В древне-русском языческом пантеоне Медведь отождествляется (или, по крайней мере, тесно сближается) с богом Велесом (он же Волос). Волос состоит в противоборстве с другим богом – Перуном. Волос в древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 года, согласно "Повести временных лет") выступает как "скотий бог" - покровитель домашних животных - и бог богатства. Волос соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог - Перун - с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Волоса-Велеса, по-видимому, на Подоле (в нижней части города). В социальном аспекте это же различие проявлялось в том, что Волос (Медведь) считался богом "всей Руси", а Перун - богом княжеской дружины. [В. В. Иванов, В. Н. Топоров. "Велес", Энциклопедия "Мифы народов мира", т.1, издат-во "Советская энциклопедия". М., 1987 г.].
В славянской и финно-угорской мифологии боги нередко сами могли принимать образ Медведя, когда хотели показаться людям. Для этих древних культов характерны такие мотивы, как "Медведь - сын небесного бога" (в частности, связанного с громом), "перемещение Медведя с неба на землю", "Медведь и плодородие".
В представлении многих народов медведь занимает место на границе между человеческой природой и животным миром. У русских, украинцев, белорусов прослеживается двоякое отношение к медведю.
С одной стороны - это священный зверь, покровитель рода; его боятся домовой и кикимора. [О.В. Голубкова "Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества)". "Этнокультурное взаимодействие народов Евразии", № 20]. В обрядовой практике русских Сибири и существующих рядом с русскими коренных народов, медведь - не простое животное, а особое существо, которое "много знает и понимает". Медведь не противопоставляется человеку, но родственен ему, ведь тело убитого медведя с ободранной шкурой напоминает туловище человека, след его лапы похож на след человеческой ступни, как и человек, медведь всеяден.