[699x519]

"И мы не время с тем гудком, мы с ним судьбу свою сверяли", - поется в известной песне. Услышав в семь утра гудок Тверского вагоностроительного завода, я машинально смотрю на часы. Возрожденный гудок уже стал чем-то таким привычным, повседневным. Это тоже лицо Твери, достопримечательность, только ее нельзя увидеть. И, как всякая достопримечательность, гудок вагонзавода тоже имеет свою историю.
Чтобы узнать историю гудка, я отправился в музей Тверского вагоностроительного завода. Здесь историю завода бережно хранит директор музея Лариса Хохлова, и гудок - один из экспонатов. Лариса Борисовна подводит меня к стенду, и я убеждаюсь, что гудок можно не только увидеть, но и потрогать руками. На стенде красуется напоминающий снарядную гильзу механизм. При выпуске пара возникает звук, который мы теперь слышим каждое утро.
А впервые этот звук разнесся над Тверью еще в конце прошлого века, когда на сданной в аренду французскому акционерному обществу "Диль и Бакалан" земле были построены заводские корпуса "Верхневолжского общества железнодорожных материалов".
В дореволюционное время на заводе давали три гудка. Первый за два часа до начала смены будил рабочих. Одновременно со вторым гудком открывались заводские ворота, с третьим - табельщики начинали сверку номеров рабочих. В полдень свисток извещал людей об окончании дообеденной работы, а в 13.15 он вновь звал их к труду. По этому сигналу табельщики вторично сверяли номера рабочих. Вечерний сигнал извещал об окончании рабочего дня.
По словам Ларисы Борисовны, когда в начале двадцатого века на вагонном начались волнения, гудок также принимал участие в революционных событиях, созывая рабочих на митинги. А 1 октября 1925 года после длительного простоя гудок возвестил о снятии предприятия с консервации.
В 60-е годы заводские гудки стали умолкать по всему Советскому Союзу. Официально объясняли это тем, что города, разрастаясь, вобрали в себя заводы и заводские сигналы мешают гражданам отдыхать. По другой версии, после новочеркасской забастовки власти начали побаиваться рабочих и ликвидировали гудки как пролетарскую символику. Во всяком случае, пришел черед замолчать и свистку Калининского вагоностроительного.
В 1961-м последний гудок давал машинист питательных насосов и бойлерных установок Николай Бойков. Тогда гудок перекочевал на упомянутый в начале статьи стенд в заводском музее. Однако в "пятилетку пышных похорон" его забирали из музея и давали сигналы, возвещающие Калинину о кончине очередного генерального секретаря, после чего механизм возвращали на прежнее место.
Лишь в 1992 году гудок был вновь установлен на главный коллектор паровых котлов. Этим занимались механик котельного цеха Анатолий Капустин и слесари Ильин а Степанов.
Сейчас, по словам табельщицы котельного цеха Галины Пупковой, подача свистков осуществляется сменными мастерами. Мне удалось поговорить с подававшим гудки в минувший четверг мастером Олегом Егоровым. Олег Иванович пришел на завод после обучения в индустриальном техникуме в 1961 году. Совместно с бригадой из 14 человек он занимается вопросами отопления и снабжения производства паром. Подача свистков также входит в обязанности Егорова. Осуществляется свист путем поворота специального вентиля вручную. В этот момент через описанное вначале устройство, расположенное над крышей цеха, выходит пар, производя свист, который мы все и слышим. Через 30 секунд вентиль закрывается. Сигналы в наше время подаются трижды в сутки: в 7.00, 8.00 и 14.30.
По мнению Олега Ивановича, гудок, хранящийся в музее, звучал лучше нынешнего. Звук того гудка был слышен даже в Медном. Но почему-то он перестал функционировать, возможно, из-за замены трубы, через которую подается пар. Нынешний гудок уже 4-й по счету. Часто изнашиваются? Нет, стараются подобрать нужный звук.
Но, как бы там ни было, гудок существует, живет, а значит, живет завод, живет Тверь.
Адрес: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 45, тел. (4822) 55-92-10
Режим работы: по рабочим дням с 9.00 до 11.00 или с 14.00 до 16.00
Автор:Борис Гуров
Место на карте
Источник информации:
сайт Тверского еженедельника Караван+Я