
[700x525]
Молодому советскому государству достались: мелеющая река, жалкие
остатки флота, разрушенное портовое хозяйство. Для предотвращения
катастрофических последствий требовалось преобразовать Волжскую систему.
Для этого еще в предвоенное время был задуман и разработан план превращения
Волги в каскад плотин, водохранилищ и сооружения на ней новых каналов.
Сбылись пророческие слова поэта К.А. Некрасов:
Иных времен, иных картин
Предвижу я начало…
Освобожденный от оков
Народ неумолимый
Созреет, густо населит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит,
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою.
Над созданием этого грандиозного плана трудилась большая группа учёных
и инженеров. План этот получил стратегическое название «Большая Волга». Он
носил комплексный характер. Это означает, что при его разработке были
учтены и предусмотрены нужды судоходства, орошения, энергетики,
водоснабжения и многое другое. По проекту Волга должна была превратиться в
широкую водную магистраль, соединиться с северными и южными морями, стать
мощной фабрикой электрической энергии и часть своих вод направить для
орошения в засушливые районы. Проект «Большая Волга» стал претворяться в
жизнь с того момента, когда приступили к строительству канала имени Москвы.
Строился канал с 1932 по 1937 гг. Нужно было сразу решить две важные
проблемы: сделать столицу большим речным портом и дать ей вдосталь свежей
питьевой воды. Длина его 128 км. Вода пятью насосными станциями поднимается
на 40 метров на Волжско-Московский водораздел, а далее следует самотеком.
На этой «рукотворной реке» возведено около 200 сооружений: 10 платин,
11 шлюзов, десятки мостов. Построено 8 ГЭС. Многие сооружения украшены
барельефами, статуями, фресками. Когда плывешь по каналу, кажется, что ты
попал в музей монументальной скульптуры. Движение по каналу никогда не
замирает.
Иваньковский гидроузел — головное сооружение канала. У селения
Иваньково Волгу перекрыли плотиной и заставили разлиться по пойме. Здесь
возникло Московское море, а река стала вращать турбины Иваньковской ГЭС.
Весть о том, что русские впервые в истории остановили и заставили работать
на себя величайшую реку Европы, облетела весь мир. Мощность ГЭС была
скромной, всего 30 тыс. кВт.
Позднее ниже Иванькова началось сооружение Угличского и Рыбинского
гидроузлов. Угличская ГЭС мощностью 110 тыс. кВт была построена в 1940 г.,
а первая очередь Рыбинской ГЭС — в 1941 году. Верхневолжские ГЭС в тяжелую
военную зиму (1941-1942 гг.) подавали до 3,5 млрд. кВт-час. электроэнергии.
Рыбинское «море» в то время было самым большим искусственным водоемом в
мире.
Верхняя Волга на протяжении 1300 км стала подвластна человеку.
Налилась новой силой центральная энергосистема, глубокосидящие астраханские
речные корабли дошли до Москвы.
В 50-е годы на Волге завершено строительство Рыбинской ГЭС. В 1956
году закончено строительство Горьковской ГЭС (Нижегородской).
В начале Самарской Луки выше г. Самары в 1950 году начались работы на
Волге у Жигулей по сооружению Самарской ГЭС. Через 8 лет работы были
закончены, возникла Волжская ГЭС им. Ленина (Самарская) мощностью в 2,3
млн. кВт. Это мощное сооружение. Здание Самарской ГЭС «Дворец
электричества» длиннее здания Адмиралтейства в Петербурге (оно считалось
самым длинным в СССР).
Через каждую турбину течет река примерно равная Оке, а Куйбышевское
водохранилище занимает около 6 тыс. км2. В целом была проделана
титаническая работа. Нужно было подвести ж/д пути, навесить над Волгой
канатные дороги, разбить поселки, вогнать в дно реки стальной забор,
углубиться за ним экскаваторами на много ниже русла, уложить гору бетона,
намыть вал земли поперек всей реки и по её гребню пустить автомобили и
поезда, поднять Волгу на 25-26 метров, устроить шлюзы и смонтировать
агрегаты — ростом каждый с 8-и этажный дом, протянуть стену плотины в 5 км
длиной. Помощь шла отовсюду: автоматические бетонные заводы из Москвы,
многоковшовые электрические экскаваторы из Киева, автомобили-самосвалы из
Минска, турбины из Ленинграда.
В 1951-62 гг. сооружается Волгоградский гидроузел с Волгоградской ГЭС
мощностью 2,5 млн. кВт. Волгоградское и Куйбышевское водохранилища орошают
более 2 тыс. га плодородных засушливых земель.
В эти же годы построена первая ГЭС на Каме, недалеко от города Перми —
Камская ГЭС с оригинальной конструкцией (совмещает водосливную плотину и
здание ГЭС), чем достигается экономия в стоимости бетонных сооружений.
Затем строятся Волжская ГЭС мощностью в 1 млн. кВт и Нижнекамская ГЭС.
С 1967 г. начали давать ток первые агрегаты Саратовской ГЭС. Пуск
Чебоксарской ГЭС практически завершил строительство Волжско-камского
каскада. Весь комплекс сооружений на Волге получил название «Великий
Волжский Каскад». Волжско-Камский каскад ГЭС образовал систему водохранилищ
(от Костромы до Волгограда), которая позволяет перераспределить сток воды
по временам года в соответствии с требованиями народного хозяйства и
орошать засушливые земли Среднего и Нижнего Поволжья (более 2 млн. га, что
составляет около половины всех орошаемых земель России).
Волга снабжает водой тысячи предприятий и десятки городских поселений,
расположенных на её берегах.
Волжские и Камские ГЭС позволяют экономить ежегодно до 25-30 млн. тонн
угля. Кроме того ГЭС выполняет функции регулирования графика нагрузки
энергосистем. Себестоимость энергии от ГЭС в 4-5 раз ниже себестоимости
электроэнергии ТЭЦ в районах Поволжья и Центра.
Создание каскада ГЭС улучшило судоходные условия: образовался
глубоководный путь с едиными гарантированными глубинами (3,65 м) на
протяжении 3000 км на Волге и 1200 км на Каме, что снизило себестоимость
перевозок по Волжскому бассейну в 2-3 раза по сравнению с другими
внутренними водными путями и в 2-3 раза по сравнению с прилегающими
железными дорогами.
Но в преобразовании Волги имели место и отрицательные моменты. Во имя
получения большого количества электроэнергии шли на затопление земель на
больших площадях. Под водой оказались два млн. га земель, тысячи деревень и
даже некоторые города. После строительства плотин ГЭС снизилось
рыбохозяйственное значение Волги за счет ухудшения качества воды
(промышленные стоки) и затруднения хода рыбам на нерест.
информация
Фото
Место на карте