Борвск-районный центр Калужской области. Население — 11500 (2006); координаты 55°12´ с.ш., 36°29´ в.д. Расположен на реке Протва, левом притоке Оки.
Боровск впервые упоминается в летописи под 1358 годом, в духовной грамоте московского князя Ивана Красного, среди городов, принадлежащих ему. Город к тому времени уже существовал, когда он был основан, неизвестно. Косвенное свидетельство — упоминание в житии Пафнутия Боровского того факта, что его дед был баскаком (сборщиком дани) в Боровске, в сочетании с датой рождения самого Пафнутия — 1394 год — традиционно отодвигает дату основания по крайней мере в конец XIII века. Так или иначе, в XIV веке Боровск находится почти на самой границе с Литвой и постоянно меняет "регистрацию": После Московского, он успевает побывать в Рязанском княжестве, затем снова попадает в Московское, к Дмитрию Донскому, а тот отдает его в удел своему двоюродному брату, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму При нем город переживает расцвет, ведется интенсивное каменное строительство — следы которого до наших дней не дошли — а после его смерти в 1410 году, после раздела Серпуховского княжества, на короткое время становится центром собственного княжества. Долго такое положение дел во времена "собирания русских земель вокруг Москвы", разумеется, сохраняться не могло, и в 1456 году боровский князь Василий Ярославич был сослан в Углич, его сын бежал в Литву, а Боровск с уделом был объявлен неотъемлемой частью Московского княжества. Еще дважды Боровск передавали в "кормление", последний раз это сделал Иван Грозный: с 1557 по 1569 год Боровск принадлежал Владимиру Андреевичу Старицкому, а после его казни вернулся в прямое подчинение Москве.
Меж тем все это время Боровск оставался недалеко от границы. Был укреплен сам город, деревянным острогом с башнями. В середине XV века около города был основан Пафнутьев Боровский монастырь, который тоже был укреплен. В Смутное время, в 1610 году, на Боровск напали сторонники Лжедмитрия Второго — "Тушинского Вора". Город защищали войска под командованием воевод Волконского, Змеева и Челищева. Последние два перешли на сторону нападавших, в результате чего и город, и монастырь были взяты и разграблены, а Михаил Волконский был убит в монастыре после его сдачи.
Следующее интересное событие в истории Боровска произошло в 1665 году, когда сюда был сослан и заключен в Пафнутьевский монастырь протопоп Аввакум. Он оставался там до мая 1666 года, а затем снова с сентября 1666 по апрель 1667. Идея правительства состояла в том, что вдали от Москвы Аввакум окажется изолирован от старообрядцев и не будет представлять такой опасности. На самом деле, как это часто бывает, все оказалось совсем наоборот. Сначала Аввакуму удалось приобрести в глазах монахов статус мученика за веру, а потом ему позволили более или менее свободно проповедовать, и жители Боровска в больших количествах стали переходить в старую веру. Зачем-то в Боровск сослали и сестер Евдокию Урусову и Феодосию Морозову, известную широкой публике по картине Василия Сурикова. Обе были посажены в яму, а потом им запретили давать пищу, так что в той же яме они и умерли. В результате всего этого Боровск на долгое время стал центром старообрядчества, так что в конце XVII века там сжигали раскольников, а в XIX веке большинство боровских купцов были старообрядцами.
При Петре город отдаляется, наконец, от границы на безопасное расстояние, а при учреждении губерний входит в состав Московской. При екатерининской административной реформе в 1777 году Боровск получает герб и статус уездного города Калужского наместничества (позже — Калужской губернии), а в 1779 году — городской план, согласно которому исчезают последние остатки Боровской крепости. Сообщается, что город в это время жил торговлей и текстильной промышленностью (в Боровске было пять парусных фабрик). Дальше последовали удары. Сначала через Боровск осенью 1812 года дважды прошли отступавшие наполеоновские войска, один раз из Москвы в Тарутино, а потом, проиграв Тарутинское сражение, обратно на Смоленскую дорогу. Город они при этом полностью разграбили. По преданию, Наполеон провел в Боровске одну ночь. Затем, несмотря на усилия боровских купцов, через город не прошла железная дорога — хотя станция Балабаново оказалась всего в пятнадцати километрах, показатель куда лучше, чем, скажем, у Каргополя или Енисейска. Ну и, наконец, с октября 1941 по январь 1942 года Боровск был оккупирован немецкими войсками, который, в частности, устроили в Пафнутьевом монастыре концлагерь. В результате всего этого в Боровске никогда не было тяжелой промышленности, и, хотя половина боровских церквей была уничтожена советской властью, город в целом сохранил свой исторический облик. Этот факт, а также живописное расположение центра Боровска на высоком правом берегу Протвы, привлекает сюда художников. В окрестностях города с 2001 года проходят ежегодные Линукс-фестивали. Боровск замечателен также тем, что тут некоторое время жили и работали, оба учителями, самобытный философ Николай Федорович Федоров, считавший, что целью человечества является воскрешение всех умерших, и один из основоположников теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский.
