[показать]
[566x362]Расположен на левом скалистом берегу р.Оки на Ввозной горе, куда во II-ой половине XVII в. предполагалось перевести Орловскую крепость.
В 1664 г. была построена деревянная Успенская церковь. В 1691 г. была выстроена деревянная церковь Святого Николая.
В 1691-1693 гг. вместо деревянной Успенской была выстроена каменная того же названия с колокольней и часами.
В 1693 г. была выстроена надвратная церковь Петра и Павла, до 1775 г. бывшая также и приходской, а после ставшая домовой монастырской церковью.
[587x393]Вместо деревянной Никольской в 1700 г. была построена придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В то же время монастырь был обнесен каменной оградой с двумя башнями.
Во владении монастыря находились села Архангельское, Монастырское, д.Орлица и Подмонастырская слобода. Монастырь владел 120 десятинами земли.
В 1767 г. в монастыре насчитывалось 12 монахов. В первых числах ноября 1794 г. в монастыре вспыхнул пожар, во время которого сгорела церковь Петра и Павла. После ремонта она была переделана в жилое помещение, доделана в ней проезжая арка.
В 1788 г. была учреждена Орловская губерния и одновременно был поднят вопрос о перемещении архиерейской кафедры из Севска в Орел.
По Указу Святого Синода 20 января 1820 г. при епископе Ионе Успенский монастырь был обращен в Архиерейский дом Орловской епархии, а монастырский штат и имущество переведены во Мценский Петропавловский монастырь.
Сменивший Иону епископ Гавриил продолжил работу по устройству Архиерейского дома.
Был построен двухэтажный каменный дом для Архиерея, с севера била устроена домовая Благовещенская церковь, каретный сарай, конюшня, баня, людской корпус из соснового леса на каменных фундаментам.
В 1844 г. сенатором А.В.Кочубеем была воздвигнута небольшая теплая церковь Троицы, освящена 13 ноября 1845 г. Иконы для нее написаны в Академии Художеств.
Церковь была, видимо, построена над фамильным склепом Кочубеем. В церкви над склепом лежала чугунная плита, разделенная на две части крестом, над которым были изображены выпуклые лица херувимов.
В 1851 г. было поручено разрешение на постройку собора при Архирейском доме по проекту архитектора Н.Ефимова. Собор во имя Троицы был заложен при епископе Поликарпе в июне 1860 г. 29 июля 1879 г. Троицкий собор был освящен.
В конце XIX в. помещения вновь стали тесные и снова потребовалось расширение консисторского корпуса с архивом и исправление церквей и служб Архирейского дома.
[587x391]В сентябре 1900 г. в Орле был учрежден Орловский церковно-археологический комитет. Тогда еще был образован церковно-археологический музей, разместившийся в церкви Петра и Павла.
В 1904 г. он был переведен в 3 верхние комнаты Архирейского дома и частью в церковь, построенную Кочубеем. В 1905 г. музей насчитывал свыше 1 тыс. предметов, книг и рукописей (многие XVI-XVII вв., фотоснимки).
Архирейский дом располагался на этой территории до 1923 г. Он был описан в произведениях Лескова Н.С., Бунина И.А.
Троицкая церковь (усыпальница Кочубеева) - каменное, одноэтажное под двухскатной кровлей здание, некогда завершалось двумя глухими, четырехгранными фонарями под восьмигранными главками. Под трехгранной апсидой и части основного объема размещен подклет под сводом. На месте позднего придела был вход с пятью ступенями входа и развитым порталом плоскостного характера.
Проект утвержден в 1813 году и значительно отличается от осуществленного строительства. Надо признать, что корректировки при постройке оказались удачными и способствовали приданию всему сооружению большую сочность и пластичность архитектурно-декоративных форм. Исчезает измельченность и дробность аркатурного подкарнизного пояса. На место декоративной ниши с крестом по оси симметрии север-юг, устроен оконный проем, что дало достаточное освещение интерьеру здания, организовало пространство, придав мощному потоку света по центру помещения смысловую нагрузку.
Арочный проем сдвинут на запад, что позволило избежать затесненного в алтарной части при строительстве свода.
По проекту апсида имеет плоскостной невыразительный абрис стен, за счет увеличения центральной грани. Строители придали всем граням практически одинаковые длины, более выразительно заканчивая компоновку покрытия апсиды.
Уменьшение объема подклета компенсируется более удачным решением перекрытий - коробовым сводом с конхой и подсветкой по восточному к югу.
Стилизаторский подход архитектора, работающего в эклектичной манере, с привлечением готических элементов, в общем то и в проекте предоставило нам незаурядное, не имеющего прямых аналогов сооружение. Редакция и осуществление проекта а натуре строителями еще раз подтверждает высокий художественный и технический уровень строительного дела в России середины XIX века.
Позднейшая пристройка и разрушение угловых башен, глухих фонарей, принципиально исказили первоначальный облик, свели на нет первоначальный художественный замысел архитектора
ИсточникФото с сайтаМесто на карте