• Авторизация


Посёлок Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь 21-05-2008 13:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!



[699x412]
Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп.Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин),будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов),написавший здесь "Сад во время зимы".

Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь,относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду) и были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.

И пока бились за землю русскую князья и бояре то с татарами, то с литвою, в дебрях лесов, невидимые миру, совершали свой безмолвный подвиг пустынники, молясь за всех и за вся. По преданию, пустынь на сем месте существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.

Вот как описана пустынь в небольшой книжке о ней, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".

После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий". Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. "Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.

Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена.Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт.Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.

После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери.Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

Вернуться монахам в Площанскую пустынь было дано лишь в 1994 году. Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора,остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Прежде цветущая обитель встретила их печальными руинами. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Ожила наконец-то Площанская красавица-колокольня, пострадавшая в лихолетье большевистских гонений, звон которой в былые годы был слышен при благовесте даже в городе Севске, расположенном за 70 километров от обители.

Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами,огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов появился свой мед, которым они охотно делились с приезжающими паломниками.

В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус, тогда как в другой части здания проходил учебный процесс. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие.В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера.

В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. Не все выдерживали строгий внутренний распорядок и послушания, и потому некоторые уходили. Оставались самые твердые верой. Службы в монастыре гораздо продолжительнее мирских богослужений и проходят обычно три раза в сутки: утром, вечером и ночью (полунощница). До обеда и после него послушания (работы по хозяйству), а вечером изучение Священного Писания и духовных книг. Без благословения настоятеля никто не в праве оставить место послушания или покинуть территорию монастыря. В наши последние времена мало кто способен следовать такому режиму жизни, но несмотря на это в обители проживает около 40 человек братии, из которых 14 иеромонахов, один игумен и архимандрит. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В1999 году был отстроен дом казначея, и началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году - южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.

В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами.

В апреле 2002 года произошло радостное событие - поднятие из под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.

Святыни обители : Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца, иеромонаха Василия (Кишкина).

Праздники обители : 8/21 июля, 22/4 ноября - Казанской иконы Божией Матери,6/19 декабря, 9/22 мая - святителя и чудотворца Николая, День Св.Духа

Настоятель - архимандрит Сергий (Булатников).

Братия монастыря с глубокой признательностью примет посильную помощь от всех, кому дорога вера наших предков, наша история и культура.

ИНН 3206002945, р/с 40703810208130101026 в Брянском ОСБ № 8605 г. Брянск к/с 30101810400000000601 БИК 041501601

Текст и фото(Павел) http://sobory.ru/article/index.html?object=01116

Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Darbka 21-05-2008-14:00 удалить
Возрождение и дальнейшее благосостояние Площанской обители связано с историей царствования династии Романовых — благотворителей пустыни и ее ближайших соседей.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Посёлок Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь | Путеводитель_по_Брянску - Дневник Путеводитель_по_Брянску | Лента друзей Путеводитель_по_Брянску / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»