• Авторизация


Тверская областная картинная галерея 03-04-2008 22:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[500x296]

Тверская областная картинная галерея - однин из старейших художественных музеев России. Ее художественная коллекция образовалась на основе собрания Тверского историко-археологического (позднее Тверского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного) музея более 130 лет тому назад. Тверской историко-археологический музей - один из первых общедоступных губернских музеев России - был открыт 9 августа 1866 года. Он был создан по инициативе губернского статистического комитета. Выдающаяся роль в его организации принадлежит видным краеведам: поэту-декабристу Ф. Н. Глинке, губернатору П. Р. Багратиону, городскому голове А. Ф. Головинскому, коллекционеру-ученому Н. И. Рубцову.

Большую роль в формировании и научном изучении коллекции сыграла Тверская губернская архивная комиссия, во главе ее стоял первый хранитель музея А. К. Жизневский. В 1937 году художественный отдел Тверского музея приобрел самостоятельность. Была организована областная картинная галерея. С 1962 года ее экспозиция размещается в Тверском императорском Путевом дворце - памятнике архитектуры XVIII -начала XIX века, построенном архитекторами П.Р. Никитиным М. Ф. Казаковым и перестроенном К. И. Росси.

Собрание галереи насчитывает более 17 000 единиц хранения.

В его состав входят коллекции живописи 14-20вв., графики 18-20вв., скульптуры 18-20вв., декоративно - прикладного искусства 18-20, мебели 18-20, материалы археологических раскопок.


Собрание русской живописи довольно полно и многообразно. Портреты царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, Марфы Ивановны Романовой, старицкого помещика Гаврилы Ивановича Давыдова, А.И.Паниной, представляют исторический и художественный интерес. Искусство середины 18 века представлено творчеством крупных мастеров, таких как А.П. Антропов и уроженец тверских земель М.Л.Колокольников, в произведениях которых воплотился национальный характер русской художественной культуры. В Тверской картинной галерее хранятся четыре произведения выдающегося портретиста Ф.С.Рокотова, воплотившего в камерных портретах гуманистические идеалы русского просветительства с его высоким представлением о назначении человека. Другой выдающийся портретист этого периода В.Л.Боровиковский был связан с Тверской губернией заказами, здесь проживали и многие его знакомые. Большинство из произведений Боровиковского поступило из тверских имений или церквей. Большой жизненностью привлекают портреты тверитянина П.С.Дрождина. О реалистических исканиях Е.Д.Камеженкова, бывшего крепостного тверского Архиерейского дома впоследствии первого из тверичей академика живописи свидетельствуют его произведения.Большой оригинальностью, своеобразием художественных решений привлекают портреты мастеров тверского края, работавших в уездных городках и самой Твери, среди них произведения Ф.И.Гаврилова, В.Черемисова, Н.Горячева, С.Ф.Крыжова. "Цеховые знаки", исполненные местными мастерами исторически правдиво изображающие сцены труда, обогащают представление об отечественном искусстве 18 века.

Русская живопись 19 века представлена бытовой картиной, пейзажем, портретом. В галерее хранится "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Перопавловской крепости" основоположника жанра русского городского пейзажа Ф.Я. Алексеева. К числу видных представителей русской пейзажной школы того времени относятся также С.Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев. Их картины "Сорренто" и "Закат в Риме" подкупают взволнованностью образов итальянской природы.

Школа А. Г. Венецианова вошла в историю русского изобразительного искусства как яркое реалистическое направление, ставшее уникальным явлением художественной жизни XIX века, сумевшее поднять искусство своего времени на новую ступень развития. Художники школы заложили основы реалистической жанровой и пейзажной живописи всего XIX века, их традиции не потеряли значения и в современном искусстве. Творчество А. Г. Венецианова представлено в галерее рядом произведений, среди них "Пастушок с дудкой" (1820-е годы ), в котором так органично соединяется образ крестьянского мальчика с образом русской природы.

