[301x500]
У Новгорода и новгородцев своя яркая биография, свой след в истории Родины и в развитии русской культуры.
Нигде так остро не ощущается глубина веков, как в Новгороде, Пскове и в подобных им древних городах. Поэт Александр Прокофьев сказал о них:
Нет в России города без славы — Местной, повсеместной, мировой. Слава всех этих трех степеней венчает историю города на Волхове, старшего среди северных русских городов, с его свободолюбивым прошлым, с величественными памятниками зодчества, народными былинами о гусляре, певце, смелом мореходе Садко, о богатыре Василии Буслаеве, с тысячелетними летописями, с берестяными грамотами, с шедеврами фресковой живописи и прикладного искусства. Эта слава привлекала издавна и продолжает привлекать в наше время внимание к Новгороду писателей, художников, композиторов, искусствоведов, множит из года в год потоки туристов.
Новгородские былины, восхищавшие В. Г. Белинского и его современников, породили литературу о них, сделались первоосновой многих произведений, созданных поэтами, художниками, композиторами. Оказался чрезвычайно привлекательным образ Василия Буслаева, наделенного необыкновенной силой, удалью, не верящего «ни в сон, ни в чох». Былина, прославляя молодечество Буслаева, показывает быт средневекового города с картинами братчины, уличных кулачных боев, свидетельствует, что даже в том отдаленном времени в Новгороде существовала школа, ибо матушка Василия Буслаева отдавала его в детстве грамоте учить, и «грамота Васеньке в наук пошла» — то есть умел он читать и писать, как, видимо, и многие его сверстники, иначе откуда было бы взяться письмам на бересте, которые во множестве нашли ученые в слоях городских раскопок, датируя их XIII — XIV веками.
В условиях новгородского средневековья, когда сложилась эта былина, образ Буслаева, мужественного человека, отвергающего суеверия и предрассудки, полагающегося лишь на свою силу, вызывал народную симпатию. Но в то же время народ осуждал этого бесшабашного удальца за то, что сила его направлена не на общее благо, а часто во вред людям. В конце былины безрассудный Буслаев погибает.
Максим Горький, вдохновленный образом Василия Буслаева, намеревался написать пьесу, посвященную этому эпическому герою, но написал только монолог Буслаева. На основе былинного образа создан богатырь-воин Васька Буслаев в кинокартине «Александр Невский».
На былину о Садко первым обратил творческое внимание поэт Алексей Константинович Толстой. Он в 1873 году написал балладу «Садко», которую сам считал «очень удавшейся вещью», но, посылая друзьям, подчеркивал в письме, что в его балладе «есть только картинка, так сказать, несколько аккордов... нет рассказа, а стало быть, нет бесполезного и опасного соревнования с былиной, которая всегда будет выше переделки».
Более 80 лет не сходит со сцен оперных театров, волнуя слушателей богатством музыки, восхищая яркими картинами жизни древнего Новгорода и сказочного подводного царства, всемирно известная опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко», написанная в 1896 году. Обаяние оперы не только в ее музыке и яркой декоративности, но и в возвеличении силы искусства народного: Садко играет — бушует море, перестает играть— море успокаивается, гусляр подчиняет своей игрой силы природы. Больше того, под яворчаты гусли Садко пляшет сам царь морской!
Великий русский художник И. Е. Репин создал на тему этой новгородской былины красочное полотно, изобразив гусляра Садко в окружении красавиц морского подводного царства. Однако Садко не прельстился ими, оставшись верным своей земной любви, своему Новгороду.
Трудно назвать хоть одного крупного русского поэта, которого не волновала история Великого Новгорода. Навеянные ею идеи демократизма, народности, свободолюбия ярко проявились в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, поэтов-декабристов В. К. Кюхельбекера, К, Ф. Рылеева, А. И. Одоевского.
Пушкин, десятки раз ездивший из Петербурга в Москву, останавливался в Новгороде на Рогатице (теперь улица Большевиков). От Дома приезжих, он шел к месту легендарных вечевых собраний новгородцев,, затем по мосту в кремль, к Софийскому собору. Мысли, волновавшие тогда поэта, отразились впоследствии в незаконченной главе романа «Евгений Онегин». Пушкин намеревался завершить роман путешествием своего героя по России. Глава, сохранившаяся в отрывках, так и называется — «Путешествие Онегина».
Пушкин видел уже бедный Новгород, низведенный царским самодержавием до степени губернского города, где о былом напоминали только башни и храмы. Ту же грустную картину видел не раз проезжавший через Новгород М. Ю. Лермонтов, Бывал он здесь и во время своей службы в Гродненском лейб-гусарском полку, стоявшем на Волхове в Селищенских казармах. Разделяя взгляды декабристов на прошлое вечевого города, он написал в 1830 году стихотворение «Новгород».
