[322x400]
Нашествие монголо-татар затормозило развитие каменной архитектуры в Новгороде. За 70 лет после их нашествия на всей новгородской земле было построено лишь три каменных церковных здания. Сохранилось из них только одно— церковь Николы Липного, в 8 километрах южнее Новгорода, у озера Ильмень, построенная в 1292 году.
Трагичной была судьба древнерусских княжеств, которые временно захватили монголо-татары. Города Киев, Чернигов, Суздаль, Владимир долго оставались в запустении. В Новгороде же не только сохранились памятники архитектуры, но рукописи и книги, многие из которых были доставлены туда книжниками, бежавшими из разоренных княжеств.
В XIII веке летописание в Новгороде вновь велось не только во Владычной канцелярии, но и во многих монастырях. В Лазаревском монастыре, который стоял на левом берегу Волхова, севернее земляного вала, не только переписывали книги, но и переплетали их. Сохранилось девять книг XI—XIV веков из Лазаревского монастыря. Летописи велись и в Лисицком монастыре, находившемся на левом берегу реки Малый Волховец, около Хутыни.
Из книжных памятников XIV века, созданных писцами при Софийском соборе в Новгороде, известны имена многих переписчиков. Сохранились приписки на полях книг с жалобами писца на плохое («лихое») перо, которым неудобно («невольно») писать.
Больше всего грамот на бересте найдено в культурных отложениях XIV века. К тому же времени относится появление былинного эпоса о Василии Буслаеве и о Садко, Известно, что вся корабельная команда Садко была грамотной, и каждый писал свое имя на жребии. О широком распространении грамотности в древнем Новгороде свидетельствуют надписи, сделанные простыми людьми на сапожных колодках, бревнах срубов, крышках бочек, поплавках от сетей, веретенных пряслицах, обнаруженных во время археологических раскопок, на стенах церквей и т. д. Были в Новгороде и наемные писцы, которые за определенную плату выполняли надписи и составляли жалобы.
К концу XIV века в Новгороде развивался новый архитектурный стиль каменных построек — квадратных в плане, кубических в объеме, с полукруглым алтарным выступом с восточной стороны (апсидой). Храмы строились монастырями, жителями улиц или отдельными семьями.
На внешнее оформление построек в тот период влиял западный архитектурный стиль, что отразилось в оформлении окон в виде узких амбразур и стрельчатых многоуступчатых порталов. Фасады и барабаны церквей и тогда украшались свойственными только новгородскому зодчеству фигурными орнаментами. Пример такого богатого сочетания всех новшеств в строительном деле XIV века можно наблюдать в оформлении здания церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Здесь же сохранилась и фресковая настенная живопись, выполненная Феофаном Греком. Влияние школы живописи Феофана Грека видно и фресках церквей Федора Стратилата на Федоровском ручье, на стенах церкви Успения в Болотове.
Таким образом, Новгород и новгородская земля в XIII—XIV веках были не только хранителями культурного наследия, созданного в период Киевской Руси, — им принадлежала ведущая роль в дальнейшем развитии культуры.
В конце XIV века усилилась ведущая роль прогрессивной деятельности московских князей в объединении всех русских земель в борьбе с монголо-татарским игом за создание общерусского государства. На этом фоне ярко наступила корыстная, отсталая политика новгородской правящей феодальной верхушки бояр и церковников, жестоко эксплуатировавших «меньших людей». Демократические слои населения явно тяготели к Москве, к сильной княжеской власти, с помощью которой они наивно надеялись, найти управу на неустойчивых, враждовавших между собой правящих групп феодалов в Новгороде.
Источник:
www.vnovgorod.info
Место на карте