• Авторизация


Раннее новгородское зодчество XI-первой половины XII века 19-03-2008 14:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!



[300x400]
Для этого периода характерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятся грандиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящными пропорциями. Однако их внешний облик суров. Князья пытались подчеркнуть этим свое господствующее положение в обществе,свое величие.

Софийский собор— одно из самых замечательных произведений древнерусского зодчества — возведен сыном Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром, в 1045—1050 годах. София — главное сооружение города — как бы олицетворяла и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять, умереть за святую Софию». «Где святая София, тут и Новгород»,,— говорили в старину новгородцы. Это величественное каменное здание — свидетельство высокого уровня архитектурного мастерства. Каменный Софийский собор пришел, на смену деревянной Софии «о тринадцати верхах»,выстроенной еще в 989 году присланным из Киева новгородским епископом Иоакимом.


Софийский собор был придворным княжеским храмом. В нем принимали иностранных послов, именитых гостей. Перед собором иногда проходили бурные веча.
Строительство Софийского собора явилось выдающимся событием в истории древнерусского зодчества и серьезным техническим достижением того времени. Если мысленно представить окружающую в то время детинец застройку, состоящую из невысоких зданий, можно ощутить всю силу эмоционального воздействия собора на человека. Даже в наши дни, в условиях многоэтажной застройки, Софийский собор не утратил главенствующего значения в силуэте Новгорода.
Софийский собор характерен ясностью объемов и своеобразием силуэта. Архитектурные его формы предельно просты. Завершается он шестью куполами на высоких барабанах. Основной, средний, купол уже в XV веке был позолочен. Его очертания напоминают шлем русского воина-богатыря.

Первоначально собор не был оштукатурен. Огромные, неправильной формы камни разнообразных оттенков, из которых были выложены стены, и розоватый раствор, использовавшийся при кладке, придавали собору живописный вид. Представляет значительный интерес западный фасад, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей, взятый в городе Сигтуне во время похода русских воинов в Швецию в конце XII века. В нижней части левой створы врат изображена фигура человека, держащего в одной руке весы, а в другой — клещи. Над фигурой надпись: «Риквин меня сделал». Очевидно, это фамилия мастера.
Внутренний объем храма, расчлененный крестчатыми в плане столбами на пять объемов — нефов, три из которых заканчиваются алтарными полукруглыми выступами— апсидами, поражает размерами, величественностью пропорций и масштаба. Высота храма — 30,8 метра.
К основному объему в юго-западном углу примыкает прямоугольная башня, завершенная куполом. В ней устроена лестница, по которой можно подняться на хоры.
Средняя часть западного фасада в начале XVI века была расписана. Остатки этой росписи видны и сегодня.
За девять веков своего существования Софийский собор подвергался изменениям, нарушившим его первоначальный облик. В XI веке был пристроен небольшой придел Рождества богородицы. Впоследствии заложена аркада южной галереи. Значительные ремонтно-реставрационные работы проводились в конце XIX века под руководством архитектора-реставратора В. Суслова. К этому времени относится и новая роспись внутри собора, а также устройство отопления.
В интерьерах сохранились элементы первоначального декоративного убранства. Это мозаичные плиты над ступенями «горнего места» (каменной скамьи) в средней апсиде. В XIX веке они были реставрированы. Фрагменты первоначальных плит, обнаруженных при раскопках, хранятся в Новгородском музее.
Значительный художественный интерес представляет иконостас XVI века в приделе Рождества богородицы. От первоначальной росписи XI века сохранились лишь испорченные насечкой изображения византийского императора и матери его Елены.
Собор имел важное значение в общественно-политической жизни новгородцев. Здесь находились архив, библиотека, хранилась казна, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы. В соборе хоронили именитых горожан. В частности, здесь был похоронен его основатель — князь Владимир Ярославич.
Во время Великой Отечественной войны он был варварски разграблен и разрушен: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. В послевоенные годы храм восстановлен. Возвращены и установлены похищенные фашистами деревянные резные «сени» царского и митрополичьего места, иконостас. Но многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно.
Николо-Дворищенский собор, находящийся вблизи Вечевой площади, заложен в 1113 году князем Мстиславом. Этот храм стал композиционным центром Торговой стороны. Название собора, построенного в честь святого Николая Чудотворца— Николо-Дворищенский — связано с Ярославовым дворищем, где он был сооружен.
Первоначально храм имел пять куполов. Ныне сохранился лишь один. В плане собор — шестистолпный, крестово-купольный. Крестчатые столбы делят его внутреннее пространство на три продольных нефа. Каждый неф заканчивается апсидой. Центральное пространство перекрыто Коробовым сводом. Барабан в центре и четыре меньших барабана по углам завершались куполами.
В западной части храма сооружены хоры, куда в отличие от Софийского собора можно было попасть по переходу из княжеского дворца. В 1969 году при раскопках обнаружены остатки башни и лестницы, по которой ранее поднимались на хоры.
Пятиглавое завершение Николо-Дворищенского собора напоминало Софию. Здесь, как и в Софийском соборе, архитектура фасадов простая, строгая. Они украшены только вертикальными выступами — лопатками, расположенными соответственно внутренним столбам.
Собор в древности был расписан фресками, от которых сохранились лишь отдельные небольшие фрагменты, в частности изображение жёны Иова, которая на палке подает пищу пораженному проказой мужу. Интересен резными деталями позолоченный иконостас XVI — XVII веков.
За Николо-Дворищенским собором последовало сооружение двух других соборов — Рождества богородицы и
Георгиевского. Эти здания, ставшие важными доминантами в панораме города, его силуэте, как бы расширили архитектурный комплекс города на его окраинах.

