
[699x207]
В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки.
По разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием медовым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Оба эти варианта представляют интерес, но, вероятно, первый из них заслуживает большего доверия.
И само село, и место его расположения имеют древнюю и богатую историю. По предположению археологов, здесь, на берегу Оскола, еще в 1-м тысячелетии донашей эры было укрепленное поселение первобытных людей. К сожалению, об этом древнейшем поселении, относящимся к периоду железного века, нам практически ничего не известно.
Зато о находившемся здесь древнерусском поселении XI-XII веков - Холковском городище - мы знаем намного больше.
В свое время (в XI - начале XIII века) они представляли собой неприступные сооружения, выполненные в лучших традициях древнерусского оборонного зодчества.
На вал эпохи раннего железного века, который был перекрыт слоем глины, поставлены деревянные срубы, заполненные землей, а впереди выдолблен в меловой материковой скале ров глубиной около 4 метров, шириной 7-8 метров.
Жителями городища Холки были не только древние русичи, но и потомки алано-болгар. Об этом говорят юртообразные постройки с открытыми очагами, нехарактерные для древнерусского населения. И в керамике присутствуют алано-болгарские признаки: в форме горшков, в составе глиняного теста, орнаментации. Уместно вспомнить сообщение летописи о том, что после одного из удачных походов на половцев в район Северского Донца в 1116 году князь Ярополк Владимирович (сын Владимира Мономаха) взял здесь жену из ясов (алан) "красну вельми". Значит жили тут аланы в XII веке.
У городища Холки нет посада - неотъемлемого элемента многих древнерусских городков. Воины с семьями - выходцы из Руси и потомки алано-болгар, несшие сторожевую службу - все жили в крепости. Занимались они рыболовством, мелкими ремеслами, включая ювелирное.
Вряд ли были широко развиты земледелие и животноводство, так как они требовали длительного пребывания за пределами крепости, что весьма затруднительно при постоянной угрозе половецких набегов. Даже умерших хоронили в крепости, на северном склоне мыса.
По предположению ряда историков и археологов, с Холками связана одна из героических страниц древнерусской истории - поход князя Игоря Святославича на борьбу с половцами. Этот поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы - "Слово о полку Игореве". Неизвестный, но безусловно талантливый автор бессмертного произведения, который по утверждению многих исследователей, являлся современником и участником этого похода, с необычайной силой показал патриотизм русских воинов и их готовность отдать жизнь за родную землю.
Более 800 лет отделяет нас от похода князя Игоря и столько же времени от написания знаменитого "Слова". Но интерес к этим событиям и к самому произведению не угасает. В нашей стране и за рубежом появляются все новые и новые исследования историков, археологов, литературоведов и других ученых, которые проливают свет на "белые пятна" в походе князя Игоря.
А таких "пятен" в старинных летописях и самом "Слове" немало. И одной из загадок является маршрут, по которому шла дружина Игоря Святославича.
Одним из решений является версия исследователя Холковского городища А.З. Винникова.
В своей работе "Перед суровым испытанием" он пишет: "23 апреля 1185 года Игорь Святославич выступил из Новгорода-Северского в район ближайших половецких кочевий в бассейне Северского Донца. На пути в половецкую степь он должен был встретиться с войсками брата своего Всеволода Святославича, шедшего из Трубчевска через Курск. И на реке Осколе 6-7 мая произошла эта встреча. Где она могла состояться? Вероятно, Игорь со своей дружиной мог остановиться на несколько дней там, где было поселение-крепость и где находились запасы продовольствия и фуража. Такой крепостью на реке Оскол могло быть городище Холки. И отсюда объединенная дружина двинулась дальше навстречу своей гибели".
Из истории мы знаем, что поход князя Игоря закончился трагически. Почти все русское войско было разбито. Сам князь Игорь был взят в "полон" и только через два года ему удалось бежать из половецкого плена.
Нам дорого то, что с Белгородчиной связано имя князя Игоря Святославича, выступившего с дружиной на защиту Родины, и что это событие нашли отражения в выдающемся произведении мировой литературы - "Слове о полку Игореве".
