Богоявленско-Анастасин монастырь
Монастырь основан в середине XV в. старцем Никитой, родственником, учеником и последователем преподобного Сергия Радонежского.
В 1559 г. началось строительства Богоявленского собора - первого каменного сооружения Костромы. В период Смуты монастырь был захвачен поляками и разграблен. В последующее время монастырь был восстановлен, возобновилось каменное строительство, но собор утратил свой первоначальный облик, оброс новыми постройками и стал частью нового собора. Сейчас Богоявленский собор состоит из двух частей: красной церкви с темными куполами XVI в. и белый соборXIX в., внутри которого справа от иконостаса находится чудотворная икона Феодоровской Богоматери XIII в., с которой связаны многие чудеса и предания.
Богоявленскому монастырю покровительствовал богатый боярский род Салтыковых, который был в родстве с династией Романовых. Многие представители этого рода покоятся в подклете Богоявленского собора. Во времена Петра I обитель пришла в упадок.
В 1918 г. монастырь был закрыт. Вновь открыт в 90-х гг. XX в. В настоящее время здесь резиденция нынешнего архиепископа Костромского, семинария, мастерские по изготовлению церковной одежды, икон и типография для печатания газеты.
Главной святыней Богоявленского монастыря является икона Богоматери Федоровской XIII в. Это самое древнее произведение иконописи Костромы и издавна почитается как защитница города. Икона "Богоматерь Федоровская" была написана, вероятно, около 1239 года по распоряжению великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича и является копией знаменитой византийской иконы XII в. "Богоматерь Владимирская". В 1239 году Ярослав Всеволодович, став великим князем владимирским после смерти своего брата Юрия, приехал на великое княжение в великий Владимир, разоренный татарами Батыя. Во время разгрома Владимира татары не пощадили и великокняжескую святыню - знаменитую византийскую икону "Богоматерь Владимирская". Сдирая драгоценный оклад, татары сильно испортили древнюю живопись прославленного памятника. Одним из первых актов великокняжеской деятельности Ярослава Всеволодовича стала реставрация этой иконы. Но, очевидно, восстановить утраченную живопись иконы совсем близко к подлинной живописи греческого мастера было трудно. Поэтому Ярослав Всеволодович заказал для себя мастеру-иконописцу копию с "чудотворной Владимирской".
По легенде, в Кострому эта икона была принесена самим "святым воином" Федором Стратилатом и найдена на дереве в лесу сыном Ярослава, костромским князем Василием Ярославичем, поехавшим на охоту. Легенда гласит, что князь во время охоты нашел эту икону, висящей на дереве, а когда попытался снять, то она невидимой силой поднялась выше. Только священник смог ее снять с дерева и привезти в Кострому. С тех пор существует обычай поднимать икону только руками священника. В Костроме икона была поставлена в церкви Федора Стратилата, построенной еще Юрием Долгоруким, основателем Костромы. Отсюда название иконы - Федоровская.
Деревянный собор дважды горел, однако икона, никем не вынесенная, уцелела, и даже краски ее не поблекли. В 1272 году Василий Ярославич брал икону "Федоровской" на битву с татарами, подобно Андрею Боголюбскому, выносившему перед войском на поле боя икону "Владимирской", копией с которой, как считается, была "Федоровская". С "Федоровской" приходила депутация бояр упрашивать Михаила Романова принять царский венец, ею нового царя благословляли на царство. По велению Михаила Романова, в 1636 году была проведена реставрация "Федоровской", царь заказал богатый оклад на икону, жертвовал к иконе ежегодно большие суммы денег. В XVII веке почитали "Федоровскую" во всех городах России. Появились многочисленные копии - списки с прославленной костромской иконы XIII века, им стали посвящать новые храмы, стены интерьеров которых расписывали изображениями сцен из истории древней иконы. Широкое распространение со второй половины XVII века получили иконы "Федоровской" с клеймами, в которых иллюстрировались события из истории образа.