вторых, волонтерство сотрудников крупных компаний: им за определенное количество набранных волонтерских часов платят бонусы. В-третьих, волонтерство студентов некоторых колледжей, насколько я слышал, является обязательным (не набрал часов - не получил зачет). Выходит, это не просто помощь ближнему, это целая система и кто-то в эту систему вкладывает деньги.
прежде всего волонтёрство как ни странно - очень эгоистичное действие.
также как и при раздавании милостыни, ты прежде всего помогаешь себе чувствовать себя "лучшим" человеком (чем может ты есть на самом деле), так и в волонтёрстве - ты считаешь что чем-то вносишь лепту в достижении всеобщего блага, либо делаешь нечто, что тебе просто нравится делать, платят тебе за это или нет.

Моей жене в своё время помогли еврейские волонтёры, которые помогали вновь прибывшим освоиться в США, развозили их по магазинам и культурным мероприятиям, и занимались с ними английским.

Меня волонтёрство ЛИЧНО не коснулось, но я подумываю посвятить какое-то время работе с детьми, либо животным в приюте. С лета возможно пойду добровольцем-вожатым в еврейский бой-скаутский лагерь, где будет и мой шалопай. В прошлом году я принимал участие в телефонном марафоне по сбору пожертвований еврейской оргназизации... Также я играю в волонтёрском джаз-оркестре. Зимой я принимал участие в работе Русской театральной студии, как ты понимаешь - некоммерческой.

Это тут, пойми, в порядке вещей. Говорят - нужны волонтёры, и кто-нибудь да подпишется. И будут это делать ради своего удовольствия.

К религии имеет такое же отношение, как и сами люди. Волонтёрство может быть завязано на любом предмете, которое связывает людей
а) место проживания (дом, улица, поселение)
б) место работы
в) место учёбы, твоё либо детей
г) религиозное (как ты заметил)
д) национально-культурное (как в моём случае, как ты понял)
е) основано на увлечении (музыка, животные, другие хоби и.т.д)

Спрашивал жену - она в колледже не волонтирила (я сам не в курсе, т.к. в США не учился). Существует "практика", и это обязательно для учёбы - поработать в районе да около будущей профессии, зачастую - совершенно бесплатно. Студенты дерутся за приличные места для практики, рассчитывая на последующий найм.

А сколько я видел волонтёров в госпиталях, и на культурных мероприятиях... Значок "Волонтёр" носят с гордостью, и старики и тинейджеры, а народ относится к ним с почтением.

Насчёт бонусов для волонтёров сотрудников тоже не в курсе. Работал на нескольких больших предприятиях, и единственное что знаю там о волонтёрах, это то, что они в почёте, и, как правило, очень приятные люди.

Я исхожу как из своего личного опыта, так и из историй, услышанных за мои годы жизни в этой стране. Надеюсь, кое-какие сомнения мне удалось развеять.

Спасибо.
Bubu 18-04-2010-13:23 удалить
serzh-laro, Поймите. волонтерство - нормально явление для человека. Он накормил себя, накормил детей, у него есть увереность в будущем и, нормальный человек, хочет заботиться о других, чтобы чувствовать себя лучшим. Общество это тщеславие поощряет и приветствует.
В России же все голодны и злы, что юудет завтра неизвестно. пенсионерки проклинают мир за то, что он их так обманул. Дети в школе никогда не видели инвалидов в классе, это люди второго сорта здесь.
Психологию сытого расслабленного человека и человека советстского нельхя даже сравнивать
serzh-laro 18-04-2010-14:38 удалить
Ответ на комментарий Мастер_Бо # А ключевое слово-то прозвучало.
> Значок "Волонтёр" носят с гордостью, и старики и тинейджеры, а народ относится к ним с почтением

Я волонтерил какое-то время у нас в городе. Субботники по уборке парков, побелка деревьев, ремонт детских площадок. На меня смотрели так, будто я круглый идиот и мне больше заняться нечем.
Для сравнения: ездил во Францию волонтером в заповедник, помогали местным птичек пересчитывать, восстанавливать замок, что на прилегающей территории находится. И французы нас реально ценили, хвалили.

Грустные какие-то выводы - все опять упирается в отсутствие культуры.
Ответ на комментарий serzh-laro # serzh-laro,
У вас люди в целом считают они и так слишком тяжело работают, чтобы заработать "на жизнь". Ожидать от них чего-то бОльшего на данный момент - нереально. Я думаю, что всё идёт назад к концепции - куча обязанностей и совсем мало прав. Когда всё в жизни, в т.ч. субботники воспринимается как обязаловка, то ничего не будет делаться с радостью.
По поводу упомянутых Вами уборок, в США заключённые (не из строгого режима конешно) убирают парки и шоссе от мусора, листьев и сухих веток. Отдают дань обществу. В России такое уже практикуют?
Ещё другая мысль. Ещё когда-то в детстве у детей наступает момент, когда они понимают, что подарки гораздо приятней получать, нежели дарить. Так вот... мои дети любят и дарить, и получать. Видимо в этом начало проблем всех культур.
serzh-laro 18-04-2010-19:18 удалить
Ответ на комментарий Мастер_Бо # Насколько я знаю, заключенные делают у нас многое (в том числе снимают кино), но только на территория соответствующих учреждений. В города их не выпускают, слишком легко сбежать и скрыться.
А по поводу подарков: хотите сказать, что россиянам не хватает, как бы это назвать, щедрости? широты души?
Ответ на комментарий serzh-laro # serzh-laro,
Bubu,
Я лично считаю, что все на столько привыкли быть козлами отпущения, что ничего хорошего не ждут, и тем более - не готовы сами дать. "Чо я буду делать, если мне ничо за это нибудет" типа, или как говорят в Одессе "Ето вам нада?".
Всеобщая нищета, убогость, жадность и воровство тоже сыграли свою роль.
Говорят, если возле шезлонга оставить пачку сигарет, она в одних странах пролежит до следующего утра, а в других - не успеешь отвернуться, и...
Одно поведения наших в Турецких гостиницах уже о многом говорит "Если водка бесплатно, нужно жрать вёдрами, а если мебель не моя, то можно обосрать и поламать". Я понимаю, что там далеко не столичный люд, а человеки из провинции и из глубинки, но именно они являются составными Российской Империи, и их мы (западные люди) видим за рубежом.
Примеров масса, опять упёрлись в отсутствии западного мышления и наличие "своей" русской культуры (типа "на всё насрать, если не моё"). Может именно в этом и кроется загадка таинственной Русской Души?

Душа моя щедра (с) Помните эту песенку?
Ответ на комментарий Bubu # Bubu,
Пардон, не туда ответ запостил и убрал.
Bubu 18-04-2010-22:24 удалить
Ответ на комментарий Мастер_Бо # Да, полностью с вами согласна.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ада Баскина. Повседневная жизнь американской семьи (ссылка на книгу и отрывок) | Мастер_Бо - Дело Мастера Бо под мостом Мирабо... | Лента друзей Мастер_Бо / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»