[316x400]
Новгород был крупнейшим культурным центром Древней Руси.
В XI-XII веках на Руси,и особенно в Новгороде, широко распространялись рукописные книги. В 1056—1057 годах дьякон Григорий переписал для посадника Остромира Евангелие. «Остромирово евангелие» — самая древняя из сохранившихся рукописных книг Древней Руси.
С древнейших времен в Софийском соборе создавалась библиотека, известная далеко за пределами Новгорода. Из всех дошедших до нас древнерусских книг (с XI века) более половины принадлежало Новгороду. Это свидетельствует об огромной роли города в развитии русской письменности.
В летописи 1030 года говорится, что князь Ярослав Мудрый собрал в Новгороде «от старост и поповых детей 300 учити книгам» и повелел открыть для них школу.
Ярослав обязал священников в своих приходах учить людей грамоте.
Грамотность в древнем Новгороде по сравнению с другими городами была значительно распространена. Это доказывают не только берестяные грамоты (в Новгороде их найдено около 600), но и граффити (процарапанные на стенах зданий надписи и рисунки), надписи имен владельцев на многочисленных предметах.
Древнейшие летописные записи в Новгороде известны с XI века. Летописание велось не только в Софийском соборе, но и в некоторых пригородных монастырях.
В середине XII века в Новгороде жил ученый монах Кирик. Его по праву называют первым русским математиком. Кирик был руководителем хора церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря. Ему было 26 лет, когда он в 1136 году написал сочинение «Учение им же ведати человеку числа всех лет». В «Учении» Кирика, посвященном счету времени, отражены данные древнерусского календаря, с помощью которого можно было делать сложные математические расчеты с большими числами. И трактате Кирика содержатся сведения о единицах измерения времени: год, месяц, неделя, день, час.
Кирику принадлежит еще одно сочинение — «Вопрошание», в котором он выступил как летописец, записывавший в виде дневника беседы с новгородским архиепископом Нифонтом и другими духовными лицами.
«Учение» и «Вопрошание» свидетельствовали о высокой образованности Кирика, знакомого с сочинениями византийских, греческих и латинских авторов.
О развитии плотницкого мастерства у славян Приильменья IX—XII веков можно судить по образцам деревянных сооружений, известных из летописей, выводам ученых после археологических раскопок,предметам быта и украшениям, найденным археологами. Летописец писал, что в 989 году новгородцы срубили первую деревянную церковь святой Софии «о тринадцати верхах», которая поражала современников своим «благолепием».
Площадь застройки города с усадьбами к концу XII века составляла не менее 100 гектаров (из них 12,5 гектара — площадь детинца). В конце XII века в Новгороде было не менее 50 улиц.
Археологи открыли и изучили сотни оснований деревянных жилых и хозяйственных построек, оборонительных сооружений, мощенных деревом улиц. Уже с X века улицы города покрывали деревянными мостовыми из толстых сосновых плах. Новгород стоит на отложениях плотной глины, и для отвода грунтовых вод древние новгородцы применяли сложную систему желобов и деревянных труб. Остатки такой системы можно увидеть в Новгородском музее.
Первые каменные здания появились в Новгороде в середине XI века.Яркий образец мастерства древних новгородских зодчих — Софийский собор, построенный в 1045—1050 годах при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого.
Каменная архитектура Новгорода развивалась в течение двух периодов — княжеского (до 1136 г.) и республиканского (до 1478 г.) Из известных новгородских храмов княжеского периода сохранилось несколько — Софийский собор; Никольский собор на Ярославовом дворище (1113—1136 гг.), который, как установили археологи и реставраторы, с запада был соединен галереей с деревянным дворцом князя; в Юрьевом и Антониевом монастырях уцелели здания соборов Георгия (1119 г.) и Рождества Богородицы (1117—1119 гг.) и др.
Все каменные постройки периода правления князей принадлежат к храмовой архитектуре киевско-византийского стиля. Они построены из известняковой плиты и валунов с византийской плинфой (кирпичом). При строительстве применяли византийскую цемянку — смесь извести с толченым кирпичом, которая по связующим качествам не уступала цементу.
С середины XII века в Новгороде установилась феодальная республика. Каменные храмовые здания в Приильменъе того периода отличали незначительные размеры. Некоторые ученые объясняют это тем, что заказчиками строений были уже не князья или богатые бояре, а жители улиц, мелких монастырей, даже отдельные семьи. По традиции внутреннее пространство храмов украшали настенной росписью.
В постройках княжеского периода фресковая роспись и мозаика частично сохранились в Софийском соборе, в церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря, в Никольском соборе на Ярославовом дворище и в лестничной башне Георгиевского собора Юрьева монастыря.
В малых храмах живопись второй половины XII века можно увидеть в церквах Благовещения в Аркажах, Георгия и Успения в Старой Ладоге. На весь мир славилась фресковая роспись в церкви Спаса на Нередицком холме около Рюрикова городища, построенная князем Ярославом Владимировичем для - княжеской семьи в 1198 году и расписанная фресками в 1199 году. В прекрасном состоянии фрески были до Великой Отечественной войны. Фашисты до основания разрушили здание.
После войны оно реставрировано, но фрески погибли безвозвратно, сохранились лишь их незначительные фрагменты.
Источник:
www.vnovgorod.info
Место на карте