Нынешнее село Холки расположено на живописном берегу Оскола. Точная дата его основания не установлена. Из старинных документов известно, что еще в 1627 году здесь, рядом с монастырем, находилась Никольская слободка, которая граничила по межам с деревнями Тростянец и Холань. В так называемой "Писцовой книге" за 1643 год, в которой приводится краткое описание монастыря и его земель, перечисляются также крестьяне, проживающие около монастыря: Ивашко Микитин, Офонка Тершин сын Долгий, Сенка Опенкин и другие. Документы, содержащиеся в "Писцовой книге" того времени, не сообщают названия села, но из них известно, что к середине XVII века здесь уже было 17 дворов. Исходя из этого можно предположить, что село Холки было основано в первой половине XVII века. В "Писцовых книгах" и "Ревизских сказках" XVII столетия это поселение неоднократно встречается уже под названием Холок. Наиболее подробные сведения о Холках того времени находим в "Экономических примечаниях к планам генерального межевания Ново-Оскольского уезда", из которых известно, что к концу XVII века в селе Холки было уже 95 дворов, в них проживало около 350 человек. Этот же источник сообщает: "Село располагается близ р. Мокрый Холок на левой стороне и по обе стороны Нарочинской дороги. Церковь каменная Казанския Пресвятыя Богородицы. На той речке мельница на 3-х поставах".
С годами село расширялось. Росло и количество жителей. К середине XIX века в Холках проживало уже - 447 человек мужеска и 422 женска полу".
Накануне революции насчитывалось около 2 тысяч жителей. В селе имелись церковь, церковноприходская школа, одна водяная и три ветряные мельницы, три лавки. Земельная площадь составляла около 1000 гектаров пашни.
Главная достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала XVII века.
Одно из первых научных описаний Холковских пещер содержится в "Памятной книжке Курской губернии на 1888 г."
Дополнительные сведения о пещерах и подземной церкви находим в "Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 г." : "При окончании главного коридора по направлению вправо находится коридор несколько расширенный, из коего имеется вход в пещеру более просторную, как нужно полагать, в бывшую здесь церковь. Церковь эта разделяется на три отделения меловыми колоннами, расположенными по две с правой и левой стороны, с проходом посередине; первое отделение длины 1 саж. 1 арш., ширины 2 саж. 1 арш. и вышины 4 арш., второе длины 2 саж. 1 арш., ширины 2 саж. и вышины 4 саж. Между колонн имеется меловое возвышение в виде престола, кругом церкви имеется коридор длиною 18 саж. 1 арш., соединенный с главным коридором и представляющий как бы продолжение этого последнего. В коридорах, кельях, яме и церкви никаких украшений нет. Раскопок не было. При входе в пещеры имеется деревянная, ветхая, небольшая часовня, устроенная в 1757 году, как рассказывают старожилы по слухам от своих предков".
В дополнение к этим исследованиям прошлого века приведем еще некоторые цифры в более понятном нам измерении: общая площадь всей пещеры - 255,5 кв. м., церкви - 57,9 кв. м., келий - 172 кв. м., общая длина коридоров - 125,8 м.
История создания подземного монастыря связана с основанием самого села Холки.
Холков-Царев-Николаевский, или Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым настоятелем монастыря. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли монахи в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья.
В 1653 году новый настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена и сооружен вход в пещеры с каменным сводом.
В "Ревизских сказках" за 1722 год упоминается слобода Холкова Преображенского монастыря. Название Преображенского связано со строительством в 50-х годах XVII века в Холковском монастыре храма Преображенского, который упоминается в "Грамоте коллегии экономии".
По описанию пещер в дореволюционных изданиях среди монастырского имущества значилась и "пушечка медная турская", а по свидетельству строителя - старца Варсонофия, пушечка эта дробовая - "дань с донских казаков", а "по весу в ней 7 пуд".
Наличие оружия в монастырском обиходе вызвано тем, что село , его окрестности и сам монастырь подвергались набегам татар.