Собор Рождества богородицы находится в Антониевом монастыре. Монастырь был основан в начале XII века богатым иноземцем Антонием Римлянином. Кроме собора Рождества богородицы, сооруженного в 1117 году, в монастыре имеются церковь Сретенья с трапезной (XVI в.), Казначейские кельи (XVII в.), здания бывшей библиотеки монастыря (XVIII в.) и духовной семинарии (XIX в.).

Собор Рождества богородицы напоминает Николо-Дворищенский. В композиции здания интересно асимметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне имеется лестница, ведущая на хоры. Зодчий, строивший собор, отошел от канона — трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы стали восьмигранными и прямоугольными в сечении. Нет и пилястр, соответствующих крайним западным столбам.
До наших дней собор дошел с переделками и перестройками. Появились галереи — паперти, окружающие собор. Уничтожены хоры. Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты новые, широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для более позднего времени луковичную форму.
В древности собор был расписан внутри. Сохранились фрагменты фресковой живописи в алтарной и других частях. Они были исполнены в 1125 году. Определенный интерес представляет фигура человека в кафтане, над головой которого сделана надпись «Петръ». Предполагается, что это имя зодчего, строившего собор.

Георгиевский собор — главное сооружение Юрьева монастыря —возвышается на берегу Волхова, в живописной местности вблизи озера Ильмень. Юрьев монастырь— один из наиболее ранних в Новгороде. В XII веке он был важным центром политической жизни новгородцев. На протяжении многих веков монастырь разрастался, строились новые здания, перестраивались старые.

В середине XVIII века был построен настоятельский корпус, ограничивающий северную сторону монастыря. С юго-восточной стороны к нему примыкает Крестовоздвиженская церковь, построенная в XVIII веке и перестроенная в 1823 году. Восточный корпус монастыря был перестроен в 1824—1830 годах и имел хозяйственное назначение. Этим же целям служил западный корпус монастыря. Вдоль южной границы монастыря был возведен корпус для монахов-послушников. Внутри Юрьева монастыря существовал большой сад. В 1838—1841 годах по проекту архитектора К. Росси в монастыре сооружена высокая колокольня, вкомпонованная в ограду на месте бывших ворот.
Строительство Георгиевского собора начато в 1119 году. Здесь применен тот же композиционный прием, что и в соборе Рождества богородицы Антониева монастыря— трехглавая асимметричность. К северо-западному углу примыкает башня, в которой находится лестница, ведущая на хоры. Собор, шестистолпный в плане, имеет три нефа, заканчивающихся алтарными апсидами.
Фасады собора украшены выступами — лопатками, соответствующими внутренним столбам. Они декорированы нишами. Архитектура фасадов стройна и величава, как и внутреннее пространство. В поздней новгородской летописи упоминается имя зодчего-Петр.
Собор был расписан как внутри, так и снаружи. Но древние фрески почти полностью утрачены при повторной росписи в начале XIX века. Уже в советское время после расчистки некоторых участков обнаружены фрагменты первоначальной росписи в северо-западной главке и в других местах. Фрески исполнены в традициях киевской монументальной живописи.
В годы Великой Отечественной войны в Юрьевом монастыре стояли солдаты испанской «голубой дивизии». В Георгиевском соборе они устроили наблюдательный пункт, снайперские гнезда.
Церковь Иоанна Предтечи на Опоках стоит на Торговой стороне, к северу от Николо-Дворищенского собора. Она построена в 1127—1130 годах князем Всеволодом Мстиславичем на месте, которое называлось Опоками. Впоследствии специальной грамотой он передал ее наиболее богатым новгородским купцам.
При церкви существовал купеческий суд во главе с тысяцким, который разбирал тяжбы по торговым делам. Церковь также являлась своеобразной палатой мер и весов. Здесь хранились контрольные эталоны: «локоть иванский» — для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» — для взвешивания драгоценных металлов, «скалвы вощаные» — весы и многое другое.

В 1453 году пришедшая в ветхость церковь была разобрана, и по повелению архиепископа Евфимия на старой основе, с использованием фундаментов и части стен, возведена новая с повторением основного архитектурного облика. Традиции парадного княжеского строительства начала XII века сохранились, но вместе с тем наметилась тенденция к сокращению объема сооружения и упрощению архитектурных форм. В плане— это шестистолпныи храм с тремя апсидами. Фасады завершаются щипцовым покрытием над каждым их членением. Расположение пилястр на фасаде соответствует внутренним столбам. Гладь стены и узкие окна придают зданию суровую простоту. Завершается сооружение одной главкой.
Церковь Успенья на Торгу построена в 1144 году. Она расположена на Торговой стороне, юго-восточнее церкви Иоанна Предтечи на Опоках.
Церковь подвергалась многократным переделкам, из которых наиболее серьезной была перестройка, относящаяся к 1458 году.
От первоначального сооружения сохранился лишь план, напоминающий план церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Внутри пространство храма разделяется столбами на три помещения — нефа, которые с восточной стороны завершаются тремя апсидами.


Источник: www.vnovgorod.info

Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Раннее новгородское зодчество XI-первой половины XII века | Путеводитель_по_Новгороду - Дневник Путеводитель_по_Новгороду | Лента друзей Путеводитель_по_Новгороду / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»