Достойное место в коллекции занимают картины учеников А. Г. Венецианова. К числу первыхи любимых относится А. В. Тыранов, ставший впоследствии известным портретистом. Новая атрибуция картины "Мечтательница", считавшаяся ранним произведением О. А. Кипренского, позволила определить ее как работу кисти А. В. Тыранов "Девушка, опершаяся на руку" (1827). Образ девушки по своей трактовке близок "Автопортрету" А. В. Тыранов. Глубоко национальным в истории отечественного искусства является творчество Г. В. Сороки -художника яркого самобытного дарования. Поэтический дар этого ученика А. Г. Венецианова из крепостных проявился как в портрете, так и в пейзаже, большинство его полотен было создано на тверской земле. Одним из лучших в творчестве мастера по праву считается пейзаж из собрания галереи "Вид в имении Спасское Тамбовской губернии". Картина другого талантливого ученика Венецианова Л. К. Плахова "Столярная мастерская Академии художеств" соединяет в себе все типичные черты школы: искренность в создании образов людей простого сословия, естественность в передаче жизненной сценки, скрупулезность в изображении деталей интерьера. Среди учеников Венецианова известны такжеН. С. Крылов, С. К. Зарянко. В традициях школы Венецианова написана картина И. А. Клюквина "У товарища за самоваром. В Петергофе".

Произведения провинциальных мастеров, в большинстве неизвестных, составляют особую часть коллекции Тверской областной картинной галереи. Одним из лучших художников портретистов является Я. М. Колокольников-Воронин из рода художников Колокольниковых г. Осташкова. Обращает на себя внимание "Автопортрет с женой Степанидой Семеновной и сыном Александром, будущим художником". Картины Колокольникова-Воронина - заметное явление в истории изобразительного искусства края. Знаменитый русский художник В. А. Тропинин в своем творчестве неоднократно обращается к созданию образов людей, близких ему по духу. Таков "Портрет итальянского художника Джузеппе Коломбо Артари" (1830-е годы) , написанный в московский период творчества живописца. Перед нами яркий одухотворенный образ итальянского художника, будущего участника восстания Гарибальди. Насыщенная гамма синего и красного создает сложное психологическое настроение. Портрет друга, борца за свободу и независимость Италии, был для Тропинина отражением собственного мировоззрения.

Творчество И. К. Айвазовского представлено в собрании галереи 6-ю полотнами. Среди них "Часовня на берегу моря" (1847), "Венеция"(1844), "Вид Вико близ Неаполя" (1855) и др.

Живопись художников-передвижников представлена творчеством В. Е. Маковского и А. И. Корзухина. В их произведениях образы людей различных сословий переданы с большой убедительностью. "Портрет матери", созданный П. П. Чистяковым, уроженцем Тверской губернии, отличает строгая цветовая гамма, любовное отношение к модели. Стремление Чистякова следовать натуре впоследствии позволило ему создать собственную педагогическую систему, стать выдающимся педагогом XIX века. Один из его учеников, знаменитый В. И. Суриков , в своем творчестве всегда опирался на глубокое изучение жизни. Подтверждение тому многочисленные этюды к его историческим картинам. В галерее хранятся прекрасный этюд к картине "Утро стрелецкой казни" и этюд к неосуществленному произведению об Емельяне Пугачеве. Творчество другого выдающегося русского живописца И. Е. Репина представлено портретами, среди них самобытен "Мужской портрет" (1908).

Искусство передвижников-пейзажистов, утверждавших национальные темы в русском пейзаже, представлено работами И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, А. И. Куинджи. Особенно следует отметить в собрании произведения И. И. Левитана. Кроме проникновенных пейзажей привлекает внимание "Портрет Н. П. Панафидина" (1891), напоминающий о пребывании И. И. Левитана в тверском крае. И. И. Левитан и многие другие выдающиеся художники работали также в окрестностях озера Удомля. Именно там написаны многочисленные поэтические произведения С. Ю. Жуковского. Определенным художественным центром в тех краях стала дача "Чайка" известного пейзажиста В. К. Бялыницкого-Бирули. Там после Октябрьской революции была создана художественная школа для народа, где преподавали В. К. Бялыницкий-Бируля, Н. П. Богданов-Бельский, А. В. Моравов, А. С. Степанов и другие. Их произведения полны искренности, отличаются богатством живописных исканий. Прекрасно характеризуют живопись своего времени полотна К. А. Коровина "Вечер", Е. Е. Лансере "Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего дворца в ночь на 25 ноября 1741 года", П. И. Келина "Портрет жены художника". В последние годы значительно пополнилась коллекция русской живописи произведениями И. Ф. Хруцкого "Фрукты", И. И. Машкова "Натюрморт", С. Ю. Судейкина "Аллегорическая сценка", Б. М. Кустодиева "Портрет молодого человека", Н. П. Богданова-Бельского "Дети, читающие при свете керосиновой лампы" и многими другими.