Холков подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами. Через 17 лет после открытия Холковского монастыря на самом высоком холму, который поднимается рядом с пещерами, была сооружена так называемая "Жестовая острожка".
Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царев-Николаевский.
Спустя более полувека после упразднения Холковского монастыря, когда в Российском государстве начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь. В "Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи", составленных одним их самых авторитетных исследователей дореволюционных монастырей В.В. Зверинским, сообщается: "В 30-х годах XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, а ровно пещерная церковь были возобновлены иждивением князя А.Б. Голицина, но по разным причинам монастырь не мог быть открытым. Ныне здесь находится икона Казанской Божией Матери, привлекающая богомольцев 8 июля и 22 октября".
В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.
Незадолго до революции священником церкви в Холках с 1909 по 1915 год был Вячеслав Александрович Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, уроженка Холок, вспоминает: "Когда В.А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Эту мысль поддержал и друживший с ним чернянский врач Б.А. Иваницкий.
Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен, но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы. Наконец, их взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.
Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхние засыпали. На стенах вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обоих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами: один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец приехали священнослужители из курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие".
Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это благотворительное дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди, проживающие в Холках, несмотря на свою крайнюю бедность и нужду, тоже старались помочь кто чем мог: кто деньгами, кто хлебом, кто другим товаром. Не остались в стороне от важного дела и жители близлежащих сел.
Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют "пещерой старца Никиты". Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал Никита свое подземное сооружение. За эту работу он взялся по религиозным убеждениям. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита все чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Чтобы искупить грех, Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье.
Осуществив свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров.
Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь.
В настоящее время для посещения туристов предлагаются две пещеры - подземного монастыря и старца Никиты. Однако, по предположениям старожилов села и местных краеведов, в высоких меловых холмах существуют другие пещеры с кельями, в которых жили монахи. Возможно, что и протяженность уже исследованных пещер подземного монастыря не 125,8 метра, а намного длиннее и проход просто завален или специально замурован. Основания для такого предположения имеются. Ведь в "Списках населенных мест Курской губернии", изданных в Петербурге в 1868 году, утверждается, что в пещерах "по бокам коридора выделено 12 келий". Мы же сегодня можем видеть только 6 из них. Где же остальные? На этот вопрос пока ответа нет. Не исключено, что в холмах есть и изолированные друг от друга пещеры. Остается надеяться, что будущим исследователям Холковские пещеры откроют свои тайны.
Когда в начале 1990-х гг. частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей как музей, воображение с трудом рисовало на этих пустынных меловых холмах купола храмов и монастырские постройки. О возрождении старинного монастыря тогда еще речь не шла. Но день ото дня это место посещало все больше и больше людей. Продолжались восстановительные работы. В 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году, на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни. Координацию строительных работ взял на себя человек, горящий желанием возродить эту старинную святыню, - начальник Вневедомственной охраны Чернянского РОВД, подполковник милиции Владимир Васильевич Сбитнев.
Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм, затем Владимирская часовня - на месте, где по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году. И , наконец, в декабре 1999 года, архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, был освящен храм в честь Донской иконы Божией Матери и совершена в нем первая Божественная Литургия. Это событие собрало в Холках множество паломников. После богослужения состоялся Акт передачи храма Белгородско-Старооскольской епархии, были вручены Архиерейские грамоты, строителям и попечителям этого храма. Подполковник Владимир Васильевич Сбитнев был награжден Орденом святого равноапостольного великого князя Владимира, глава местного самоуправления Чернянского района Иван Серафимович Лаптев - Орденом святого благоверного князя Даниила Московского.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1999 года (Журнал № 125) было благословлено открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района Белгородской области для возрождения в нем монашеской жизни.
Сейчас Свято-Троицкий мужской монастырь - действующий. Его настоятелем является архиепископ Иоанн. Завершено строительство жилого корпуса для монастырской братии. Как сообщил нам благочинный Чернянского округа протоиерей Петр Жаровский, сейчас в нем проживают два иеромонаха, один инок и три послушника. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицком храме подземного монастыря.
Информация и фото
http://www.palomnikrus.ru/index.php?go=Content&id=46
Место на карте