Ипатьевский монастырь расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. В широком разливе вод поэтически величаво рисуется живописная панорама монастыря с его зубчатыми каменными стенами и башнями, золочеными куполами, в обрамлении пышной зелени крон стен создает суровый образ крепости, возвращая нас к событиям далекого прошлого.
Возникновение и развитие древнерусских монастырей - явление в известной мере типическое. Истинный повод основания обители нередко остается скрытым за дымкой красивой легенды, но с момента возникновения монастыря его жизнь становится неотъемлемой от жизни местного края и его истории. Экономическую основу монастыря составляли земельные и денежные вклады владетельных феодалов, от них зависело благосостояние монастыря как хозяйственной единицы. В близлежащих селах возникали и налаживались ремесла, плотницкое, кирпичное и каменное дело. Монополия церкви в области духовной деятельности превращала в дальнейшем монастыри в своеобразные скриптории и книжные хранилища. Нередко здесь создавались иконописные мастерские.
При известной общности картины развития монастырей каждый из них имеет собственную историческую судьбу, свой складывавшийся столетиями индивидуальный внешний облик.
Два важных фактора имели существенное значение для основания около семисот лет назад Ипатьевский монастыря и для его последующего развития : местоположение при впадении реки Костромы в Волгу на важной торговой магистрали и покровительство , оказываемое монастырю костромскими вотчинниками, родоначальниками фамилии Годуновых, а впоследствии - Романовых.
Верхнее Поволжье с XI века входит в состав древнерусского государства. С XIII века, в годы татаро-монгольского нашествия, Волга становится открытой дорогой для вторжения вражеских орд. Ипатьевский монастырь с момента возникновения как бы принимал на себя роль крепости, по преданию, уже в древности его окружали дубовые стены.
Во второй половние XVI века к Московскому государству присоединяются Казань и Астрахань, расширяются его границы, и одновременно укрепляются я старые волжские города. В это время Ипатьевский монастырь был обнесен каменными стенами. На средства бояр Годуновых из камня возводится ряд монастырских зданий.
С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. В 1613 году здесь, в Троицком соборе, был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова; монастырь занял особое положение как "колыбель дома Романовых". На ремонт и застройку монастыря выделяются значительные средства, работы выполняются московскими и местными мастерами. Костромские каменщики пользуются признанием как искусные зодчие и привлекаются к строительным работам в других городах России, в том числе и в Москве. Монастырь занял исключительное положение: он начинает почитаться фамильной святыней. Царствующий род оказывал всемерное покровительство ипатьевской братии. На ремонт и застройку монастыря выделялись значительные средства, работы выполнялись присланными столичными и местными мастерами.На протяжении XVI—XVII столетий в монастыре сложилось богатое собрание рукописных книг, икон и прикладного искусства (предметов золотой и серебряной чеканки, резьбы по камню, шитья). В монастырской библиотеке сохранился ценнейший памятник древнерусской истории — Ипатьевская летопись, включающая одну из ранних редакций «Повести временных лет». В Троицком соборе был воздвигнут монументальный иконостас, в измененном виде дошедший до наших дней. В 1685 году собор был также украшен стенописью, выполненной костромскими иконописцами во главе с Гурием Никитиным.
В настоящее время Ипатьевский монастырь возвращается Православной Церкви и музей пытаются переместить в другие помещения, за исключением музея архитектур.
Источник: http://www.kostroma.ru/ipatievsky/