В основу коллекции советской живописи были положены произведения А. М. Герасимова, А. А. Дейнеки, Б. В. Иогансона, Л. Н. Крылова, Е. Е. Лансере, С. В. Рянгиной, Л. Л. Соколова-Скаля. Тогда же галерея приняла как принцип комплектования коллекции ее пополнение не только из государственных хранилищ искусства, но также из частных собраний, из мастерских художников. Период становления социалистического реализма в советском искусстве представлен произведениями художников разных творческих направлений. Особенно широко собраны работы живописцев, входивших в Ассоциацию художников революционной России. Галереей скомплектована замечательная коллекция произведений .А. В. Мор авова. А. В. Моравов, отталкиваясь от частного эпизода, создает точные и выразительные образы. Художественные поиски образа времени отражены в работах К. Ф. Юона "Люди будущего", С. М. Карпова "Стройка", Д. Л. Штеренберга "Рабочий. Комсомолец. Ткач", портретах С. В. Малютина, С. В. Герасимова, пейзажах Н. Л. Крымова, Л. Л. Машкова, В. В. Рождественского, В. Д. Поленова, В. А. Бартоломея, М. К. Соколова, работавших в Твери в 1920-е годы. В это же время жил и работал в г. Весьегонске Тверской губернии С. Я. Шлейфер - первый учитель Владимира Серова.

Интересен раздел, представляющий искусство первых пятилеток. Среди них произведения А. А. Дейнеки Б. В. Иогансона, А. Ф. Пахомова,Л. Я. Караченцова. Портретную галерею довоенного периода завершают работы Р. Р. Фалька "Автопортрет с шарфом", В. Г. Одинцова "Девушка белом берете". Этот раздел характеризуется так же прекрасно подобранной коллекцией пейзажа в котором представлены полотна А. В. Kуприна А. А. Лентулова, М. В. Нестерова, А. А. Осмеркина, А. А. Рылова, Г. Г. Ряжского.

Подлинной жемчужиной галереи можно назвать картину "Первый снег" А. А. Пластова. Стилистические черты искусства рубежа 1940-1950-x годов представляют пейзаж "Яхты" Г. Г. Нисского, написанный на канале Москва - Волга, захватывающий живописной феерией "Букет в золотой вазе" С. В. Герасима] почти аскетичный "Портрет матери" В. А. Серова чуть грустная "Тихая заводь" тверского живописца К. С. Первухина.

Разнообразна коллекция произведений, характеризующих художественные поиски последних десятилетий. Элегичная "Поздняя осень" Е. И. Зверькова и полнокровная картина "Галич. Уха" В. Ф. Стожарова - полотна, столь непохожие между собою, напоминают нам о "географических открытиях" советского пейзажа 1960-х годов.

Пленяющая красотой мотива пастель А. М. Грицая "Вечер на Мсте" создана на "Академической даче" под г. Вышним Волочком в Тверской области. Эта работа входит в обширную коллекцию произведений живописцев, работающих в старейшем Доме творчества художников, расположенном в краю, который нередко называют краем вдохновения. Собрание произведений, созданных на так называемой "Академичке", позволяет проследить одну из традиций русского реалистичестичего искусства, сложившуюся в этих местах и восходящую к творчеству А. Г. Венецианова и художников его круга. Одним из программных в коллекции стало широкоизвестное полотно Ю. П. Кугача "В субботу", повествующее о добре, взаимопонимании и счастье бытия. Яркий пример творчества В. И. Гаврилова-его темпераментное, не лишенное нот драматизма произведение "Последние ва сильки", завершившее творческий путь художника. Мироощущение братьев А. П. и С. П. Ткачевых в передано в картине "На просторах Подмосковья". "Березовый ветер" В. М. Сидорова, как и большинство его лирико-философских новелл о человеке и земле, родилось в этих краях. Размышлениями о судьбах деревни проникнута небольшая картина В. Н. Телина "Дом опустел". Натюрморты В. Ф. Шумилова - рас сказ о неповторимой красоте национальных обычаев. Лучшие традиции русского лирического пейзажа продолжены Н. Л. Федосовым в "Тихой весне".

