Значительная часть первоначального памятника сейчас утрачена, поэтому невозможно сделать реконструкцию всех его частей. Благодаря проведенным исследованиям удалось выявить части первоначальной кладки. Это основная часть каменного массива, над которым удалось обнаружить столбы древней звонницы. Их оказалось четыре. В Новгородском государственном музее хранится древний никоновский амофор с изображением Московского и Новгородского кремлей. На изображении Новгородского кремля звонница показана трехпролетной. Хотя амофор датируется серединой XVII века, но несомненно, что изображение это не делалось непосредственно с натуры, а мастерица имела перед собой какой-то более древний оригинал, возможно, относящийся ко времени до перестройки звонницы в XVI веке.
Основной массив и северный пилон пристройки имеют общий фундамент, сложенный из валунов. Это важно не только потому, что дает основание не считать пристройку "выдумкой" XVII века, но и потому, что трехчастное деление в пристройке является веским доводом в пользу существования трехпролетной звонницы. Пристройка, бывшая первоначально трехпролетной и имевшая пролеты почти такой же ширины, как и самая звонница (средний больше крайних), реконструируется в виде лоджий, перекрытых сводами, на которых устроена площадка. Она расположена примерно на уровне современного пола пристройки. Где помещалась лестница, которая вела на верх звонницы, неизвестно. Возможно, что она шла где-нибудь в стене массива. Возможно, но это менее вероятно, что на пристройку попадали по деревянной лестнице, находившейся сбоку.
Нельзя судить о художественных достоинствах звонницы XV века, так как сохранившиеся фрагменты ее не дают основания для достаточно мотивированной реконструкции всех частей и деталей ее. С уверенностью, однако, можно говорить о том, что в 30-х годах XV века в Новгородском кремле было создано грандиозное по тому времени и смелое с инженерной точки зрения сооружение.
В середине XVI века звонница Софийского собора была перестроена. Летописи но отмечают времени этой перестройки, но техника кладки и сохранившиеся фрагменты декора дают достаточное основание для датировки. В первой половине XVI века отливаются новые колокола. Сообщение об отливке в Новгороде большого колокола имеется по второй Новгородском летописи: "Того же лета и тоя нощи, в настоящий час, егда быстъ рожение государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси (25 августа 1530 г.), тогда в Великом Новегороде вылили колокол к соборной церкви святей Софеи, повелением боголюбиваго архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Мокариа, велик добри: и такова величеством нет в Новегороде и во всей Новгородцкой области, яко страшной трубе гласящи". В третьей Новгородской летописи при изложении этого события сообщается: "...благовсстник, весом полтретьяста пудов", т. е. 250 пудов. Большой вес новых колоколов заставил сузить пролеты звонницы до пределов, обусловленных их геометрическими размерами. Увеличение веса колоколов не было, конечно, единственной причиной перестройки звонницы в XVI веке. В 1490-м году Иван III, присоединивший Новгород к Московскому государству, перестроил стены детинца, которые заслонили старую звонницу, после чего она была реконструирована в соответствии с техническими требованиями и значительно изменившимися архитектурными вкусами того времени.
До нас дошло несколько древних изображении звонницы, но все они относятся к XVII веку. Наиболее ранним считается изображение Новгорода на иконе "Видение пономаря Тарасия". Оно датируется началом XVII века, а возможно, даже концом XVI столетия. На этом условном изображении звонница занимает главное место в северной части кремля. Она изображена пятипролетной. Три средних пролета выше крайних; они перекрыты общим карнизом с десятью фронтончиками, поверх которых возвышаются пять шатров. Над боковыми пролетами изображены главки. На изображении не видно ни западной пристройки, ни верха ее, ни узорочья над ней. Еще на двух, древних изображениях звонница показана с шатрами: в клейме так называемой Михайловской иконы "Знамения Божией Матери", хранящейся в Новгородском государственном музее, и на лубке XVIII века, опубликованном Ровннским в альбоме "Русские народные картинки". Последнее изображение не представляет сколько-нибудь значительного интереса ввиду его явной неправдоподобности,- звонница изображена здесь всего лишь с двумя шатрами.
В "Памятниках древнерусского искусства" В. В. Суслов привел выдержку из текста описи Новгородского Софийского собора 1635- 1646 годов: "У Софии Премудрости Божией колокольня о пяти верхах, обиты шатры железом белым".
Исследование кладки между сводами, перекрывающими пролеты звона, показало, что она относится к концу XVII века, а частично переложена в более позднее время. Вследствие этого можно предположить, что верх, сооруженный в XVI веке, был заменен новым в конце XVII века. Первый был, очевидно, пятишатровый, второй - пятифронтонный.
После перестройки XVI столетия звонница представляла собой сооружение, столь отличное от того, каким оно было первоначально, что может по праву считаться памятником XVI века, одним из значительнейших архитектурных произведений Новгорода этого времени.
