[250x333]

Издавна почитается, как чудотворная, Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости» не только Богоявленскими прихожанами, но и всеми жителями г. Орла. Во имя сей св. Иконы имеется в Богоявленской церкви особый придел — правый, на южной стороне, в теплой, зимней части церкви.
Храмовое празднование сей св. Иконе, и притом не одним лишь Богоявленским приходом, но и всем городом, и особенно гостинорядцами, совершается 24-го октября — и до того времени обычно не закрывается летняя часть церкви, не смотря даже на холодную пору времени, так как в этот праздник бывает в церкви множество молящихся, стекающихся сюда со всего города и даже со стороны.
Кроме того, можно сказать, творится и еженедельное празднование сей Иконе, и именно по средам, когда, после Литургии совершается торжественный молебен как пред сею Иконою, с акафистом Божией Матери, так и пред находящеюся рядом с нею, направо от нея, в особом благолепном иконостасе, Иконою Спаса «Нерукотворенного Убруса», при чем в прежние годы пред Литургиею совершалось, возстановляемое в последние годы, водоосвящение.
Названные св. Иконы Спаса и Богоматери, вместе с Иконами Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святителя Николая Чудотворца, таинственно-знаменательным образом поступили в Богоявленскую церковь на постоянное в ней пребывание из прежнего деревянного Гостиного Ряда, построенного в 1780 и 1781 годах при при Генерал-Губернаторе Кн. Репнине и при его преемнике Прозоровском, правившем должность Орловского и Курского Губернатора. Это было 30 апреля 1847 года, как раз пред тем ужасным пожаром, который испепелил прежний Гостиный Ряд, а находившиеся в нем до того времени св. Иконы Промыслу Божию угодно было сохранить от истребления пожаром в Богоявленской церкви. И именно, пред самым пожаром некто неизвестный заявил в Богоявленской церкви: «принесите сюда из Гостиного Ряда тамошние св. Иконы, — они тут будут нужны». Сказав это, неизвестный скрылся. Иконы были принесены в церковь, и тут ожидали, что оный неизвестный человек придет сюда для молебна пред теми Иконами; но он более не появлялся в церкви, что всех немало удивило, и не знали, и понять не могли, для чего это были перенесены из Гостиного Ряда иконы в церковь. И лишь только после того, когда вскорости вслед за сим произошел в Гостином Ряду ужасный пожар, все, как говорится, дотла испепеливший, поняли, почему были перенесены из угрожаемого пожаром Ряда св. Иконы в церковь… Но кто же был тот таинственный незнакомец?… Уж не сам ли Святитель Христов Николай, Икона которого, как мы сказали, была в числе тех 4-х святых Икон, а другая, очень большая и весьма древняя, помещается, как «местная», посредине между Иконами Спаса Нерукотворенного Убруса и двумя Иконами Божией Матери «Всех скорбящих Радости» в Скорбященском приделе, бывшем раньше Николаевском.
С тех пор перенесенные из Гостиного Ряда Иконы и остались в Богоявленском храме для хранения в нем, или, точнее, для хранения его и притекающих в него для молитвы… А в память того, что сии Иконы перенесены в Богоявленский храм из Гостиного Ряда, ежегодно в праздник Божией Матери «Всех скорбящих Радости», 24-го октября, по временам, при Архиерейском служении, они после поздней Литургии в торжественном крестном ходе, с участием хоругвеносцев, при множестве народа и при звоне колоколов, износятся в Гостиный Ряд и там устанавливаются в ближайшем к церкви поперечном проходе (называвшемся раньше Бакинским), украшенном различными материями, коврами и зеленью для чего приспособляется особый благолепный иконостас, подобный тому, какой устанавливается на этот праздник и в церкви пред главным Богоявленским алтарем оной. Корридорная часть прохода на это время закрывается особенными, специально для этого приспособленными, дверьми.
Совершается молебен с акафистом Божией Матери «Всех скорбящих Радости» и с праздничным многолетием. После молебна крестный ход обходит весь Гостиный Ряд кругом по внешнему громадному корридору, окропляемому вместе с наружными стенами выходящих в него магазинов св. водою, причем делаются краткие остановки пред теми четырьмя святыми Иконами, которые висят над корридором в четырех различных местах, как равно окропляются св. водою и Иконы смежного с Гостиным мясного ряда, и Иконы св. врат и обеих часовен — старой и новой и наружная Икона Спаса пред входом во храм с южной стороны, а также тот св. крест, который находится выше сей св. Иконы, на фронтоне храма, в барельефном вензеле А.(видимо напоминающем блаженной памяти Государя Императора Александра I-го Благословенного, посещавшего Орел при жизни Своей, и по кончине — уже во гробе, несомненно пронесенном из Михаило-Архангельской церкви к перевозу на Оке мимо Богоявленской церкви)*.