Имена великих русских поэтов Пушкина и Лермонтова носят улицы в центральной части Новгорода.
Новгородский кремль называют жительством муз. Здесь находятся областная филармония, театр драмы, областная библиотека, музыкальное училище, детская музыкальная школа, историко-архитектурный музей-заповедник, общество охраны памятников истории и культуры, знаменитый памятник «Тысячелетие России».
Самое большое по фасаду кремлевское здание — бывшие Присутственные места. Мемориальная доска, установленная на нем, напоминает о пребывании в новгородской ссылке великого русского писателя-публициста, революционного деятеля Александра Ивановича Герцена. По его собственным словам, он был сослан сюда «на чернильную работу» и определен на должность советника губернского правления, помещавшегося в этом' здании. Служба продолжалась всего около года — с июля 1841-го до мая 1842-го. Потом в знак протеста против местных крепостников Герцен перестал являться в губернское правление.. В июле он получил отставку с разрешением выехать в подмосковное имение Покровское.
Герцена в Новгороде. навестили Виссарион Григорьевич Белинский, Николай Платонович Огарев.
Время новгородской ссылки свидетельствует о напряженных идейно-философских исканиях молодого Герцена. В романе «Кто виноват?», начатом в это время, он осветил важнейшие вопросы русской жизни 40-х годов. В книге «Былое и думы», являющейся шедевром художественной публицистики и одним из самых выдающихся произведений русской литературы, Герцен тепло вспоминал своих новгородских друзей — генерал-майора В. Филипповича, чиновника казенной палаты К. Рейхеля, инспектора врачебной управы К. Тиме. В эту книгу вошли рассказы новгородцев о преступлениях временщика Аракчеева, о жестокостях, творимых при подавлении восстания военных поселян. Обращаясь к прошлому, Герцен не считал новгородское вечевое правление образцом правления республиканского, в чем расходился во взглядах с декабристами, но подчеркивал, что древний Новгород ставил права общины выше прав князя.
В эмиграции, в Лондоне, Герцен летом 1867 года вместе с Огаревым приступил к изданию, газеты «Колокол». Название предложил Огарев, имевший в виду символ новгородской вольности — вечевой призывный колокол. Именем Герцена названа улица на Торговой стороне Новгорода.
Одна из центральных новгородских улиц, бывшая Чудинцева, переименована в 1919 году в улицу Льва Толстого, хотя Толстой не посещал Новгорода. Переименование было вызвано желанием новгородцев почтить память великого писателя. Был и повод к тому: на Чудинцевой улице жил страстный почитатель Толстого, встречавшийся с ним в начале века в Ясной Поляне, В. А. Молочников. Во дворе своего дома Молочников построил павильон, разместив в нем несколько скульптур, среди которых находился бюст Толстого работы И. Я. Гинцбурга. На коньке крыши была установлена бронзовая скульптура, изображавшая Толстого в образе крестьянина-сеятеля с лукошком, как бы символизирующая призыв Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное». Посетивший в 1926 году музей Молочникова нарком просвещения А. В. Луначарский одобрил его заботу об увековечении памяти великого писателя.
Захватившие в 1941 году Новгород фашисты взорвали павильон по улице Толстого. Бюст работы Гинцбурга после освобождения города был обнаружен возле Грановитой палаты кремля — он служил оккупантам мишенью для упражнений в стрельбе из пистолетов.
Вблизи входа в Грановитую палату, напротив Сигтунских врат Софийского собора, находится могила выдающегося поэта XVIII века Гавриила Романовича Державина, жившего на склоне лет в своей усадьбе Званка на Волхове. Надмогильный памятник представляет собой небольшой гранитный обелиск с символической мраморной урной. Плита рядом с обелиском покрывает захоронение жены поэта — Д. А. Державиной. Прах Державиных перенесен из бывшего Хутынского монастыря, разрушенного фашистской артиллерией.
В усадьбе Званка Державиным написаны стихотворения «Евгению. Жизнь Званская», «Похвала сельской жизни», «Русские девушки», «Тишина», «Лето», «Радуга», «Крестьянский праздник» и другие, воспевающие природу, красоту крестьян и крестьянок, веселость сельских праздников, любовь простых людей к своей родине, их готовность защищать ее в тяжкую годину.
С холма Званки прекрасно был виден Державину медленно текущий Волхов. Глядя на него в часы раздумья, поэт сравнивал жизнь свою и современников с потоком лет.