Перестройка звонницы имела важное значение для всего ансамбля новгородского детинца. Это станет понятным, если вспомнить значение колокольного звона в жизни древнерусского города. Трудно назвать хотя бы одного из иностранцев, побывавших в России в XVI или XVII веках, который не выразил бы своего удивления, восторга или возмущения по поводу размеров и количества колоколов и любви к колокольному звону на Руси. На примере Софийской звонницы видно, что она была одним из основных сооружений кремля. Не удивительно, что на иконе "Видение пономаря Тарасия" художник отвел звоннице центральное место в композиции кремлевского ансамбля.
Перестройки звонницы в XVII вв.
Перестройки, которые велись на протяжении XVII века, несколько раз изменяли внешний вид памятника и особенно пристройки, однако сходство приемов и один и тот же размер применявшегося в это время кирпича не дают возможности сгруппировать эти переделки по строительным периодам. За свою более чем пятисотлетнюю жизнь звонница неоднократно перестраивалась. В конце XVII века изменялась главным образом пристройка и, очевидно, верх основного массива. Эти перестройки не были такими капитальными как в предыдущем веке, но они наделили сооружение новыми чертами, что дает возможность рассматривать сейчас звонницу как архитектурное произведение XVII века. Более поздние работы, производившиеся в XVIII, XIX и XX веках, сводились главным образом к ремонтам и приспособлению памятника к новым нуждам.
Исследования показали, что части сооружения, расположенные выше сводов, перекрывающих звон, т. е. Выше кладки XVI века, выведены из кирпича одного и того же размера, обычного для конца XVII века. Это, однако, не значит, что вся кладка относится к одному времени. Кирпич XVII века, употреблявшийся в чинках, был получен, очевидно, от разборки старой кладки. Чинки, карниз и главка относятся к XVIII или даже к началу XIX века. К этому же времени относится и существующая крыша бочкой.
На изображении Новгородского кремля на знаменской иконе конца XVII – начала XVIII века звонница показана пятипролетной с пятищипцовым покрытием. К сожалению, нет никаких данных для точной реконструкции формы щипцов.
В XVII веке пролеты звонницы оказались недостаточными для новых больших колоколов, в частности, для большого Никоновского колокола весом в 1600 пудов, поэтому некоторые из них были растесаны.
В пристройке от XV – XVI веков сохранились лишь поперечные стены – пилоны. Своды над камерами относятся к XVII столетию. Для возведения их в более ранней кладке были вырублены площадки под пяты сводов. Это говорит о том, что своды в XVI веке были расположены выше, чем в XVII веке. В конце XVII века одноэтажная пристройка превратилась в двухэтажную, перекрытую поверху длинным коробовым сводом, опертым на западную стену пристройки и на основной массив. От распора, сильно увеличившегося после того как в своде появились трещины и он потерял монолитность, западная стена начала отходить. Ее не могли удержать металлические связи, поставленные, очевидно, одновременно с устройством свода. Коробовый свод нес первоначально плоское перекрытие. В начале XX века массивное перекрытие было заменено более легким, состоящим из двух плоских кирпичных сводиков, сложенных на цементном растворе и опертых в середин на невысокую кирпичную стенку, поставленную на шелыге свода. По сводикам была устроена плоская асфальтовая кровля. В начале 30-х годов XX века памятник пришел в такое состояние, что грозил обвалом. В это время были предприняты значительные ремонтные работы. Свод, перекрывавший пристройку, был обрушен, а западная стена пристройки во многих местах была переложена на цементном растворе. В это же время была сделана железная кровля по деревянным стропилам. Благодаря этим мероприятиям разрушение памятника прекратилось.
В XVII веке в ширинке на парапете пристройки были вставлены цветные рельефные изразцы. Во время реставрации после Великой Отечественной войны нашли вда сохранившихся изразца на южном и один на восточном фасаде. Изразцы дают материал для датировки последней реконструкции памятника в XVII веке. До нас дошло не много сооружений, расположенных в самом Новгороде и украшенных изразцами. Это церкви Рождества в Молоткове и Федора Стратилата на Софийской стороне, где в XVII веке были украшены изразцами барабаны под куполами, и Знаменский собор, где несколько многоцветных изразцов сохранилось в ширинках галереи северного фасада. Изразцы в ширинках звонницы – такие же, как в Знаменском соборе. Некоторые изразцы в барабанах церкви Федора Стратилата – того же рисунка, но одноцветные зеленые. Знаменский собор выстроен в 1682 году, церковь Федора Стратилата перестраиваалсь примерно в то же время. Следовательно, и строительство двухэтажной пристройки звонницы может быть отнесено к тому же времени, т. е. К последним годам XVII столетия.
Крыльцо XVII века было перестроено, вероятно, одновременно с другими частями звонницы в конце XVIII или в начале XIX веков. Открытое крыльцо было тогда превращено в теплое, а покрытие, которое к тому времени, очевидно, обветшало, было заменено более простым, под один карниз.
Считается, что так называемый "домик XVII века" или, иначе, "домик при звоннице", выстроен в XVII веке, но точная дата его постройки неизвестна. Нет никаких данных о том, как первоначально использовался "домик". Вероятнее всего, это было административное здание. Богатое крыльцо служило одновременно входом в "домик" и в пристройку звонницы.
Источник: http://www.russiancity.ru/text/nov04.htm
Фото: http://www.russiancity.ru/text/nov04.htm