[500x324]
История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны. Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года по приказу Главвоздухфлота в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков Илья Муромец. Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (в настоящее время район улиц Космонавтов и Гагарина). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период Гражданской войны.
В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих лётчиков, а через два года на её базе решено было создать секретную советско-немецкую авиационную школу. Документ о создании такой школы и складов авиационных материалов был подписан 15 апреля 1925 года в Москве начальником ВВС РККА П. И. Барановым и представителем «Зондергруппы Р» («Вогру») полковником X. фон дер Лит-Томзеном.[2]
Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-ХШ», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в период франко-бельгийской оккупации Рурской области в 1923—1925 гг. В 1925 г. они поступили в авиашколу.
В последующие три года немецкая сторона вложила в дальнейшее развитие этого объекта (ангары, производственные и ремонтные мастерские, лаборатории для испытания моторов, жилые и административные здания, лазарет, радиомастерские, подъездные ж-д пути и т. д.) ещё более одного миллиона рублей золотом, по тем временам сумму немалую.
Лётная школа имела разветвлённую сеть объектов, обеспечивавших её жизнедеятельность. Они находились в Москве, Ленинграде, Одессе, Казани, Киеве, Харькове, Серпухове, Воронеже, Новосибирске, Вольске, на Кавказе (близ Тбилиси — очевидно, в Гардобани), в Крыму и т. д. «4-й авиаотряд» был связан через сеть посредников РККА с 20 авиационными частями ВВС в европейской части СССР.
Примерно с середины 1927 года липецкий авиацентр приобрёл важное значение как испытательный полигон — отрабатывались наиболее оптимальные виды ведения боевых действий в воздухе, включая бомбометание из различных положений, проводились испытания боевых самолётов, изготавливавшихся авиастроительными фирмами Германии, а также вооружение и оборудование для самолётов — пулемёты, пушки, оптические приборы (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей), бомбы и т. д.
С приходом к власти Гитлера советско-немецкое сотрудничество быстро пошло на убыль и 15 августа 1933 года объект был ликвидирован. Таким образом, немцы пробыли в Липецке чуть более восьми лет. За всё время работы школы в ней прошли боевую подготовку около 130 немецких пилотов. Последние немецкие сотрудники покинули город 14 сентября 1933 года, все постройки и значительная часть оборудования были бесплатно переданы советской стороне.
С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ).
После Великой Отечественной войны произошло перевооружение на реактивные самолёты, добавился новый учебный авиаполк, готовивший командные кадры для частей Дальней авиации.
В тот же период соорудили два аэродрома: первый — с бетонным покрытием, в районе Венеры, второй — с грунтовым покрытием, в районе села Кузьминские Отвержки (в настоящее время гражданский аэропорт «Липецк»).
В авиацентре есть свой музей, который действует с 1980 года. Находящаяся там выставка подробно отражает основные этапы авиационной истории города от первой эскадры самолётов «Илья Муромец» и до сегодняшних дней. Экспозиция музея включает образцы авиационного вооружения и оборудования, спецобмундирования, макеты самолётов и вертолётов, а также памятные подарки авиацентру.
источник:
http://gorod48.ruфото:
http://napoval.ya.ruМесто на карте