[700x525]
Вообще-то наш брянский житель предпочитает летний отдых в объятиях девственной природы.
Городские парки, считает эта походная часть населения, - для избалованной публики, которая любит когда деревья - под боком, огорожены и ухожены, а кусты - подстрижены.
Парк в городе - возвращение долга дикой природе. От кирпичных благоустроенных клеток, от бетонного плена тянет нас к живым деревьям, как будто они помнят что-то такое, о чем мы успели забыть. Поэтому все три муниципальных городских парка и два ведомственных всегда многолюдны, особенно в теплое время года.
Это, так сказать, простая зеленая арифметика. А если говорить о высшей материи, то в Брянске есть парк, который больше чем парк. Не по площади, он всего 3 гектара занимает, а по замыслу и оригинальности. Парк можно листать как книгу, переходя от одной деревянной скульптуры к другой. У каждой - своя легенда.
Этот городской парк-музей имени А.К.Толстого создал по своему образу и подобию человек с душой садовника, поэта и сказочника - Валентин Давыдович Динабургский. Всех гостей города, иностранцев первым делом сюда ведут.
В пятидесятые здесь было все, как у людей - бетонно-гипсовые инвалиды сопровождали культурный отдых трудящихся - девушка с веслом и торчащей арматурой, однорукий пионер, однорогий олень. А потом в парк директором пришел поэт. И решил усохшим деревьям вторую жизнь дать. Так появились старик-сказочник, Десняночка, Емеля, князь Роман Брянский, Акула и Пересвет, Брянская Мадонна, хоровод работных людей - семеро мужичков - хлебопашец с хлебопеком, стеклодув, кузнец-молодец, портняжка... О каждом из них у Валентина Давыдовича своя история сочинена. И про занятный фонтан в центре парка под названием "Чертова мельница" - тоже. Поскольку скульптуры недолговечны, их время от времени обновляют. Самый последний Сказочник в окружении детворы не случайно сильно смахивает на Динабургского.
В жизни было все не так благостно, как теперь рассказывают проспекты и путеводители. "Деревянные истуканы" своим языческим видом нарушали привычные каноны наглядной агитации и пропаганды. Не звали на труд и на подвиг. Сколь дипломатичный, столь и настырный директор не сразу, но все же убедил местное начальство. Парк заметили за пределами Брянщины.
"Широкому распространению деревянной парковой скульптуры в нашей стране во многом послужил опыт Брянска", - писали специалисты по ландшафтному дизайну. В фундаментальной монографии "Парки мира" брянскому парку в числе наиболее примечательных четырехсот парков планеты отведено почетное место между изысканным японским парком деревянных скульптур среди сакуры Никко и живописным шведским парком в пригороде Стокгольма. Диплом Всесоюзного смотра парков и восемь медалей ВДНХ, в том числе одна золотая и две серебряные - это былые заслуги. А сегодня? Сегодня парк выживает, как может, в условиях всесильного рынка. В последние годы все меньше тут благоговейной тишины. Все больше обычной суеты. И все труднее сохранить парку свое неповторимое лицо.
Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
Сам Алексей Константинович встречает у входа, задумавшись. Он единственный - из бронзы. Все остальные скульптуры - их более тридцати - из дерева, включая Козьму Пруткова. Директор пробирной палаты по замыслу должен был открывать галерею героев А.К.Толстого. Но пока в гордом одиночестве призывает "зрить в корень".
Как театр - с вешалки, парк с туалета начинается. Это укромное заведение так же определяет уровень цивилизованности, как и ландшафтный дизайн. Долгое время с этим в брянском парке была просто беда. Сейчас он наконец-то строится. Сегодня это главный и едва ли не самый дорогостоящий объект. Он обойдется в 700 тысяч рублей. Денег таких в городском бюджете нет. "Стройку века" финансируют владельцы частных летних кафе, уже перечисливших парку около полумиллиона рублей. Кроме того, частники, арендующие торговые площади, оплачивают вечернее освещение парка, работу шести дворников и вывоз мусора - около 15 тысяч рублей ежемесячно, дежурных у ворот. Плюс раз в месяц каждое кафе оплачивает одно культурно-массовое мероприятие.
В прошлом сезоне в парке было восемь питейных точек. После возмущения общественности их число сократилось вдвое. От шумных электромобилей из детского аттракциона, приносивших немалый доход, тоже пришлось отказаться под нажимом той же общественности. Оптимальная модель выживания парка отрабатывается методом проб и ошибок.
Одного яйца дважды не высидишь!
Нынешний директор парка Вадим Ильин считает, что сегодня у него под началом столкнулись две стихии - тихий музей и разгульная развлекаловка. Но что делать, если вторая дает жизнь первой. Именно шумные аттракционы, даже устаревшие - основная статья дохода: около 400 тысяч рублей в год. Для сравнения - к открытию сезона парку из городского бюджета выделено на все про все 150 тысяч рублей. А приличный новый аттракцион стоит вместе с установкой не менее полутора миллионов рублей.
Директорское кресло в парке Ильин принял вместе с 80-миллионным долгом в неденоминированных рублях. За два года долг удалось погасить. Сегодня задачу свою директор видит в том, чтобы по возможности совместить несовместимое. И в любом случае не превратить уникальный музей в заурядную площадку для аттракционов и дискотеки.
Музейный статус парка - лишь звание, никак финансово из бюджета не подкрепленное. Благодаря предприимчивому хозяйствованию парк становится на ноги. Впервые за последние годы есть возможность оформить на ставку дендролога-садовника, профессионально следить за деревьями и кустарником, заняться клумбами, которых в парке явно недостает. Усилить охрану.
И скульптуры удается реставрировать пока только за свой счет. А они уже требуют незамедлительного обновления. Из семи фигур работных людей одну недавно заменили. Сейчас принимаются за фонтан "Чертова мельница". Это еще около 70 тысяч рублей. На очереди - остальные.
- Во всем мире парковая индустрия - дело прибыльное, - говорят в областном управлении культуры. - Наши же парки пока не могут без дотаций. И потому для Брянщины ценен опыт парка-музея А.К.Толстого, который практически сам себя содержит. Ведь никакой целевой программы сохранения и развития парков в области нет, как нет в областном бюджете статьи расходов на парки, а если и есть небольшая подпитка, то лишь из местных муниципальных средств.
Очень надеялись в парке Толстого на федеральную программу Министерства культуры РФ, где на реставрацию парковых скульптур было предусмотрено около 400 тысяч рублей. Но ее так и не утвердили.
текст
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/ar...rubric_id=1000115&pub_id=52603
фото
http://www.zastavkin.com/wallpapers/displayimage.php?album=17&pos=103
Место на карте