Что посмотреть.
Время на осмотр: сильно зависит от средства передвижения. Если есть машина, хватит 3—4 часов. Если из города в Пафнутьев монастырь и обратно ехать на автобусе, прибавьте еще минимум час, если идти пешком, можно провести в Боровске целый день.
Зачем ехать в Боровск: Пафнутьев Боровский монастырь — памятник истории, культуры и архитектуры XVI—XVII веков. Сохранившийся облик провинциального города. Росписи художника Овчинникова. Замечательные пейзажи юга средней полосы России.
Ориентация: Центр города — площадь Ленина (Гостиная) — находится на правом берегу Протвы; на ней же расположена автостанция. Вокруг площади сохранилось ядро уездного города Боровска с планировкой, не менявшейся с XVII века. Современный город Боровск включает в себя также и бывшие пригороды, находящиеся в нескольких километрах от центра. Бывшее село Высокое находится на правом берегу Протвы, на восточной окраине города; Пафнутьев Боровский монастырь и села Роща и Рябушки — на левом берегу сильно восточнее центра, по дороге к А108 (на Балабаново и Москву). Поворот направо на монастырь ясно обозначен указателем.
Названия улиц. При советской власти Боровск не избежал общей беды всех русских городов - тотального переименования улиц. Для удобства ориентировки мы приводим ниже современные названия, но считаем необходимым дать тут старинные названия этих улиц.
Старый Боровск. Исторический центр города — Боровское городище (сейчас Советская площадь; пройти туда можно от восточного края площади Ленина по Советской улице). Городище находится там, где когда-то стояла Боровская крепость (острог), на высоком правом берегу Протвы. Именно здесь сидели в яме сестры Урусова и Морозова; на месте ямы в 2003 была поставлена часовня. Последние остатки крепости демонтировали в 1779 году. Сохранившийся ансамбль включает здание присутственных мест (начало XIX века, сейчас здание администрации), а также уездное училище, изначально построенное как тюремный замок. Кроме того, что это одно из самых старых зданий города, оно знаменито тем, что в училище с 1880 по 1892 год преподавал Константин Эдуардович Циолковский.
Южнее (дальше от реки) к городищу примыкает Гостиная площадь (площадь Ленина). В восточной ее части расположен Благовещенский собор (конец XVII века) с колокольней XIX века. Сам собор мало перестраивался, и представляет из себя характерный образец стиля этого времени, а колокольня не портит его достоинства, как это нередко случается, а, наоборот, их подчеркивает. Собор — самое старое здание собственно Боровска (хотя Пафнутьев монастырь старше, он находился не в самом уездном городе, а в пригороде). Это единственный храм города, который не был закрыт при советской власти, поэтому там сохранился интерьер и старинные иконы. Другая церковь на площади — Спасо-Преображенская (1804, начало улицы Урицкого). Почти по периметру площадь окружена каменными купеческими домами XIX века. Старинная застройка сохранилась также и на прилегающих к площади улицах: Урицкого (дом 4 — типография Муратовой, дом 21 — богадельня (1848), перед мостом, дом 30 — трикотажная фабрика), Калужской, и трех других, о которых мы расскажем чуть подробнеее. Чем дальше от центра, тем меньше доля старинных зданий.
Отправимся сначала по улице Володарского. Здесь много деревянных домов с замечательной резьбой, а на доме 28 деревянная резьба даже расположена на стене из белого кирпича. Отметим по левой стороне Крестовоздвиженскую церковь (1814), которая при советской власти была передана МТС и служила как водонапорная башня; ее купол утерян и заменен на деревянный куб. Если тут повернуть налево на улицу Мира, пройти по ней, пересечь улицу Ленину, и затем двигаться по улицам Мира, Труда и Рабочей (на развилках сворачиваем налево, ориентир — движемся вдоль правого берега Протвы вниз по течению, идти меньше двух километров), выйдем к деревянной Покровской церкви (конец XVII—XVIII века). Это был уже не уездный город Боровск, а село Высокое, и когда-то на этом месте существовал Покровский мужской монастырь, основанный в 1410 году и упраздненный в 1776 году. Некоторое время монахом, а затем игуменом в нем был Пафнутий Боровский. Церковь была построена еще как монастырская, а после упразднения монастыря стала приходской. От церкви, с высокого берега Протвы, открывается замечательная панорама Боровска, от Торговой площади с Благовещенским собором до Покровского собора и Борисоглебской церкви на левом берегу.
