[500x375]
Владимир — такой обыкновенный, привычный людям, живущим в нем; попираемый ногами и произволом — вовсе не такой обыкновенный и простой. Десятилетия градостроительного бессилия не смогли остановить его живое сердце — то духовное начало, которое неуловимо присутствует в нем.
Владимир возник и оформился в то время, когда Русь приобщилась к христианству — религии любви и благодати. Смутная языческая душа озарилась светом. Этим светом объят русский средневековый город. "Упорядоченное и замкнутое внутреннее пространство города, организованное вокруг холмов, отгороженное стенами от хаотических просторов степи... место княжеского суда, средоточие веры и учености — пространство являло свежему взгляду молодого народа явственный образ дома Премудрости, обособленного от "тьмы внешней". Город соотнесен для средневекового человека с храмом, храм — как бы средоточие города, и оба суть образы одного и того же идеала — "Небесного Иерусалима" (С.Аверинцев).
Таков Владимир. Городу — тысяча лет.
Невозможно счесть, сколько поколений, живших прежде нас, вместила его память и его земля. Вот эта земля, по которой мы так бездумно и непочтительно ступаем, и есть прах многих и многих отшедших поколений. По такой земле надо бы ходить босиком. Это о ней сказано: "Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая".
Вот здесь, на этом холме основал город Киевский князь Владимир Святославич. Было это в 990 или 992 году, вскоре после крещения киевского народа в Днепре. "Евангельский же источник наводнився и всю землю покрыв, и до нас разлияся" (Митрополит Иларион, XI век). И наш город упоминается в летописях впервые в связи с крещением его людей. В летописях сказано еще о другом князе Владимире-Мономахе, который спустя столетие заново построил город — не основал его, а укрепил. Христиане, заложившие и строившие город, сумели создать жизненное пространство, в котором сам город, и его структуры, и вся его окрестность стали продолжением храма; пространство священное, благодатное, осмысленное и одухотворенное, пространство обитания человеческой личности, понятой как образ Божий. "Днесь светло красуется славнейший град Владимир..." Так начинается тропарь праздника иконы Владимирской Божьей Матери. Князь Андрей Боголюбский привез ее сюда в середине XII века, и ее заступничество сохраняло город "от всех навет вражиих". Князь Андрей дерзко замыслил построить новую столицу Руси. "Да будет сей град великое княжение и глава всем". И город украсили белокаменные церкви, и Золотые ворота, и сам он стал прекрасен и вечен, как храм, а каждый живущий в нем — как священник и молитвенник в этом храме. Потому и сквозь многие века, и до сего дня как будто осеняет его своими крылами Святой Дух. "Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою!" (Митрополит Иларион, XI век). При строительстве городов на Руси всегда совершался специальный чин "основания града", и в молитве просили у Бога: "Низпосли благословение Твое небесное на основание града сего, призримилостиво на место сие, огради его силою Твоею и остени его Твоим Божественным промыслом". Владимир — как образ праведника из Нагорной проповеди: "Не может град укрытися, верху горы стоя, ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть". Именно таким кажется Владимир с юга; южная его панорама особенно возвышенна и пленительна.
информация
http://old-vladimir.ru/2007-09-03/gorod-na-xolmax/#more-30
фото
http://www.virtvladimir.ru/0/_upload/fpics_center_big.jpg
Место на карте