В галерее скомплектовано значительное количество произвелений лучших тверских художников К. С. Первухина, В. Ф. Шумилова, Н. А. Комиссарова, В. И. Волкова, А. Ф. Дубова, Н. В. Дочкина.

Коллекция "Академической дачи" не исчерпывает представительства современной живописи в галерее. Здесь хранятся полотна многих известных мастеров, среди которых Е. Е. Моисеенко, Д. Д. Жилинский и другие.

Собрание графики и гравюры самое многочисленное из фондов галереи(более 6 000 ед. хранения). Хронологические рамки коллекции - 18 - 20 вв. О качественном уровне коллекции свидельствует наличие произведений таких художников 18 - первой половины 19 вв. как Кипренский О.А., Орловский А.О., Толстой Ф.П., Венецианов А.Г., Айвазовский И.К. Большой интерес представляют гравюры Зубова А.Ф. и Уткина Н.И. 2 -я половина 19 - начало 20 вв. представлены работами Репина И.Е., Сурикова В.И., Шишкина И.И., Врубеля М.А., Серова В.А., ПетроваВодкина С.С., Кустодиева Б.М., ГоловинаА.Я., Коровина К.А., Судейкина С.Ю., Александра Бенуа. Искусство графики в советский период характеризуется работами Соколова М.К., Самохвалова А.Н., Пахомова А.Ф., Васнецова Ю.А., Сафроновой А.Ф., Дейнеки А.А., Фаворского В.А., Симонович-Ефимовой Н.Я., Захарова Г.Ф., Горяева В.Н., Голицына И.В. и многих многих других. Запдноевропейская коллекция гравюры представлена именами Рембрандта, Пиранези, Мадам Помпадур.

Коллекция древнерусского искусства Тверской областной картинной галереи включает в себя иконы Тверской школы живописи к.15 - 17 вв. Симона Ушакова и Григория Зиновьева, Никифора Хомутова, В.Л.Боровиковского и Г.Сороки. Особый интерес представляют тверские фрески, связанные с оригинальным памятником тверского зодчества - церковью Рождества Богородицы Вертязина городка (ныне село Городня Конаковского района)15 века и Вознесенским собором Оршина монастыря (1567г.) близ Твери. Введенные в научный оборот после реставрации, они подтверждают значимость для Тверской живописи традиций ВладимироСуздальской Руси.

Поистине уникальны чиновые иконы из Тверского кафедрального Собора Спаса Преображения, написанные, вероятно, в мастерских Оружейной Палаты Московского Кремля в 1690-е годы, поражающие тончайшей проработкой деталей на фоне колоссальных размеров (высота икон более 3 метров).
Краткая справка по коллекции.

Частью собрания являются так называемые "крестьянские письма тверских карел"- иконы, широко бытовавшие в северо-восточных районах области в 18- н.20 вв.

В 1960-е -1970-е годы коллекция пополнилась резными царскими вратами, деревянной храмовой скульптурой, образцами русской медной пластики и другими культовыми предметами. Одно из направлений комплектования фонда древне-русского искусства - собирательство образов местно чтимых святых.

Коллекция скульптуры галереи начала складываться в 19 веке. Два деревянных раскрашенных горельефа по картинам И.А.Акимова "Крестьянская свадьба" работы неизвестного скульптора к.18 - н.19 вв. положили начало собранию. Уникальны, поступившие в 1923 г. восковые горельефы 1808-1809 гг. Ф.П.Толстого. 19 век в коллекции представлен работами Эстеррейха И.Г. "Портрет графа П.В.Завадовского", Мартоса И.П. "Вера", Витали И.П. "Портрет А.С.Пушкина", Климчеко К.М. "Портрет С.В.Гурко", "Портрет Т.А.Гурко, рожд. Корф", кон. 19-нач.20 вв. работами Лансере Е.А. "Сокольничий", "Опричник", Антокольского М.М. "Мефистофель", "Нестор-летописец", Врубеля М.А. "Египтянка", "Голова львицы", Трубецкого П.П. "Скрипач", Гинцбурга И.Я. "Фон-Мекк", Голубкиной А.С. "Портрет Н.Я.Симонович-Ефимовой", "Итальянский мальчик" и др. В собрании находится небольшая коллекция западно-европейской скульптуры 18-19 вв. ( Клодион К.М., А.Канова, Лаццерини А .,Моро-Вотье, ФальгиерЖ-А-Ж). В собрании находится значительная коллекция произведений русского искусства 20-70 гг., среди них работы В.И.Мухиной, И.Д.Шадра, В.Н. Домогацкого, Б.Д.Королева, О.К.Комова. Особая часть собрания- коллекция произведений монументального искусства (Б.В.Лавров, Б.Д.Королев, А.А.Дейнека) В последнее десятилетие постепенно формируется коллекция современной скульптуры отечественных и зарубежных авторов.

