[300x300]
Во второй половине XII века на средства бояр, купцов, жителей города стали строиться небольшие, скромные, но внушительные храмы. Многие из них сохранились до наших дней.
Именно в это время появляется новый тип храма — почти квадратный в плане, с кубовидным объемом. Внутри него не шесть столбов, как было ранее, а четыре. Главка всего одна. Фасады завершаются посводным покрытием. Внутреннее пространство с восточной стороны заканчивается тремя апсидами.
Церковь Благовещенья на Мячино, построенная в 1179 году, расположена по дороге на Юрьево, возле озера Мячино. Это наиболее ранний образец малых четырехстолпных храмов. Верхняя часть церкви перестроена в более позднее время. Восьмискатное покрытие церкви появляется лишь в XVI веке. Тогда же сооружается и новый купол. В древности фасады завершались полуциркульными сводами — закомарами, а кровля была посводной. Первоначальные оконные проемы в XVII веке расширены. Тогда же сделаны богато украшенные наличники.
В 1189 году внутренние поверхности стен были покрыты фресками. Сохранившиеся фрагменты росписи в алтарной части стали доступны для обозрения лишь после снятия более позднего наслоения штукатурки. Живопись относится к новгородской художественной школе, для которой характерны яркая красочная палитра, подчеркнутость линий и контура.
Церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 году, является характерным памятником архитектуры второй половины XII века. Это небольшое по размерам сооружение, удачно поставленное на горе Нередица, возвышающейся среди необозримых равнин, вблизи Городища. Если первая княжеская постройка — Софийский собор — была самой крупной, то последняя — церковь Спаса на Нередице— самой малой. Уменьшение роли князей как властителей города находило свое выражение и в строительстве.
Церковь, почти квадратная в плане, имеет внутри четыре столба, на которых покоится барабан, перекрытый куполом. На хоры теперь попадают не из башни, а по узкой лестнице, размещенной в толще западной стены. Хоры только в средней части не отделены от основного пространства церкви. В северо-западном и юго-западном углах хоров имеются небольшие закрытые помещения — приделы. Хоры и приделы, являясь как бы вторым этажом, опираются не на своды, как было ранее, а на специально сделанное деревянное перекрытие.
Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется просторной. Это достигается за счет замены крестчатых в плане столбов на квадратные, сокращения их числа с шести до четырех и отказа от устройства на стенах внутренних пилястр. Для церкви характерна чрезмерная толщина стен. Фасады украшены выступающими пилястрами, расположенными напротив внутренних столбов, и завершаются фронтонами полукруглого очертания — закомарами.
Расписана церковь в 1199 году. Роспись является наиболее значительным произведением монументальной живописи. Но, к сожалению, она погибла в 1941—1943 годах, когда церковь в результате вражеского артиллерийского обстрела превратилась в руины. В 1956—1958 годах во время реставрации церкви удалось восстановить лишь некоторые фрагменты росписи, главным образом в восточной части.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе стоит на южной окраине города, по дороге на Юрьево, на Петровском кладбище. Местность, где расположена церковь, издавна называется Синичьей горой — отсюда и название церкви. Она построена в 1185—1192 годах на средства жителей Лукиной улицы. Церковь до ваших дней сохранила почти все свои древние формы, за исключением крыши, которая сейчас четырехскатная, а ранее имела покрытие по закомарам.
Церковь сооружена в духе новгородских традиций, но имеет и некоторые отличительные особенности. Если для новгородских церквей была характерна кладка стен посредством чередования рядов камня и плинфы — плоского кирпича, то в церкви Петра и Павла вся кладка выполнена из плинфы. Причем ряды плинф, уложенных в плоскости фасадов, чередуются с рядами, несколько утопленными внутрь, которые покрывались раствором из мелкотолченого кирпича. Затем поверхность гладко затиралась. Этот прием, появившийся в киевских постройках, был широко распространен в конце XII века в полоцком и смоленском зодчестве.
Как и другие церкви того времени, церковь Петра и Павла почти квадратная в плане, с тремя апсидами и четырьмя столбами. Столбы имеют крестчатую форму. Внутренние пилястры сильно выдвинуты, что создает впечатление затесненности интерьера. Но, как стало теперь известно, внутренние пилястры и выступы столбов — более позднего происхождения и по-видимому сооружены для усиления конструкций.
Церковь Ильи на Славне находится в южной оконечности Торговой стороны, в Славенеком конце. Церковь сооружена в 1198—1202 годах по заказу новгородца Еревши. Как сообщается в летописи, в 1455 году она была перестроена «по старой основе», при этом строители скопировали приемы древней постройки.
В 1950-х годах реставраторы по остаткам и следам древних конструкций вернули церкви ее первоначальный облик. Фасады завершаются трехлопастным покрытием — как бы переходящими одна в другую тремя арками. При реставрации был восстановлен купол, отремонтированы древние порталы на северном и западном фасадах.
Церковь Рождества богородицы в Перыни стоит южнее Юрьева монастыря, на так называемом Перуновом холме — древнейшем урочище, где до принятия христианства осуществлялось поклонение языческому богу Перуну. Здесь археологами обнаружены остатки языческого капища. С принятием христианства статуя Перуна была сброшена в Волхов, и на этом месте основан в XIII веке монастырь Перынь-богородицы.
Церковь Рождества богородицы построена в начале XIII века. В настоящее время церковь реставрирована, восстановлено ее трехлопастное покрытие. Она очень мала, ее размеры —7,5X9,5 метра при высоте 12 метров. Стены, не разделенные лопатками, слегка сужаются кверху, что придает сооружению легкость. Церковь Рождества богородицы — типичный одноглавый кубический храм.
Церковь Параскевы Пятницы находится на Торговой стороне Новгорода, севернее Николо-Дворищенского собора. Она построена в 1207 году на средства «заморских купцов». Храм, четырехстолпный, одноглавый, в древности, по-видимому, имел трехлопастное покрытие. За время своего существования церковь 15 раз горела, а затем подновлялась, в результате первоначальный ее облик изменился.
Церковь во многом отличалась от существовавших в то время. Если все имели полукруглые апсиды, то здесь к сильно выдвинутой апсиде примыкают боковые, прямоугольные снаружи. Фасады декорированы лопатками в виде уступов, что ранее здесь не применялось (такой формы лопатки известны в древних храмах Смоленска). Вообще церковь Параскевы Пятницы в известных пределах воспроизводит облик смоленской церкви Михаила Архангела на Смядыни.
С трех сторон к зданию примыкали три пристройки (притвора), которые были ниже основного объема. Сохранился только северный притвор.
В послевоенные годы церковь реставрирована. Она открыта для осмотра.
Источник:
www.vnovgorod.info
Место на карте