Вернемся на улицу Ленина и повернем направо, к Гостиной площади. Смотрим по сторонам. Дом 38 предположительно был построен в конце XVII века. 36 — дом Глухарева, 29 — бывшая Всехсвятская старообрядческая церковь (1890-е годы, колокольня 1908), которая сейчас используется как Дом народного творчества. 22 — дом Саниных, 15 — дом Шокина, нижний этаж каменный, верхний деревянный с изумительной резьбой; 12 — дом Большакова, в котором, по легенде, останавливался Наполеон, 10 — дом Меренкова, 5 — дом Санина. Дальше проходим уже нам известную Гостиную (Советскую) площадь и за Спасо-Преображенской церковью поворачиваем направо, на Коммунистическую улицу. 3 — дом Богомолова (середина XVIII века), 10 — начальное училище, 20 — дом Елизаровых. За мостом через Протву свернем направо и выйдем к Введенской старообрядческой церкви (1906, колокольня 1912). Дальше по улице Циолковского дойдем до его дома-музея (дом 49, см. ниже). По переулку Степана Разина вернемся на Коммунистическую улицу и повернем направо. По левой стороне сначала нам встретится Покровский старообрядческий собор (1909) в стиле модерн, в наши дни оказавшийся на территории автоколонны. Из-за своего огромного размера он доминирует над всей правобережной (низкой) частью города. Затем налево уйдет Московская улица, когда-то, до прокладки железной дороги и постройки автодороги Москва - Киев - Одесса, бывшая главным путем, связывавшим Боровск и Москву (в Москве тоже есть Боровское шоссе, но прямой дороги, связывающей два города, уже больше ста лет не существует), а сразу после мы обнаружим справа Борисоглебскую церковь (1704, колокольня 1819). Это одна из лучше всего сохранившихся церквей Боровска, замечательный образец барокко
Музеи
Боровский историко-архитектурный музей. Адрес: площадь Ленина, 7. Часы работы 10—18, выходной понедельник и последняя пятница месяца. Телефон (484-38) 4-32-36; 4-32-78. В музее всего три зала: археология, этнография, Боровск в Великую Отечественную войну.
Дом-музей Константина Эдуардовича Циолковского. Адрес: улица Циолковского, 49. Телефон (484-38) 4-39-99. Часы работы 9:30—17, выходной понедельник. Циолковский в детстве практически потерял слух, поэтому не мог продолжать обучение нормальным образом, и, тем самым, никогда не был связан с официальными научными структурами. В 1879 году в Москве он сдал экстерном экзамен на звание учителя и в 1880 году был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище. В Боровске он оставался до 1892 года. занимаясь научными исследованиями по аэродинамике в свободное от работы время, после чего переехал в Калугу. Циолковский за это время сменил несколько квартир. В этом доме в Заречной Слободе он жил до весны 1888 года, после чего дом был залит при наводнении Протвы, и Циолковский переехал на Молчановскую (Коммунистическую) улицу. В музее представлены материалы, очень подробно рассказывающие о его жизни и научной деятельности, в основном, но не исключительно, в боровский период. Хорошее введение в деятельность Циолковского.
Практическая информация.
Время московское.
Телефонный код: 484-38
Проезд. Автобус из Калуги, два раза в день, идет через Балабаново и Обнинск. Из Обнинска почти каждый час. Но проще всего добираться от станции Балабаново, откуда, кроме автобусов раз в час, по заполнению отправляются маршрутные такси. До Балабаново легко добраться прямым электропоездом из Москвы (полтора часа) или Калуги.
На автомобиле: Из Москвы по М3 (Киевское шоссе), затем по А108 ("Дальняя бетонка"), 100 км; из Петербурга по М10 и в Клину свернуть на А108, 780 км.
Питание. Имеются два заведения:
Размещение. Гостиница Боровск, улица Володарского, 4, телефон (484-38) 4-42-10. Семь номеров, удобства в коридоре. Около города есть пансионат Фатеево, телефон (484-38)438-60, (495)546-35-53, факсы (484-38)438-60.
Источник и фото:http://www.mccme.ru/putevod/40/Borovsk/borovsk.html#balabanovo