[350x453]
Для русской культуры Новгород XVI века имел особое значение. После npисоединения к Москве провинциальный центр Российского государства сохранил одно из ведущих мест в развитии архитектуры, летописания, ювелирного искусства, иконописи, книжного дела. Художественная жизнь города развивалась теперь в рамках единого государства. Наряду с сохранением традиционных черт в развитии искусства на новгородскую культуру XVI века сильное влияние оказало художественное наследие Москвы, особенно проявившееся в развитии архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Наиболее яркая страница духовной культуры Новгорода — зодчество, новый подъем которого наблюдался в начале XVI века. Вместе с великокняжеским строительством в городе возводилось много храмов по заказу и на средства представителей привилегированного купечества («гостей») Сырковых, Таракановых и Корюковых, переселившихся в Новгород из Москвы.
Постройки «гостей» отличались от прежних новгородских храмов значительными конструктивными особенностями. Многоэтажность, хозяйственные помещения, глубокие подвалы для хранения товаров свидетельствуют о практическом применении каменных храмов, предназначавшихся не только для богослужения. Таковы церкви Жен-мироносиц (1510 г.) и Прокопия (1529 г.) на Торгу — постройки «гостей» Сырковых, церковь Климента (1520 г.) на Иворове улице — сооружение Таракановых.
Одна из интереснейших купеческих построек Новгорода—пятиглавая церковь Бориса и Глеба (1536 г.), сооруженная за пять месяцев в Плотницком конце города. В ее внешнем облике наиболее отчетливо отразилось сочетание новгородских и московских архитектурных форм, отличающих ее от обычно одноглавых построек XIV века.
Активно развивалось и монастырское строительство. Поколением великого князя Василия III в 1515 году был сооружен храм Преображения в Хутынском монастыре,с начала XV века находившийся под особым покровительством великих московских князей. В шести километрах от Новгорода государев дьяк Федор Сырков возвел Сырков монастырь с собором Владимирской богоматери (1554 г.), в архитектуре которого ярко отразились черты московского зодчества.
С 1556 года в Новгороде работал типограф Маруша Нефедьев.Раньше знаменитого первопечатника Ивана Федорова Нефедьев вместе с новгородцем гравером и рисовалыщиком Васюком Никифоровым участвовал в создании первых печатных книг в Москве. Всего за период с 1556 по 1563 год он выпустил в столице 8—10 книг, три из которых выполнили новгородцы.
В XVI веке продолжала пополняться сокровищница Новгорода — знаменитая Софийская библиотека. При архиепископе Макарии по всем новгородским монастырям собирали и свозили в Софийский собор книги.
В XVI веке пополнялись сведениями новгородские летописи.В храме Софии хранились исторические и назидательные сочинения, переводы книг греческих и латинских авторов, древнерусские пособия по медицине — лечебники,травники— и многие другие сочинения.
Новгородские книжники работали и в окрестностях Новгорода. Одним из центров книгописания был Сырков монастырь, где рукописные книги переписывались от руки, украшались миниатюрами и орнаментом. Восемь книг XVI века из Сыркова монастыря сохранились до наших дней.
В XVI веке в Новгороде был написан «Домострой» — небольшая по объему книга с практическими советами деловым людям, в ней также излагались нормы поведения человека в семье и быту, содержались правила воспитания детей, обращения со слугами, торговых и административных взаимоотношений между людьми.
С древнейших времен славились новгородские ювелиры. По неполным данным, в конце XVI века в Новгороде было больше ста серебряников. Кроме городских ремесленников и ювелиров при Софийском соборе работали «владычные» мастера, обслуживавшие новгородского архиепископа.
Золотые и серебряные ковши, чарки, корчики, украшенные затейливыми изображениями зверей и птиц, растительным орнаментом, — высокохудожественные предметы, изящество и красота которых восхищают до сих пор. Не случайно многие из новгородских мастеров-серебряников часто работали по личному распоряжению царя в
Москве.
Таким образом, культурная жизнь Новгорода после присоединения его к Москве продолжала развиваться. Новгород сохранил художественное наследие прошлого и обогатился достижениями культуры Северо-Восточной Руси.
Источник:
www.vnovgorod.info
Место на карте