*В «Месяцеслове Русских Святых и указ. праздн. в честь Икон Божией Матери и св. Угодников Божиих в нашем Отечестве» Архиепископа Димитрия (24 октября, стр. 160) о Богоявленской Иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» значится следующее: «Чудотворная Икона Б. М. «Всех скорбящих Радости» в Богоявленской церкви г. Орла. До 1848 г. она находилась в Гостином Дворе, а в 1848 г., после пожара, по желанию гостинодворцев, перенесена в Богоявленскую церковь, в которой устроен придел в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радости». (Макарий, Епископ Орловский. Слова, т. II). — Местное живое предание утверждает, что как сия св. Икона, так и другие три вместе с нею, перенесены были в Богоявленскую церковь не «после пожара», а «пред самим пожаром». Прот. Илия Ливанский.
В… 4-м томе сборника «Орловского Церковного Историко-Археологического Общества», издается Историко-статистическое описание Орловской епархии, с рукописи, составленной в 60-х годах прошлого столетия под главной редакцией бывшего профессора Орловской Духовной Семинарии, иеромонаха Владимира, впоследствии Архиепископа Казанского. В этом сочинении между прочим говорится, что в то время Богоявленская Чудотворная Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости» была особенно чтима всеми горожанами.
Покойный ныне бывший ктитор Богоявленской церкви Савва Захарович Булгаков рассказывал нам, что у него запало в памяти, как покойный же Архиепископ Макарий, бывший Орловский и Севский, необычайно благоговейно относился к сей святыне и торжественно-трогательно почтил ее при вступлении своем на Орловскую кафедру и при отбытии из Орла. Прощальное Богослужение сего Архипастыря в Богоявленской церкви и его молитвенно-хвалебная речь, обращенная к Чудотворной Иконе, всех растрогала до умиления и вызвала слезы и рыдания… Нужно было видеть, говорил С. З. Б., как, сокрушенно-умиленно молился Святитель пред сею Иконою, как трогательно обращался к ней с горячими воплями, переполненной горестными чувствами разлуки со своею любимой паствою, души…
Покойный Высокопреосвященный Никанор, Архиепископ Казанский, в бытность свою в Орле, считал для себя особенною отрадой служить в Богоявленской церкви в праздник Божией Матери «Всех скорбящих Радости» и говорил, что не только в этот праздник, но и еженедельно он готов бы был служить в том св. храме, в котором пребывает эта благодатная святыня…
Да и вообще наши Архипастыри всегда оказывали особенное благоговение к сей св. Иконе и в этом отношении вполне согласовались с общенародным почитанием сей великой святыни.
Ежегодно принимающий участие в праздничном Богослужении в Богоявленской церкви 24 октября о. Ректор Орловской Духовной Семинарии, прот. Вл. Антон. Сахаров, также неоднократно высказывал нам, что ему в высшей степени отрадно всегда принимать это участие и, между прочим, читать необыкновенно трогательный и умилительный акафист Божией Матери «Всех скорбящих Радости».
Когда в приходских ли домах Богоявленской церкви, или где на стороне приглашается Богоявленский причт для служения молебнов, то почти всегда непременно берется вмете с другими сия св. Икона.
Во все городских крестных ходах также обычно износится из Богоявленского храма именно икона Б. М. «Всех скорбящих Радости». И вообще город усердно почитает Богоявленскую святыню, и по средам со всех его концов приходит на поклонение сей святыне к акафисту множество народа.
Только вот злодеи-грабители вздумали однажды, лет 5 тому назад, дерзко оскорбить сию святыню,- они решились было похитить ее или, по крайней мере, ограбить в глухую ночь, предварительно забрав в сломанном ими свечном ящике бывшие там деньги и ценные бумаги, и уже сняли с нее наружную раму. Но не попустила сего Пречистая Богоматерь, благоволившая много раньше сего в Богоявленском храме укрыть Свою св. Икону и другие с нею от ужасного пожара прежнего Гостиного Ряда. Грабители были замечены ночным сторожем и, угрожая ему револьвером, когда он хотел было схватить их в дверях, бежали через забор по направлению к р. Орлику.
[700x525]
Место на карте
Источник:
http://www.sbs-orel.ru
Фото:
http://www.sbs-orel.ru