По приглашению областной библиотеки в послевоенные годы не раз приезжал в Новгород участник Великой Отечественной войны, ленинградский поэт Всеволод Рождественский. Опубликованы несколько его стихотворений о Новгороде, из них наиболее значительные — «Новгородская София» и «Новгородский сказ».
Уроженец Новгорода Всеволод Анисимович Кочетов, автор широко известных романов «Журбины», «Братья Ершовы», «Секретарь обкома» и других много страниц посвятил родному городу. В романе о молодых советских ученых «Молодость с нами» примечательна глава, где показана живая заинтересованность ученых найденными при археологических раскопках берестяными грамотами. Современники Василия Буслаева и Марфы Посадницы оставили в своей переписке на бересте много ценных для науки сведений о себе, об экономике города и пригородов, о ремесле и торговле, об охоте на зверя и дичь, о рыболовстве.
Именем Всеволода Кочетова земляки назвали одну из новых улиц Новгорода. Имя писателя присвоено также средней школе в центре города.
Не однажды бывала в Новгороде писательница Лидия Обухова. Заинтересовавшись новгородской историей, она создала повесть «Набатное утро», в которой отразила военную и дипломатическую деятельность Александра Невского.
Дмитрием Балашовым созданы историческая повесть «Господин Великий Новгород», роман «Марфа Посадница» и роман-хроника «Младший сын». В первых двух произведениях автор описывает время, предшествовавшее присоединению Новгорода в конце XV века к централизованному Русскому государству. Роман «Младший сын» охватывает более ранний период истории — вторую половину XIII века, когда решался вопрос, быть или не быть Руси единой, и шла борьба сыновей Александра Невского за власть. Младший из сыновей создал сильное Московское княжество, ставшее впоследствии центром объединения страны.
К новгородскому фольклору и летописям обращался поэт Сергей Наровчатов. Это позволило ему написать яркую, проникнутую патриотическими чувствами и восхищением новгородской самобытностью поэму «Василий Буслаев».
Становление и развитие новгородской живописи и прикладного искусства принято связывать с именем Феофана Грека, хотя новгородские мастера и мастерицы с незапамятных времен изготовляли вышивки, украшения, а художники писали иконы. Выходцем из Византии Феофаном Греком расписан, как свидетельствует летопись, в 1374 году храм Спаса на Ильине улице — богатый декоративный узор покрывает стены и подкупольный барабан. Но фресковые росписи церкви Федора Стратилата на Ручью, очень близкие по колориту к росписям Грека, выполнены, как считает искусствовед В. Н. Лазарев, новгородским живописцем, который, видимо, работал под руководством Феофана. Фрески в обоих храмах сохранились и являются мировой художественной ценностью. Множество росписей других церквей принадлежит новгородским живописцам, не уступавшим в мастерстве талантливому византийцу.
И после воссоединения с Москвой в Новгороде продолжало развиваться самобытное искусство живописцев, серебряников, вышивальщиц. Первое тому свидетельство — собрание икон Новгородского музея, одно из лучших в мире. Академик Д. С. Лихачев в статье «Мировое значение культуры Новгорода» утверждает: «Не случайно, что среди русских икон, хранящихся в музеях мира, наиболее почетное место уделено иконам новгородским». Здесь хранятся такие шедевры станковой живописи XI—XVII столетий, как иконы «Петр и Павел», «Знаменье», «Никола Липный», «Борис и Глеб», «Битва новгородцев с суздальцами».
В творчестве всемирно известного русского художника, ученого, литератора Николая Константиновича Рериха глубокий след оставили новгородская природа, просторы озерного края, встречи с коренными новгородцами — сельскими тружениками, рыболовами. В студенческие годы он участвовал в археологических исследованиях в Новгороде, Старой Руссе, Валдае, Окуловке, Боровичах, Мошенском.
В ноябре 1897 года в Академии художеств проводились конкурсная выставка и торжественный акт вручения дипломов на звание художника. Это звание присвоили Рериху за его картину «Гонец. Восстал род на род», написанную под впечатлением знакомства молодого художника с глубинной новгородской Русью. Картина прямо с выставки была приобретена П. М. Третьяковым.
Тема ее решена предельно скромно. Вместе с гребцом пробирается гонец ночью по реке. Вспыхнула междоусобная война, и он спешит предупредить соседей или, может быть, просить их. о помощи. На берегу виднеются шатровые постройки, окруженные тыном. Кое-где мерцают слабые огни очагов. Яркий свет месяца освещает людей, плывущих в лодке. Картина захватывает воображение,-делает зрителей соучастниками изображенного события. Критики были единодушны: «Гонец» принес весть о рождении нового самобытного таланта.