Cобрание русского фаянса и фарфора Тверской картинной галереи 18 - н. 20 вв. дает достаточно полную картину развития фарфорового дела в России, историю его возникновения и становления национальных художественных особенностей. Произведения, выполненные в разное время на крупнейших российских заводах, таких как Императорский фарфоровый завод, заводы Гарднера, Попова, Батенина, Ауэрбаха-Кузнецова, а так же на менее известных фабриках - братьев Авечкиных, Кудиновых, Жадина, составляют основу коллекции.

Фонд декоративно-прикладного искусства галереи располагает значительным количеством изделий завода Ауэрбаха-Кузнецова (б.Корчевской уезд Тверской губернии). Ныне это Конаковский фаянсовый завод. Авторские образцы предприятия продолжают пополнять коллекцию галереи. С заводом связано творчество таких известных мастеров как Подрябинников Т.З., Филянская В.Г., Коковихин Н.А., Шинкаренко В.П., произведения которых хранятся в Тверской областной картинной галерее.

Производство художественного стекла на территории Тверского края основано в 18 веке. С 19 в. наиболее известен завод Болотиных (ныне завод "Красный май"), специализирующийся на изготовлении сульфидного. В галерее хранятся болотинские абажуры для ламп, церковная утварь, посуда. В современном производстве использовалась гутная техника, техника свободного выдувания в форму, лепка с различными цветовыми эффектами. Выставочные образцы художников красномайского стекольного завода Бескинской С.М., Силко А.М., Шевченко В.Я., Кучинской Л.А., Коноплева С.А., Новикова А.И., Хролова В.Г. и других находятся в собрании галереи этапно характеризуя развитие художественного стекла.

В 1976 году на тверском стекольном заводе создан участок цветного стекла и налажена варка сульфидно-цинкового стекла. Основная техника производства изделий - стеклодувная. На этом предприятии сложились как профессионалы высокого класса И.М.Маршумова, М.М.Маршумов, О.Г.Носов, Н.И.Павлуцкая, Н.И.Андреева. Б.В.Федоров, Н.В.Эверт. Их работы хорошо известны как в России, так и за рубежом и достойно входят в собрание галереи.

Коллекция зарубежного фарфора немногочисленна, но тем не менее позволяет судить о великолепном мастерстве западноевропейских китайских и японских мастеров.

Гордостью коллекции мебели является часть дворцового гарнитура, изготовленного по рисункам К.Росси в мебельных мастерских Гроссе. Изящная, белого цвета с обильным золочением и маскаронами, она украшает экспозицию галереи. Французская инкрустированная мебель 18в., предметы дворцового убранства 19 в. наиболее часто экспонируются на выставках

Сегодня ,в связи с реставрацией дворца, для посетителей открыты 5 залов, в которых располагается экспозиция галереи. Собрание галереи включает в себя русскую и западноевропейскую живопись, скульптуру, декоравтивно-прикладное искусство 18-20 вв., произведения иконописи 14-20 вв. , тверские фрески 15 века, материалы археологических раскопок.


Информация с сайта: http://www.gallery.tversu.ru/frames.phtml?text=gallery
Фото с сайта: http://www.museum.ru/imgB.asp?692
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Dead__Romance 03-04-2008-22:07 удалить
Адрес: 170640, Тверская область, г. Тверь-ГСП, ул. Советская, 3
Режим работы: Ежедневно c 11.00 до 18.00, кроме понедельника и вторника


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тверская областная картинная галерея | Путеводитель_по_Твери - Дневник Путеводитель_по_Твери | Лента друзей Путеводитель_по_Твери / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»