Еще в 1899 году Рерих совершил путешествие но Волхову к Новгороду. «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву...» — писал художник о своем видении великого водного пути «из варяг в греки». Тогда же возник сюжет картины «Заморские гости», созданной в 1901 году. На новгородские темы Рерих написал впоследствии картины «Двор. Старый Новгород», «Новгородский храм», «Новгородский погост», «Мстислав Удалой», «Спас Нередицкий». Накануне Великой Отечественной войны он, как бы в предчувствии ратного подвига Родины, создал картины «Богатыри проснулись» и «Александр Невский».
Творчество увлекавшегося новгородским фольклором выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля возвращает нас к упомянутой ранее опере «Садко», шедшей в конце прошлого века на петербургской частной сцене. Костюмы всех действующих лиц оперы-сказки были сделаны по эскизам Врубеля.
В Ленинграде, в Русском музее, хранится выполненное им обеденное блюдо в излюбленной Врубелем фактуре майолики: из озерных глубин выплывают русалки, вьются перламутровые гирлянды раковин, рыб. И там же, на зеленом берегу Ильмень-озера, сидит гусляр Садко. Над ним сквозь густые ветви елей багрово светится тонкий серп месяца. Это блюдо считается шедевром прикладного искусства.
В Новгородскомисторико-архитектурном музее хранится майолика Врубеля «Волхова».
Таким образом, народный сказ о Садко дал жизнь четырем искусствам: живописи, музыке, поэзии, прикладному искусству.
Два года (1925 и 1926) жил в Новгороде народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Петр Петрович Кончаловский. Сколь плодотворным был этот период, видно из перечисления новгородских картин и пейзажей Кончаловского: «Юрьев монастырь», «София», «Разлив на Волхове», «Улица в половодье», «Радуга», «Возвращение с ярмарки», «Детинец», «Церковь Петра и Павла», «Антоний Римлянин», «Кремлевская стена». Позже им написаны картины «На Ильмень-озере» и «Рыбный рынок».
Новгороду в тяжелую годину его жизни посвятили свою картину Кукрыниксы. Она называется «Бегство фашистов из Великого Новгорода» (1944 г.). На полотне — кремль с обезображенным куполом Софии, в снегу — фигуры разобранного фашистами памятника «Тысячелетие России», всполохи огня за кремлем, дымное небо над
Волховом...
Произведения современных новгородских художников демонстрируются на областных, зональных и республиканских выставках. Многие картины новгородцев отражают современность — жизнь города, тружеников деревни. Наиболее впечатляющи «Сталевары» и серия портретов рабочих Череповецкого металлургического завода, написанные Дмитрием Власовичем Журавлевым, декоративное панно из цветного стекла старейшего художника стекольной промышленности, работающего на заводе «Восстание», Степана Карповича Моисеенко. Этим мастерам присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР». Увлеченно и успешно работают над новгородской тематикой Г. М. Штендер, С. И. Пустовойтов. Лауреатом премии Новгородского комсомола стал график Б. Л. Непомнящий.
С Новгородом связаны юные годы известного композитора Антона Степановича Аренского. Он автор многих романсов, трех опер: «Сон на Волге», «Рафаэль», «Наль и Дамаянти», балета «Ночь в Египте», оркестровых произведений. Музыка Аренского лирическая по характеру, отличается мелодичностью и изяществом.
Одним из выдающихся учеников Аренского, преподававшего в Московской консерватории, был Сергей Рахманинов, принятый туда в десятилетнем возрасте. Родился Сергей Васильевич Рахманинов в имении Онег на левом берегу Волхова, в тридцати пяти километрах от Новгорода. О первоначальном музыкальном образовании одаренного мальчика заботилась его бабушка, превосходная пианистка. Она возила Сережу в Новгород, где он слушал колокольные звоны церквей. Эти впечатления отразились потом в его поэмах «Светлый праздник», «Колокола» и в некоторых других произведениях.
Именем Рахманинова названа улица на Торговой стороне областного центра. На месте сгоревшего в войну имения Онег установлен памятный обелиск. Предполагается восстановить дом Рахманиновых и парк.
Музыкальная жизнь Новгорода в наше время продолжает развиваться в стенах музыкального училища, детской музыкальной школы. Широко пропагандирует классическую и советскую музыку областная филармония. В большинстве районов области существуют детские музыкальные школы.
Источник:
www.vnovgorod.info
Место на карте